Оплот Юлия Цезаря

Монастир – город обманчивый. Кажется туристу, что он летит в бедуинскую Африку, а тут - чистенькая улыбчивая Европа. Во-первых, сказывается географическое положение - от Европы, в частности, Сицилии, Тунис отделяет только 120 километров пролива. А во-вторых, на протяжении многих лет он был французской колонией, что нашло свое отражение в культуре страны. Поэтому и дороги Монастира типично европейские, безупречно ровные, и в интерьерах отелей гармонично сочетается традиционная восточная роскошь и европейский комфорт. Но при всем этом, в Монастире уникальный, совсем «неевропейский» воздух: наполненный жарким дыханием Сахары, морскими брызгами и ароматом специй. И еще только спускаясь по трапу самолета, туристы уже понимают, почему еще древние римляне строили здесь свои курорты, пишет Travelonline.ru .

 На типичный курортный городок Монастир тоже не похож: он совсем небольшой, и тем удивительнее смотрятся здесь размашистые проспекты и огромные площади. Это противоречие объясняется просто: Монастир - это родной город первого президента независимого Туниса Хабиба Бургиба, и в 60-е годы до 10 процентов государственного бюджета Туниса тратилось на развитие этого города. Теперь в уютный и ухоженный город каждый год приезжают не только простые туристы, но и «звезды». Например, известно, что Монастир - любимое место работы и отдыха американского режиссера Джорджа Лукаса. Здесь он снимал первую серию из цикла об Индиане Джонсе, а немного южнее, в подземном городе троглодитов - несколько начальных эпизодов "Звездных войн".

Население города невелико даже по «среднероссийским» меркам – здесь всего 30 тысяч жителей. В низкий сезон город почти вымирает, летом же на широких площадях и проспектах города больше иностранных туристов, нежели местных жителей. И им тут действительно делать нечего: в округе Монастира нет ни одного промышленного предприятия. Для местных это, конечно, недостаток, а для отдыхающих – редкое и исключительное преимущество, ведь Монастир остался исключительно чистым. Сейчас Монастир вместе с находящимися неподалеку городами Махдия и Сфакс образует курортный регион Monastir-Mahdia-Sfax, располагающий гостиничным фондом около 28 000 мест. Пляжи здесь только песчаные, и считаются одними из лучших в Тунисе.

Нравы в городе и вообще в Тунисе непохожи на порядки в других мусульманских странах. Во-первых, с 1956 года женщины здесь полностью уравнены во всех правах с мужчинами, и запрещены полигамные браки. Здесь и одну-то невесту мужчине получить нелегко, так как за нее принято платить очень большой калым, который жених способен заработать только годам к тридцати. А после свадьбы ему приходится заботиться о том, чтобы жена была всем удовлетворена, потому что в случае развода по тунисским законам женщине без всякого судебного разбирательства отходит половина всего имущества. Население Монастира, большинство которого составляет молодежь, привержено к европейскому образу жизни: туристка в короткой юбке или шортах здесь не подвергает себя никакому риску. Национальную одежду носят кое-где только пожилые люди: женщины носят светлые накидки, оборачивая их вокруг тела и закидывая конец на голову, который они все время придерживают рукой. Если руки заняты, то уголки накидки берутся в рот и крепко зажимаются зубами.

Немало ценят туристы также и «алкогольную» свободу в этой стране. Здесь гордятся своей «бухой». Нет, это не собирательный алкогольный образ с русскими корнями – это традиционная крепкая финиковая водка, изготавливать которую тунисцев, согласно преданию, научил сам Бахус, и которая была названа в его честь. Может быть, свободная продажа спиртного тоже в какой-то мере послужила тому, что Тунис облюбовали европейцы. В Монастире можно встретить пенсионеров из Германии, Франции, которые живут тут постоянно и выезжают в Европу только в самые жаркие месяцы, когда из Сахары начинает дуть сильный ветер сирокко, и температура воздуха может подниматься до +56 С. Впрочем, такая нечеловеческая жара бывает здесь только в строго определенное время года, обычно же термометр летом показывает в пределах от +25 до +35 С, а жару смягчает постоянно дующий с моря легкий бриз. В целом, климат в Монастире напоминает климат южной Испании.

