На Нью-Йоркской товарно-сырьевой сырьевой бирже в понедельник был установлен новый рекорд цены на нефть. Торги по июльским поставкам завершились на отметке $41,72 за баррель, что является наивысшим показателем закрытия за 21-летнюю историю заключения на бирже фьючерсных контрактов на "черное золото". На момент закрытия также был побит рекорд для цены бензина - $1,4578 за галлон (3,75 литра). Согласно официальным данным, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нефть и автомобильное топливо подорожали в Нью-Йорке, соответственно, на 43% и 61%.
Как считают аналитики, обещание Саудовской Аравии увеличить в июне объемы добычи до 9 млн. баррелей в день, а также намерение ОПЕК принять на следующей неделе решение о повышении квот не может удовлетворить растущий мировой спрос на энергоносители. При этом очевидно, что состояние мировой экономики напрямую зависит от уровня цен на нефть. Причем, для мировой экономики опасны и экстремально высокие и экстремально низкие цены на нефть.
Большинство экономистов сходятся, что оптимальными для мировой экономики являются цена в $26-28 за баррель нефти, при этом страны ОПЕК с 2000 года стремятся держать цены в коридоре $22-28 за баррель, хотя периодически заявляют, что честной ценой будет цена $30-34.
На сегодняшний день мировые запасы нефти сконцентрированы, в основном, в наиболее нестабильных регионах мира. Как отмечает Washington ProFile, государства Персидского залива ныне производят примерно 25% мировой нефти, на их территории находится примерно 75% всех разведанных месторождений.
Фактически ведущие экономики мира - США, Японии, Европы - напрямую зависят от поставок ближневосточной нефти. Начиная с 1970 года, поставки нефти из этого региона серьезно не прерывались, но потребителей нефти постоянно беспокоит подобная возможность: крупные террористические атаки, войны и революции могут серьезно ударить по мировой экономике.
Так как мировая экономика зависит от нефти, опасения вызывает то, что в обозримом будущем запасы этого сырья могут иссякнуть. Ежедневно мир потребляет примерно 80 млн. баррелей нефти. По прогнозу Международного Энергетического Агентства, к 2030 году объем потребления увеличится до 120 млн. баррелей. Однако достоверно неизвестно, имеются ли месторождения нефти, способные удовлетворить энергетический голод человечества.
Международное Энергетическое Агентство предполагает, что в мире существует примерно 1 трлн. тонн нефти в неоткрытых пока месторождениях, причем 70% этого сырья находится вне Ближнего Востока.
По данным исследования, проведенного компанией British Petroleum, ситуация намного тяжелее: разведанные нефтяные запасы Канады, Вьетнама и Великобритании при нынешних темпах добычи должны иссякнуть уже через шесть лет, Норвегии - через 8, США - через 11, Туркменистана - через 12, России - через 19, Казахстана - через 27, Мексики - через 21, Нигерии - через 30, Катара - через 55. Месторождений Саудовской Аравии должно хватить на 85 лет, ОАЭ - на 114, Кувейта - на 127, Ирака - на 128.
По данным Американского Института Нефти, 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Таким образом человечеству дано максимум 30-50 лет, чтобы найти замену нефти.
По оценкам эксперта в области энергетики Вацлава Смила, мировые запасы нефти достаточно ограничены. По его расчетам, разрабатываемые месторождения нефти содержат 850 млрд. баррелей, плюс 150 млрд. баррелей находятся в уже разведанных месторождениях. Таким образом, мировые запасы нефти вряд ли превышают 1 трлн. баррелей - это всего лишь примерно пятая часть от объема нефти, уже использованной человечеством. Согласно этому прогнозу, в случае если не будет найден какой-либо способ резко увеличить экономию нефти, то мировых запасов хватит не более чем на несколько десятилетий.
Для сравнения: мировые запасы угля оцениваются в 1 трлн. тонн, при нынешнем уровне потребления его должно хватить на 230 лет.
Рост цен на нефть вызывает цепную реакцию - неизбежно дорожают товары и многие услуги, кроме того значительно увеличивается инфляция. По оценкам консалтинговой фирмы Standard&Poor, увеличение цены барреля нефти на $10 уменьшает экономический рост США на 0.25%.
Международное Энергетическое Агентство рассчитало, что если бы два последних года мировые цены на нефть оставались в районе $25 за баррель, то рост мировой экономики был бы выше, по меньше мере, на 0.5%.
