Как не бояться экзамена?

Как не бояться экзамена?

'Студент, готовящийся к экзамену, напоминает эквилибриста в цирке. Водрузив на голову пирамиду разнокалиберных знаний и балансируя, он благополучно доносит ее до экзаменатора. Но при первом же шаге после сдачи экзамена пирамида рассыпается, и собрать ее вновь нет никакой возможности...' Ситуацию экзамена образно описал известный писатель-фантаст Станислав Лем в одном из рассказов о пилоте Пирксе.

Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убедился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше... А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности... А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему? Читайте у Фрейда!

Интеллект - это сложное и 'насыщенное' явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, 'легкость' переключения внимания, или подвижность нервных процессов, способность к мыслительным 'нововведениям' (от 'ригидности' до 'флексибильности') и многое-многое другое. Но на плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект - никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько 'мышление', советует сайт «Психология от RIN.RU» .

Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности, или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом...

Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе... Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы... Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя 'замкнутый круг'.

Переживание страха - состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям - иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. 'Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных...'. А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.

Возникающая при этом навязчивая идея часто создает благоприятную почву для формирования так называемой доминанты (это когда одно очень сильное желание доминирует над всеми остальными). И если мы попытаемся сделать все как можно быстрее, или как можно совершеннее, наш самоконтроль ослабеет, и любой другой посторонний раздражитель может только усилить нашу потребность... Когда у экспериментальных животных возникала такая доминанта, то посторонние раздражители (например, звук или свет) тут же приводили к непроизвольному мочеиспусканию или выделению желудочного сока.

Здесь все зависит от характера доминанты. Не обижайтесь те, кто уже находится в процессе подготовки к экзамену! Все мы можем оказаться во власти той или иной доминанты... Тогда все остальное делаем второпях, а потом в спешке забываем, куда кладем вещи, о чем и с кем говорили, что обещали... Успокоившись, мы уже не можем вспомнить многие детали, которые были для нас тогда несущественными. Известный ученый-физиолог И.П.Павлов, изучавший явление доминанты доказал, что - в полудремотном состоянии ВНД (высшая нервная деятельность) подчиняется особым закономерностям: не сильные, а именно слабые раздражители оставляют в сознании и в памяти наиболее стойкие следы.

Хорошо воспринимаются мысли, передаваемые в словесном выражении, а также в образах сновидений, в музыкальных ассоциациях... Именно они действуют на наш мозг. На их основе формируются новые очаги возбуждения (доминанты), которые способствуют обновлению нервной энергии. Этот внутренний процесс называют еще интуицией, позволяющей добиться и быстроты мыслей, и целенаправленности творческой деятельности.

'А чтобы научиться мыслить творчески, следует развивать и память, и внимание, и сосредоточенность, и наблюдательность, - пишет ученый-физиолог и психолог Каролис Динейка. Это он создал парк лечебной физкультуры и климатолечения в городе Друскинкай (Литва). Вместе с тренировкой мышления необходимо культивировать в себе такие духовные эмоциональные качества, как отзывчивость, душевность, великодушие и способность к самопожертвованию. Особенно важно целенаправленно творить общественное благо...' Поэтому с самого утра нужно закреплять настрой творческой активности и планомерно отключать себя от вредных привычек: злобы, чрезмерной суетливости, пассивности, а также от курения и привычки настраивать себя с помощью алкоголя...

Позитивный настрой - источник 'добрых' эмоций, а мудрая улыбка - генератор творческой энергии. Эффективность труда зависит от творческого импульса или стремления ко всему новому, ранее 'не достигнутому'. Это стремление стимулирует наш интерес к поискам, к разгадыванию неразгаданного... И эти поиски украсят нашу жизнь, сделают ее более насыщенной и интересной (К. Динейка). Замечено, что воспроизведение в памяти человека о прошлых событиях жизни бывает навеяно тем эмоциональным состоянием, которое эти события сопровождало. Иногда даже знакомая музыка напоминает нам приятные моменты прошлого, а звуки сирены заставляют людей старшего поколения вспомнить ужасы войны.

