Можно ли управлять слухами?

Можно ли управлять слухами?

Они могут свести с ума человека и привести к поражению политической партии. Они всеядны и всесильны. В чем их сила? И можно ли управлять слухами?

Алла Пугачева — мужчина. Инопланетяне похитили женщину, которая родила от них ребенка. А шерсть верблюдов скоро подорожает. Слышали? Cоседка и подруга говорили? Ребята на работе, в курилке? Вот-вот, и мне о том же мужик весь вечер в ухо дудел, пока мы пиво пили. Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался со слухами, иногда пересказывал их знакомым. Но то, что для нас часть жизни, для психологов и социологов — объект исследований, пишет журнал Paradox.

Слух — вещь вполне рукотворная. Как грамотно запустить его в обращение? Что ж, не бином Ньютона. Придумаем слух, пустим его и проследим за его развитием. Прежде всего, нужна информация, которая была бы одинаково интересна москвичам и жителям деревни Дедюевка, молодым и пожилым, женщинам и мужчинам. Самые распространенные заболевания на Земле — сердечно-сосудистые. Пусть это будет слух о том, что изобрели новое суперлекарство от сердечных заболеваний. Но в продажу оно не поступает, его выдают по списку в администрации президента. Теперь этот слух надо запустить и распространить среди максимально широкой аудитории.

По мнению профессора Акопа Назаретяна, кандидата психологических и доктора философских наук, для успешного распространения слуха нужны два условия: интерес к теме и дефицит надежной информации. Здоровье волнует всех, так что интерес обеспечен. Теперь с дефицитом: поскольку никакого суперлекарства не существует, все официальные организации и специалисты будут открещиваться от него. А нам того и надо! Значит, такой препарат действительно есть, но от народа его прячут! Даже достоверная информация из источника, которому аудитория не доверяет, не устраняет дефицит информации. (И наоборот, ложное сообщение из вызывающего доверие источника — устраняет.) Этим-то мы с вами и воспользовались, запустив слух.

Вот он родился и начал свое путешествие. Из уст в уста, от уха к уху, от сердца к сердцу — только так может распространяться слух. Одновременно возникает любопытная ситуация. Пересказывая слух своим знакомым, вы тем самым поддерживает статус неформального лидера, подтверждаете значимость собственной персоны в глазах окружающих. Мол, я знаю то, чего никто еще не знает.

Черные силы нас злобно гнетут

«А правда, что Рабинович машину выиграл в лотерею?» — спрашивает один сосед другого. «Правда, правда. Только не Рабинович, а Петрович, не машину, а тысячу долларов, не в лотерею, а в карты и не выиграл, а проиграл».

Входя в одно ухо и выходя в другое, слухи трансформируются. Ученым известны несколько характерных тенденций преобразования фабулы в процессе распространения слуха. Например, несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее. Другие подробности выдвигаются на передний план, и тем самым увеличиваются их масштаб и социальная значимость. В нашем слухе о суперлекарстве к информации о его лечебных свойствах постепенно добавится дополнительная. Будут говорить, что оно помогает не только от сердечных заболеваний, но и от... тут перечень будет варьироваться в зависимости от аудитории, в которой слух обсуждается. Обязательно расскажут, что многие уже вылечились, что лекарство трудно достать, что делается оно из рогов или копыт редкого зверя в далекой стране. Все это придаст слуху достоверности. Ведь если лекарство американское (тибетское, непальское, японское), то, скорее всего, замечательное. Если оно делается из левой пятки слонопотама, то обязательно редкое. Непременно появятся люди, которые скажут, что им лично лекарство помогло. Дайте попробовать-то! Нету, кончилось, была только одна таблетка (упаковка).

Слух приспосабливается под стереотипы и установки группы людей, в которой распространяется. И в процессе этого приспособления черное вполне может поменяться местами с белым. Причем буквально. Был поставлен такой эксперимент. Собрали группу испытуемых — белых граждан южных штатов США. Одному человеку из группы показывали фотографию, на которой дрались белый и негр, причем у белого в руке была открытая бритва. Участник эксперимента, который видел фото (кстати, единственный из всей группы), смотрел на него в течение трех секунд, затем пересказывал увиденное другому участнику, после чего выходил из комнаты. Второй передавал услышанное третьему и так далее. В процессе трансляции оставались неизменными драка, число участников, цвет их кожи и бритва. Драка не трансформировалась в мирную беседу, не устранялось расовое различие, побоище не становилось массовым, бритва не заменялась, например, револьвером. Но раз за разом (эксперимент многократно повторялся) рассказ заканчивался одинаково: бритва перекочевывала из руки белого в руку черного, согласуя полученную информацию с укоренившимся в головах испытуемых стереотипом агрессивного негра. Интересно, что эффект, регулярно повторявшийся у взрослых, не наблюдался в экспериментах с детьми.

В книге крупного американского специалиста по психологической войне Пола Лайнбарджера приводится неожиданный факт из истории России. В русских летописях и даже в современном русском языке сохранились свидетельства необычайной многочисленности монголо-татарских войск («тьма-тьмущая»), хотя, согласно данным исторической демографии, они никак не могли быть столь многочисленны. По всей видимости, монгольские полководцы мастерски вели спецпропаганду, разжигая по ночам гораздо больше костров, чем было практически необходимо. В результате возникли деморализующие противника слухи о несметных монгольских ордах. Так что не все слухи безобидны. В том числе и наш слух про несуществующее чудодейственное лекарство. Рано или поздно народ начнет негодовать: лекарство есть, а купить его нельзя. Телевидение и газеты, как всегда, врут, а соседка где-то уже умудрилась его достать, ей помогло — вон какая цветущая ходит...

Слух и смех

Помешать рождению слуха нельзя. Но как победить уже раскрученный слух? Как «убить» нашу дезу о панацее от всех сердечных болезней? Акоп Назаретян рекомендует через источник, которому аудитория доверяет, пересказать сюжет слуха, самокритично объяснить его причину и повод и изложить альтернативную или более приемлемую версию. Можно применить и более тонкие приемы «фланговой» атаки на слух. Это могут быть телевизионные сюжеты, которые напрямую не связаны со слухом, но опровергают его косвенно.

Есть еще один инструмент противодействия слухам — юмор. Веселая своевременная шутка подчас убийственнее для слуха, чем целая серия разоблачений. Например, можно предложить огромный денежный приз любому, кто принесет такое лекарство на телевидение. Приз — в студию! Где же претенденты? Сами понимаете, наш слух в этом случае довольно быстро скончается.

Слухи об исчезновении из магазинов продуктов ушли в прошлое, серийные маньяки тоже нечасто беспокоят нас. Теперь с придыханием обсуждается, сколько у кого жен и какого они пола.

 

Никита Максимов
Оценить статью
(0)