Тем не менее, низкие цены на нефть не помогают развитию мировой экономики. Известный экономист Роберт Самуэльсон объясняет этот парадокс следующим образом: чем ниже цены, тем больше нефти используется, и тем уязвимей становится мировая экономика к любого рода внезапному сокращению поставок нефти. Кроме того, высокие цены на нефть часто невыгодны государствам-экспортерам нефти, не находящихся в зоне Персидского залива - потому что их затраты на добычу выше. Это, в свою очередь, может привести к возникновению нефтяного дефицита и резкому взлету цен.
По данным Американского Института Нефти, в США 43% нефтепродуктов используется в качестве топлива для автомобилей, 9% - в качестве авиатоплива, 11% - как дизельное топливо, 16% - идет на изготовление асфальта, пластика, масел и т.п. 4% - используется для отопления домов, 5% - в качестве корабельного топлива, 12% - для иных нужд. За период с 1990-2000 годов структура потребления нефти практически не изменилась.
Любопытно, что борьба за экономию нефти часто приводит к противоположным результатам. Например, проблемы возникают и при создании более экономичных автомобилей. В США постоянно ужесточаются нормы расходования топлива. К примеру, легковой автомобиль должен пробегать, используя один галлон (примерно 3.7 литра) бензина, 27.5 миль (1 миля примерно 1.8 км). Одна из целей этого - уменьшить потребление бензина и таким образом снизить зависимость США от импорта нефти. Производители автомобилей достигают целей экономии, не только оснащая машины более совершенными двигателями, но и стараясь максимально уменьшить их вес, что неизбежно ведет к уменьшению прочности корпуса. В результате уменьшается уровень безопасности. По подсчетам Национальной Академии Наук США, стремление сэкономить бензин стоит США примерно 1.2-16 тыс. смертельных случаев в год.
Парадоксально, но ужесточение норм экономии топлива становится причиной повышения его потребления: на экономичных автомобилях люди предпочитают ездить больше, сжигая таким образом больше бензина. Современные автомобили - на 50% экономичней машин, выпускавшихся в 1970-е годы. Однако за это же время среднестатистический американец стал преодолевать на автомобиле вдвое большие расстояния. Несмотря на все меры, призванные ужесточить экономию, по прогнозу Министерства Энергетики США к 2020 году потребление энергии в США возрастет на 32%, при этом потребление нефти возрастет на 33%.
В глобализированной экономике мира негативная ситуация в одной стране мгновенно отражается на положении дел в других странах. Следует цепная реакция: например, вызванный высокими ценами на нефть застой в экономике США мгновенно вызывает снижение потребления нефти и, соответственно, падение мировых цен на нефть, что негативно отражается на нефтедобывающих странах. В результате кризиса в США резко уменьшается потребительский спрос, что вызывает проблемы у многих стран, экспортирующих свои товары в США.
По мнению Пола Джоскова, директора Центра Энергии и Охраны Окружающей Среды Массачусетского Технологического Института, энергетические кризисы, связанные с бурным ростом или наоборот, падением цен на нефть будут постоянно повторяться в будущем, причем их острота будет только увеличиваться. Пол Джосков пишет: "Слово "кризис" означает лишь, что правительство той или иной страны ошиблось в определении своей энергетической политики. Ошибки всегда можно исправить. Невозможно лишь исправить полное исчезновение мировых запасов нефти".
Досье Washington Profile
Краткая история нефти
Доля нефти в общем потреблении энергоресурсов постоянно растет: если в 1900 году на долю нефти приходилось 3% мирового энергопотребления, то к 1914 году ее доля выросла до 5%, в 1939 году - до 17.5%, достигла 24% в 1950 году, 41.5% в 1972 году и примерно 65% - в 2000 году.
Примерно 3 тыс. лет до н. э. Жители Ближнего Востока начинают использовать нефть в качестве топлива, для изготовления оружия, для светильников и строительного материала (битум, асфальт). Нефть собирали с поверхности открытых водоемов.
347 год н. э. В Китае впервые пробурили скважины в земле для получения нефти. В качестве труб использовались полые стволы бамбука.
7 век н. э. В Византии или Персии изобретено супероружие того времени - "греческий огонь", изготавливаемый на основе нефти.
1264 год. Итальянский путешественник Марко Поло, проезжавший по территории современного Азербайджана, сообщил, что местные жители собирали нефть, просачивающуюся из земли. Примерно в это же время отмечено начало торговли нефтью.