Эмоциональное состояние, в котором мы воспринимали информацию, лучше позволит ее и воспроизвести. Только не советую вам 'под мухой' приходить на экзамен... Желаемой эмоциональной окраски можно достичь и самостоятельно. Ведь мы можем ее регулировать. Для этого достаточно вашего желания и некоторых приемов саморегуляции, например, музыки, дыхания, физических упражнений или установки своему 'подсознанию'. В этом вам помогут советы специалистов. Но вместо этого мы... 'Лихорадочно дописываем и рассовываем шпаргалки - некоторая оснащенность не повредит... Шнурок на ботинке - на три узла, была бы только 'тройка'...

Полотенце на пять узлов это программа максимум. Ножницы на пол, чайную ложку под книжный шкаф, в кармане два окурка, огрызок яблока. Три раза через левое плечо, ну и все, мама, бегу, пока, ни пуха, ни пера, к черту... Бешеный бег по улице', - описывает сборы на экзамен врач-психотерапевт Владимир Леви. Итак, если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать... Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому, что в спешке и запоминали.

Но можно ли ожидать других темпов подготовки к экзамену, если мы приступаем к изучению предмета как раз перед самым экзаменом? У многих ответ готов: зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки (что тоже полезно) или надеяться на 'счастливый' билет! И если к этому добавить некоторые 'неписаные' правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову... или вообще не мыться, чтобы не смыть знания, то можем считать, что сделали все от себя зависящее для маленькой 'троечки'. Лишь у самой двери той комнаты, где сидят монстры-экзаменаторы, появляется дрожь в коленках - это реакция на страх - и тогда понимаешь, что не готов!

Подогреваемые советами друзей, которые наверняка 'все знают', мы разочаровываемся... в себе. У нас начинает формироваться комплекс 'неполноценности', когда понимаем, что, несомненно, 'хуже всех'... Комплекс 'неполноценности' - пренеприятный аккомпанемент неуверенности, он обязательно возникает у того, кто переутомился, не сумел подготовиться морально, даже если хорошо усвоил сам предмет.

Тогда являешься на 'растерзание' экзаменационной комиссии с опухшими от бессонных ночей глазами, неуверенно выбирая билет и бормоча его номер, и все мысли куда-то 'испарились', кроме одной; похожей на доминанту: 'скорее бы все это закончилось!'. А бодренькие сокурсники, что 'пугали' жестокостью комиссии, что-то уверенно вещают и еще больше 'вгоняют' нас в комплекс. Комплекс 'неполноценности' - самое плохое, что могло 'придумать' наше сознание. Он даже сам по себе гипнотизирует окружающих, заставляя их увидеть все наши недостатки... Советую вам срочно от них избавиться! Первым шагом на пути к истреблению комплексов будет ваша уверенность.

Уверенность хотя бы в чем-то, пусть даже в завтрашнем дне. Неуверенность, временно возникающая из-за ограниченных возможностей нормально действовать, часто бывает обусловлена переутомлением. Чтобы избежать неуверенности, следует выходить на подиум свежим и отдохнувшим. Помните, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! И чем важнее для вас экзамен, тем больше моральных сил вам понадобиться, и тем больше надо спать. Только во сне в нервных клетках образуется 'тигроидное' вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования.

Оно так называется потому, что под микроскопом похоже на раскраску тигра. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики. Поэтому если вы почувствовали усталость, сильную 'сонливость', лучше отдохните! А вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала, дайте своему мозгу установку: 'сохранить информацию'. И спите себе спокойно! Именно во сне происходит переработка всей накопленной за время бодрствования информации, которая сортируется и укладывается поглубже, подобно тому, как мы укладываем книги на полках, - и сохраняется в 'долговременный' памяти.

Случается, что мы не можем уснуть из-за комплекса 'недо', когда нам все еще кажется, что 'недочитал', 'недоучил', 'недоповторил' и вообще 'недопонял'. И если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов, тогда бессонница, переутомление, и снова неуверенность... А может мы неэкономно распределили время, отведенное на подготовку к экзамену? Тогда распределите его равномернее! А материал 'разбейте' по главам, темам, количеству килобайт информации - как хотите! Но обязательно оставьте один день на повторение материала.