Кстати, своим названием Монастир тоже обязан европейцам. Его следовало бы писать по-русски как «Монастырь», а не «Монастир», ведь это греческое слово, вошедшее и в тунисский, и в русский язык. Дело было так: в V веке нашей эры византийцы возвели здесь мощную крепость для защиты торгового порта. Гарнизон крепости составляли воины-монахи, которых и называли словом греческого происхождения - "монастэр". Попасть сюда служить было большой удачей, так как считалось, что всего три дня службы здесь гарантируют солдату вечную жизнь в раю. Вот так и появилось новое название города.

Говорят, что своей славой Монастир обязан двум людям. Первый из них – Цезарь. Первое поселение на этой территории было основано пуннами и носило название Рус Пенна. Затем здесь был гарнизон Цезаря, и а 50 году до н. э. он сделал из небольшой деревушки на берегу Средиземного моря форпост для проведения своей африканской кампании против Помпея, окружив его крепостной стеной, остатки которой сохранились до сих пор. В XI веке город стал крупным религиозным центром и приобрел эпитет Священный.

Второй «авторитет» Монастира - первый президент независимого Туниса Хабиб Бургиба. Сейчас в центре города находится мавзолей его семьи, украшенный четырьмя куполами: один, где стоит каменная усыпальница президента, покрыт золотом, а три остальных выкрашены в зеленый цвет в честь отца, матери и первой жены президента. В Медине – достопримечательности Монастира, старинном арабском городе - находится и второе сакральное сооружение - мечеть Бургибы. Она построена в 1963 г. и заслуживает посещения хотя бы из-за своих огромных размеров: только молитвенный зал вмещает до тысячи молящихся. Кстати, не факт, что вам удастся ее посетить - вход немусульманам туда воспрещен.
Но самая главная достопримечательность Монастира – это средневековая крепость Рибат. Рибат Хартема был построен в 796 году генералом Хартемом ибн Аюном. Крепость четыре раза Рибат перестраивали, и сейчас трудно определить, что к какому периоду времени относится. Если забраться по лестнице на площадку над входом в северную часть раскопанного мужского Рибата, откроется великолепная панорама города и кладбища. Бывшая мечеть Рибата была отдана под Музей Ислама, и сейчас там представлена резьба по дереву из Большой Мечети в Кайроуане, летописи агла-битов, резьба по кости Умайяд, святые папирусы, золотые и серебряные монеты, абассидская керамика, стекло Санхаджи, коптские ткани, персидские миниатюры, астролябия из Кордовы и изделия из стекла эпохи Фатимидов.

Недавно Рибат использовался как декорация при съемках кинофильма, для чего он был реставрирован, что определенно пошло на пользу входящим в его состав строениям. Притом распахнет все свои сокровища для вас он всего за каких-то 2,5 тунисских динара, около 1,5 доллара.
А если вас «всякие там развалины» интересуют мало, Монастир предоставит вам множество активных развлечений. Всего в 4 километрах от Монастира находится известная туристическая зона Сканес.

Сканес протянулся вдоль берега моря на 6 км и представляет собой почти непрерывную цепочку отелей. Отсюда всего 8 километров от города Сусс с его оживленной ночной жизнью, дискотеками и казино. Здесь есть центр подводного плавания, где можно пройти обучение (впрочем, опытные дайверы говорят, что здешнее побережье особого интереса не представляет), школа верховой езды и великолепный гольф клуб. Отсюда же очень близко до международного аэропорта, откуда вы улетите назад в ветреную прохладную Россию, чтобы непременно вернуться еще раз на древний римский курорт Монастир…

 

 

Оценить статью
(0)