Примерно 1500 год. В Польше впервые стали использовать нефть для освещения улиц. Нефть поступала из района Карпат.
1848 год. Первая в мире нефтяная скважина современного типа пробурена на Апшеронском полуострове неподалеку от Баку.
1849 год. Канадский геолог Абрахам Геснер впервые получил керосин. В 1857 году была изобретена керосиновая лампа. Это изобретение позволило сохранить мировое поголовье китов, поскольку керосин, заменивший китовый жир, стал более популярным и удобным источником энергии для освещения жилищ. До начала массового производства керосина галлон (около 4 литров) китового жира стоил около $1.77. После появления керосиновых ламп цена упала до $0.40 - керосин продавался по цене $0.07 за галлон. Мировой китобойный промысел оказался в глубоком кризисе.
1858 год. Нефть начали добывать в Северной Америке (Канада, провинция Онтарио).
1859 год. Начало нефтедобычи в США. Первая скважина (глубиной 21 метр) пробурена в штате Пенсильвания. Она позволяла добывать 15 баррелей нефти в день.
1962 год. Появление новой единицы объема, которой измерялось количество нефти - "баррель" ("бочка"). Нефть тогда перевозили в бочках - железнодорожные цистерны и танкеры еще не были изобретены. Баррель нефти равен 42 галлонам (в одном галлоне примерно 4 литра). Этот объем нефтяной бочки равен официально признанному в Великобритании объему бочки для перевозки селедки (соответствующий указ в 1492 году подписал король Эдуард Четвертый). Для сравнения, "винный баррель" равен 31.5 галлонам, "пивной баррель" - 36 галлонам.
1870 год. Первый опыт создания нефтяной монополии. Джон Рокфеллер основал компанию Standard Oil, которая на момент создания контролировала 10% нефтедобычи в США. Через два года доля Standard Oil выросла до 25%, а еще через пять лет - до 90%. Впоследствии политика Standard Oil привела к принятию в США первого в мире антимонопольного законодательства. В 1911 году Верховный Суд США постановил разделить Standard Oil на 39 мелких компаний, чтобы положить конец монополизму в нефтяной сфере.
1877 год. Россия впервые в мире начинает использовать танкеры для доставки нефти из бакинских месторождений в Астрахани. Примерно в том же году (данные из различных источников расходятся) в США построена первая железнодорожная цистерна для перевозки нефти.
1878 год. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку. Массовая электрификация городов и снижение потребления керосина на короткое время ввергло мировую нефтяную промышленность в состояние депрессии.
1886 год. Германские инженеры Карл Бенц и Вильгельм Даймлер создали автомобиль, работавший на бензиновом двигателе. Ранее бензин был лишь побочным продуктом, образовавшимся при изготовлении керосина.
1890 год. Германский инженер Рудольф Дизель изобрел дизельный двигатель, способный работать на побочных продуктах переработки нефти. Ныне индустриально развитые страны мира активно ограничивают использование дизельных моторов, которые наносят значительный ущерб окружающей среде.
1896 год. Изобретатель Генри Форд создал свой первый автомобиль. Через несколько лет он впервые в мире стал применять конвейерный метод сборки, что значительно снизило стоимость автомобилей. Это стало началом эры массовой автомобилизации. В 1916 году в США было 3.4 млн. автомобилей, через три года их количество увеличилось до 23.1 млн. За это же время среднестатистический автомобиль стал проезжать вдвое большее расстояние за год. Развитие автомобилестроения привело к бурному росту числа автозаправочных станций. Если в 1921 году в США было 12 тыс. АЗС, то в 1929 - 143 тыс. Нефть стала рассматриваться, прежде всего, как сырье для производства бензина.
1903 год. Первый полет самолета. Его совершили братья Райт, считающиеся "отцами" современной авиации. В начале развития авиации (примерно до 1917 года) к авиационному бензину не предъявлялось особых требований. В 1920-е годы начались масштабные исследования, поставившие своей задачей создать особо чистое авиационное топливо - от этого напрямую зависели и продолжают зависеть летные качества самолетов.
1904 год. Крупнейшими странами-производителями нефти стали США, Россия, современная Индонезия, Австро-Венгрия, Румыния и Индия.