День, а не ночь! Ведь до экзамена всегда не хватает именно одного дня. Так вы избежите цейтнота и его 'непредсказуемых' последствий. Не готовьтесь к экзамену в спешке, и помните, что всегда 'лучше меньше..., чем ничего!'. Случается, что мы переутомляем свой мозг бессмысленным повторением, когда сами того не замечая, вместо осмысления материала, начинаем его попросту зубрить... Вернувшись к нему через время, ничего не можем вспомнить. И учим заново, спешим, волнуемся.

Появляется 'порочный круг зубрилы'. Выученный наизусть материал, к сожалению, не будет полезен там, где понадобится решить задачу или ответить на дополнительный вопрос. Ну, если, конечно, вы не собираетесь его декламировать как стихи. Тогда пятерка обеспечена. Представляете высшая математика в стихах! Или теоретическая механика! (У преподавателей этих дисциплин юмора должно хватить). Если же вам не удалось переложить учебный материал в поэтическую форму, тогда... лучше уж пишите шпаргалки. Полезное дело: даже если вы ими не воспользуетесь, воспользуются ваши товарищи. Эта работа поможет вам кратко сформулировать свои мысли, выделить главное в тексте и, наконец, увидеть весь объем требуемых на экзамене знаний.

Но только пишите шпаргалки не по билетам, а по темам, по отдельным вопросам, освещенным в билетах и т.п. Иногда даже само присутствие шпаргалки где-то рядом само по себе способно нас успокоить. А если вас успокоит учебник под подушкой, когда вы укладываетесь спать, то пусть он там лежит, если конечно не давит затылок. Но не учите во время еды: на экзамене вас кормить не будут (экзамен - не дрессировка!). Все равно организм будет настроен на переваривание пищи, а не информации. На Руси говорили: 'Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память'... Так что умейте отдыхать от информации, хотя бы во время еды и сна! И не спешите охватить всю программу сразу, за один день. Даже если мы отдыхал в течение всего семестра, мы имеем возможность наверстать упущенное перед экзаменом. Да и сам экзамен - чудесный пример эффективного усвоения некоторой части учебного материала. Иногда свои экзаменационные билеты и ответы на них мы будем помнить всю жизнь...

А еще не приглашайте накануне экзамена друзей в гости, даже если они согласятся писать за вас шпаргалки. Лучше учить самостоятельно, а повторять уже вместе. И не рекомендуется также запомнить сразу все. Ничего не получится! Мы все равно ограничены возможностями 'оперативной' памяти. Ученый-психолог Миллер, сравнивая память с кошельком, куда можно положить ограниченное количество денежных единиц (не более 7-ми, 8-ми, 9-ти), установил, что человек может запомнить и повторить только 7 плюс минус 2 символа.

По этой причине мы короткое время можем 'удерживать' в памяти номера телефонов, адреса, имена события, любые 7 цифр или букв, до тех пор, пока они не 'запомнятся'... или не 'забудутся'. При этом для памяти не важно, какие деньги мы положим в кошелек: доллары или центы. Если объединить эти простые символы (центы) в сложные, более насыщенные информационные единицы, например, буквы - в слова, слова - в предложения, а предложения - в мысли и увязать их с помощью образов, то объем информации существенно сократится. Для этого понадобится не память, а логическое мышление, которое и позволит нам выделить общее для этих символов.

Поэтому после повторения 7-9-ти символов (новых слов, чисел и т. п.) делайте небольшие паузы. За это время ваш мозг 'сохранит' информацию даже без вашего прямого участия. Слишком длинный ряд символов, например, случайных чисел, в оперативной памяти не сохраняется. В этом случае мы имеем дело с законом 'Края', когда запоминаются только первые и последние символы в ряду, а середина - пуста, забыта. Можете сами это проверить. Думайте, прежде чем отвечать. Однако... 'люди пытаясь научиться чему угодно, только не умению мыслить. Они пытаются рассуждать логично, не заботясь о том, чтобы мыслить правильно. Они путают эти вещи...', - писал А. де Сент-Экзюпери. Мы стараемся думать лишь тогда, когда нам очень важно решить проблему, а не тогда, когда надо что-то запомнить. Но без сокращения объемов информации сейчас просто не обойтись...

