Российско-американские договоренности в области уничтожения плутония существуют 6 лет, однако процесс стоит на месте. Экологи призывают пересмотреть соглашение, отказавшись от изготовления плутониевого топлива
11 мая американские официальные лица впервые признали, что процесс утилизации 68 тонн плутония в России и США, начавшийся 6 лет назад стоит на месте. “Плутоний остается в неприкосновенности, строительство заводов по его переработке так и не началось”, - пишет «The Washington Post», публикующая сенсационную информацию. Вся ответственность возлагается на недостаточную приверженность администрации Буша проекту утилизации плутония и несогласие России покрывать возможный ущерб в случае аварии на ядерных объектах, задействованных в проекте.
По неясным причинам американская газета игнорирует главную проблему, которая уже много лет тормозит процесс – неспособность Большой Восьмерки (G-8) собрать около 3 млрд. долл. на финансирование утилизации плутония в России. Многие западные страны отказываются помогать, зная об экологической ущербности проекта. В 2000 году экологи добились того, что Германия отказалась поставить в Россию завод по производству плутониевого топлива, что де-факто привело к замораживанию планов утилизации плутония в России.
«Экологи выступают за разоружение и утилизацию плутония, но принципиально другим образом, нежели планируют правительства. Утилизация плутония в старых атомных реакторах чревата серьезными экологическими последствиями и угрозой ядерного распространения. Поэтому отсутствие прогресса – хороший знак. Мы предлагаем альтернативный вариант – остекловывание плутония. Он дешевле и менее опасен», - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», ведущей кампанию против плутониевого топлива с 1998 года.
Ранее в России и США было решено, что плутоний будет использован для производства ядерного топлива (т.н. МОКС-топливо) не смотря на то, что общественность и экологи обеих стран называют этот путь утилизации плутония наиболее опасным и экономически невыгодным. По последним подсчетам плутониевое топливо в 5-10 раз дороже уранового, которое используется сегодня. Стоимость плутониевой программы в США – около 4,6 млрд. долл., в России – 2,7 млрд. долл.
Основным техническим препятствием в переговорном процессе по утилизации плутония является вопрос ответственности за возможный ущерб. В США подряд на строительство завода получил консорциум компаний Duke Power, Stone and Webster, Cogema. Эти же компании будут помогать строить завод в Томске-7 (Северске). Американская сторона требует, чтобы компании, участвующие в строительстве в России, были освобождены от ответственности в случае ядерной аварии во время работы плутониевого завода. Российская сторона отказывается от этих условий.
С экологической точки зрения, утилизация плутония в виде МОКС-топлива чревата серьезными последствиями. При аварии на реакторе, загруженном плутониевым топливом, уровень радиоактивного загрязнения будет вдвое выше по сравнению с аналогичной аварией на реакторе, загруженном «обыкновенным» урановым топливом. Более того, МОКС-программа приведет к большому количеству транспортировок материалов, включающих в себя оружейный плутоний. Во время этих перевозок крайне затруднительно обеспечить высокий уровень безопасности, что породит угрозу террористических актов и краж этого опаснейшего материала. Также, во время транспортировок существует серьезная опасность аварии с последующим загрязнением железных дорог и окружающей среды.