1905 год. В Баку (Азербайджан, тогда Российская Империя) случился первый в мировой истории масштабный пожар не нефтяных приисках.
1907 год. Британская компания Shell и голландская Royal Dutch слились в Royal Dutch Shell
1908 год. Открыты первые нефтяные месторождения в Иране. Для их эксплуатации создана Англо-Персидская Нефтяная Компания, позднее ставшая компанией British Petroleum.
1914- 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля за месторождениями нефти.
1918 год. Впервые в мире Советская Россия национализировала нефтяные компании.
1924 год. Первый "нефтяной" скандал в большой политике. Президент США Уоррен Хардинг доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом" - поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Хардинга проводилось расследование, но Хардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом.
1932 год. Месторождения нефти открыты в Бахрейне.
1938 год. Месторождения нефти открыты в Кувейте и Саудовской Аравии.
1939-1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон. Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии.
Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти.
После того как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива.
Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.
Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология практически не применялась.
Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2-3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.
1951 год. Впервые в истории США нефть стала главным источником энергии, оттеснив уголь на второе место.
1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет мировые цены на нефть за короткое время выросли вдвое.
1956 год. Месторождения нефти открыты в Алжире и Нигерии.
1959 год. Первая попытка создать международную организацию поставщиков нефти. В Каире (Египет) прошел Арабский Нефтяной Конгресс, участники которого заключили джентльменское соглашение о совместной нефтяной политике, которая должна была увеличить влияние арабских государств в мире.
1960 год. В Багдаде (Ирак) образована Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК). Ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Ныне в состав ОПЕК входят 11 стран.
1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.
1968 год. Открыты крупные нефтяные месторождения на территории Аляски.
1969 год. Первая крупная экологическая катастрофа, причиной которой стал разлив нефти. Причиной стала авария на нефтедобывающей платформе неподалеку от побережья Калифорнии.
Месторождения нефти открыты в Северном море, их промышленная разработка начата в 1975 году.
1971 год. Первое международное соглашение о согласованном повышении цен на нефть. Ливия, Саудовская Аравия, Алжир и Ирак договорились поднять цены на нефть с $2.55 до $3.45 за баррель.
1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве).
В результате мировые цены на нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии.
Начиная с 1978 года, Министерство Энергетики США ежегодно вкладывает в научные исследования, призванные найти способы экономичного использования нефти, более $12 млн.
В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю СССР приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала также важна для мировой экономики, как и доллар.
1975 год. Конгресс США принял решение создать стратегический нефтяной запас в стране для того, чтобы снизить зависимость экономики от экспортной нефти в будущем. Запасы нефти находятся в глубоких пещерах, их объем оценивается в 700 млн. баррелей - по состоянию на начало 2003 года в них хранилось около 600 млн. баррелей. Кроме того, Конгресс принимает решение ввести жесткие правила экономии энергии. Аналогичные шаги предпринимают все индустриально развитые страны мира. В 1977 году Президент США Джимми Картер принимает решение создать Национальный Энергетический План. Его цель - снизить зависимость от импортируемой нефти. План, в частности, предусматривал введение норм экономичности (миль на галлон бензина) для автомобилей.
1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть - исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты, крупномасштабный инцидент с АЭС в США, Саддам Хусейн стал президентом Ирака, нападение Ирака на Иран. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.
1981 год. Страны ОПЕК снизили производство нефти примерно на четверть по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились.
1982 год. Страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году - 3.4 млн. Однако появление экономичных автомобилей позволило смягчить этот кризис.
1986 год. Резкое падение мировых цен на нефть.
Авария на Чернобыльской АЭС.
1986 - 1987 годы. "Танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива
1988 год. Крупнейшая в истории авария на нефтяной платформе. Британская платформа в Северном Море Piper Alpha загорелась. В результате погибло 167 человек из 228, находящихся на ней.
1989 год. При посредничестве ООН Ирак и Иран подписали соглашение о прекращении огня.
Крупнейшая в истории авария нефтяного танкера Exxon Valdez у побережья Аляски. Более 2.1 тыс. км побережья Аляски были загрязнены. Спасательные работы продолжались почти два года. Несмотря на все усилия спасателей, погибло огромное количество обитателей моря (к примеру, популяция лосося в этом районе уменьшилась в 10 раз и не восстановилась до сих пор). Цены на нефть несколько выросли.
1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировые цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца августа мировые цены на нефть поднялись с $16 за баррель до $28. В сентябре они достигли $36.