Кроме того, нам должно быть интересно, тогда и работа спорится. Мы почему-то запоминаем тот номер телефона, владелец которого нам нужен или нравится. И вряд ли забудем интересную и нужную для нас книгу. Некоторые, номера или адреса, наоборот, ну никак не укладываются в памяти. Именно поэтому учиться нужно с интересом, или не учиться совсем. Постарайтесь сделать изучаемый материал для себя интересным, найти в нем то, что может оказаться когда-нибудь нужным и полезным. Ищите информацию самостоятельно, тогда она лучше усваивается. Осмысливайте ее.

А еще никогда не бойтесь преподавателя! (Он и сам вас боится). Лучше постарайтесь выяснить его 'любимую' тему, ту которую он лучше всего знает, его интересы, хобби. Зная это, приготовьте экзаменатору 'сюрприз', в виде новой информации по его любимой теме. Чем зубрить, лучше 'поройтесь' в популярной литературе. Обязательно постарайтесь украсить свой ответ интересными фактами, примерами, а иногда и случаями из жизни. Вот тогда вам не придется отвечать на третий вопрос... Главное, с первого же момента подготовки к экзамену, рассчитывайте только на 'отлично', независимо от ваших прошлых заслуг. А чем это вы хуже других?! Обязательно обеспечьте себе 'запас' для снижения оценки. А рассчитывая на 'отлично', не ставьте ее целью всей вашей жизни, лучше представьте, какая у вас появится возможность на экзамене высказаться, проявить свою эрудицию и способности, и наконец, похвастаться! Обязательно сохраняйте свою индивидуальность: не сравнивайте себя с другими, особенно, перед экзаменом.

И не реагируйте на нелицеприятные замечания окружающих относительно ваших знаний, внешности, способностей и т.п. Вам виднее! Перед тем, как идти на экзамен, никогда не прислушивайтесь к жалобам сокурсников, обиженных на всю экзаменационную комиссию. Отвечая на вопросы, старайтесь не 'вспоминать', а думать: пробелы в памяти заменит удачно обоснованная мысль. Будьте спокойны при подготовке, ведь вашей жизни ничто не угрожает! Забудьте обо всех неудачах, случавшихся с вами когда-либо на экзамене. Помните об успехах! Любите и уважайте себя как личность, единственную и неповторимую, способную преодолеть любые трудности, а не только сдать экзамен. Сдав экзамен, не спешите освобождаться от 'груза' полученных знаний, возможно, они пригодятся вам в будущем. Но не следует и относиться к своей памяти, как к чердаку, заполненному разным хламом. Делайте, как 'советовал' Шерлок Холмс, периодическую уборку этого хлама...

На экзамене, а затем и на всю жизнь сохраните уверенность в себе. 'Уверенность в себе, писал Ф. Шиллер, - основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу, чтобы действовать. С этим чувством подойдите ко всем жизненным проблемам, например, взаимоотношениям с родителями. Если они вас не понимают, как это часто бывает, постарайтесь спокойно и уверенно изложить свои претензии и пожелания. Может быть, перечисленные выше советы помогут вам найти язык взаимопонимания. Тогда вместе прочтите Советы родителям:- Уважаемые родители! Сыном или дочерью следует интересоваться не только накануне экзамена или когда уже 'принесена' оценка. Полезно замечать их и в другие периоды жизни...- Не отвлекайте их от подготовки, не мешайте сосредоточиться. Все-таки экзамен для него это стресс.- Не следует создавать особых условий, ведь подготовка к экзамену - не болезнь!- Определите сначала, кому нужна оценка: вам или вашему ребенку. И так ли опасна 'тройка'?- Не унижайте и не пугайте ребенка.

Помните, что он унаследовал некоторые ваши достоинства и недостатки...- Не забывайте, что он тоже личность. Избегайте насилия над личностью! А если и в этом случае родители не поняли вас, и продолжают процесс воспитания, ну тогда... приведите слова известной писательницы Жорж Санд: 'Изменить свою сущность невозможно. Можно только направить во благо различные особенности человеческого характера, даже его недостатки - в этом кроется великая тайна и великая задача воспитания'.

 

Наталья Гордеева

Оценить статью
(0)