Проект Европейской Конституции обсудил в шести европейских столицах за минувшие выходные председатель ЕС, ирландский премьер Берти Ахерн. Один из главных вопросов - предложенная в Конституции реформа Еврокомиссии. Берти Ахерн пояснил: суть предложения в том, чтобы в обозримом будущем в Еврокомиссию входили бы по представителю от каждой страны, "но со временем, когда ЕС продолжит расширяться, мы должны будем перейти к более компактной комиссии, где комиссары будут ротироваться".
Реформа Еврокомиссии входит в список вопросов, вызывающих наибольшие споры при обсуждении конституции. После четырехмесячного перерыва дебаты по документу возобновит на этой неделе межправительственная конференция. В ней примет участие и новый премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро - в минувшую пятницу он принимал в Мадриде Берти Ахерна. Сапатеро заверил гостя в желании прийти к соглашению по конституции со всеми участниками переговоров - и принять этот документ: "Наше желание - довериться в этом вопросе Ирландии. И в рамках наших с вами обсуждений мы придем к окончательному соглашению".
Предыдущее правительство Испании возглавляло лагерь критиков Конституции, отчасти из-за позиции Мадрида согласование документа затянулось.
А между тем в Большой Европе грядет чистка: такую возможность допустили на встрече в Париже лидеры Франции и Германии - президент Жак Ширак и канцлер Герхард Шредер. Обсудив на прошлой неделе перспективы утверждения Европейской Конституции, они не исключили создания механизма, при котором для принятия документа достаточно будет согласия 20 из 25 стран ЕС. Остальным может быть предложено покинуть ЕС.
В числе кандидатов на исключение - Великобритания. Там, как утверждают аналитики, население, скорее всего, отклонит проект Конституции на референдуме. На встрече с журналистами Ширак попытался смягчить ситуацию: "Во-первых, мы и помыслить не можем, что конституцию не примут. А раз так, то и исключать будет некого".
Франция и Германия - главные сторонники принятия первой общеевропейской Конституции, документа, обсуждение которого уже затянулось сверх установленных рамок. В июне власти 25 стран ЕС должны подписать конституционный проект, а потом он будет отправлен на ратификацию - в национальные парламенты или на референдумы.
В Германии, как пояснил канцлер Шредер, "Закон запрещает выносить на общенародное голосование вопросы такого типа. Поэтому у нас референдума не будет".
В ЕС уже есть опыты неудачных референдумов по жизненно важным вопросам: так, в самый канун вступления 10 стран на Кипре не удалось провести на голосовании вопрос о воссоединении острова.
Заявления лидеров Франции и Германии о возможности принять Европейскую конституцию без единогласной поддержки всех членов ЕС вызвало острые дебаты на европейской политической арене. Первые мнения: официальный представитель Еврокомиссии от имени своего ведомства заметил, что блокирование Конституции какими-то странами "привело бы к ужасным последствиям". Но в то же время совершенно необходимо, чтобы за главный документ проголосовали бы абсолютно все 25 стран ЕС.
Великобританию в связи с заявлениями Ширака и Шредера СМИ уже назвали кандидатом на исключение из большой европейской семьи.
Евродепутат от этой страны Глин Форд ограничивается более мягким предположением: "Если - в этой истории вообще много "если" - так вот, если большинство стран ЕС ратифицируют Конституцию, может сложиться ситуация, когда часть ЕС станет локомотивом, а остальные уйдут в хвост".
Ранее руководство ЕС неоднократно выступало против расслоения большой европейской семьи.