1991 год. Войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая, иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.
Война сопровождалась крупнейшей в истории экологической катастрофой. До 4 млн. баррелей нефти вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнила около 600 км побережий.
Распад СССР, после которого поставки советской нефти за рубеж резко уменьшились.
1993 год. Впервые в истории США импортировали больше нефти, чем добыли ее.
1994 год. Создан первый автомобиль, использующий в качестве топлива водород - VW Hybrid.
1995 год. Компания General Motors продемонстрировала первый электромобиль - EV1.
1997 год. Компания Toyota создала первый массовый автомобиль, работающий на бензине и электричестве - Prius.
1998 год. Крупномасштабный экономический кризис в Азии. Мировые цены на нефть резко снизились. Причиной этого стала необычно теплая зима в Европе и Северной Америке, увеличение производства нефти в Ираке, потребление нефти странами Азии и ряд других факторов. Если в1996 году средняя цена барреля нефти составляла $20.29, в 1997 году - $18.68, то в 1998 году она упала до $11. Падение цен на нефть привело к крупнейшему финансовому кризису в России. Чтобы остановить падение цен страны ОПЕК уменьшили производство нефти.
Подписан 50-летний мораторий на разработку месторождений нефти в районе Антарктиды.
Крупные слияния нефтяных компаний: British Petroleum приобрела Amoco, а Exxon -компанию Mobil.
1999 год. Слияние крупнейших французских нефтяных компаний: Total Fina и Elf Aquitaine.
2000 год. Россия заняла третье место в мире по объемам добытой нефти, пропустив на первую и вторую позицию Саудовскую Аравию и США. Россия добыла 9.1% мировой нефти, Саудовская Аравия - 12%, США - 10%.
Для сравнения, по данным Международного Энергетического Агентства, в 1973 году на долю СССР приходилось 15% мировой добычи. Большинство импортируемой нефти США получали из Канады, Саудовской Аравии, Венесуэлы, Мексики и Нигерии.
2001 год. Террористическая атака на США.
2002 год. В результате общенациональной забастовки Венесуэла резко уменьшила экспорт нефти. По данным Администрации Энергетической Информации, в 2001 году главным поставщиком нефти в США была Саудовская Аравия. В 2002 году крупнейшим поставщиком нефти на рынок США стала Канада (1 926 тыс. баррелей в день). В десятку крупнейших стран-поставщиков нефти в США ныне входят лишь две страны из Персидского залива - Саудовская Аравия (1 525 тыс. баррелей) и Ирак (449 тыс. баррелей). Большую часть нефти США получают из Канады (1 926 тыс.), Мексики (1 510 тыс.), Венесуэлы (1 439 тыс.), Нигерии (591 тыс.), Великобритании (483 тыс.), Норвегии (393 тыс.), Анголы (327 тыс.) и Алжира (272 тыс.).
Начато строительство нефтепровода Баку-Джейхан.
Объединились крупнейшие нефтяные компании Conoco и Phillips.
У побережья Испании потерпел крушение танкер Prestige - в море вылилось вдвое больше топлива, чем в 1989 году (Exxon Valdez).
Начались массовые продажи автомобилей, работающих на альтернативном топливе.
2003 год. США начали войну в Ираке. British Petroleum приобрела 50% крупной российской нефтяной компании THK. Сенат США отверг предложение начать разработку нефти на территории крупнейшего заповедника на Аляске. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины - война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе) и достигли примерно $30 за баррель.
2004 год. Цены на нефть достигли рекорда, превысив $40 за баррель. Главными факторами считаются проблемы США в Ираке и рост потребления нефтепродуктов в странах Азии, особенно в Китае, который впервые в истории стал импортировать нефть. В пятерку крупнейших мировых импортеров нефти в мире входят США, Япония, Южная Корея, Германия и Италия.
По оценкам аналитиков компании Amoco, на территории государств Персидского залива содержится две трети всех мировых запасов нефти. Государства Персидского залива в 2001 году обеспечили 22.8% всего импорта нефти в США. На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млрд. баррелей нефти.
По данным BP Statistical Review of World Energy, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии (261.8 млрд. баррелей). Запасы Кувейта оцениваются в 98.6 млрд. баррелей, Ирана - 89.7, России - 48.6. При этом себестоимость иракской и саудовской нефти самая низкая в мире.