Махмуд, поджигатель

Махмуд, поджигатель

 Курящий человек ежегодно покупает около шести зажигалок и примерно столько же теряет. Самые шикарные зажигалки могут стоить несколько тысяч долларов, самые простые — несколько рублей.

К сожалению, имени человека, придумавшего первую зажигалку, история не сохранила. Ученым точно неизвестно, когда человек научился добывать огонь при помощи кремня. Тем не менее, можно предположить, что он сделал это открытие случайно, пока мастерил примитивные орудия из камня. То есть еще в каменном веке, пишет журнал Paradox.

Именно кремень оказался самым подходящим камнем для обработки. Во-первых, за ним не нужно далеко ходить, он, так сказать, валяется прямо под ногами. Во-вторых, по структуре кремень настолько прочен, что им даже можно рубить дрова. Но самое интересное свойство кремня — способность искрить при ударе о каменную или металлическую поверхность. Отбивая кусочки кремня, чтобы заострить скребок или копье, наш предок, несомненно, обратил внимание на разлетающиеся крохотные огоньки. Ну а превратить готовые искры в пламя уже дело техники.

Усовершенствованный вариант кремниевой «зажигалки» назывался «огниво». Появился он примерно тогда же, когда люди научились делать железо, и сохранился вплоть до XIX века. Все мы читали в детстве сказку Ханса Кристиана Андерсена «Огниво», в которой бедный солдат при помощи этого самого устройства вызывал волшебных собак, исполняющих желания. Что-бы какая-нибудь собака материализовалась, солдату приходилось чиркать огнивом от одного до трех раз. Интересно, на какой по счету раз ему удавалось получить при помощи огнива огонь? Об этом в сказке почему-то не говорится, но, видимо, трех раз было явно недостаточно.

Действительно, несмотря на явный прогресс по сравнению с древними методами, зажигать огонь огнивом было занятием довольно хлопотным. Само огниво чаще всего представляло собой небольшую стальную пластину, закругленную по краям. Кремень, по которому чиркали огнивом как спичкой о коробок, обычно находили на земле. Чем больше камень искрит, тем лучше. И, наконец, нужен был трут, легковоспламеняющийся материал. Его получали из бересты, пропитанной сосновой смолой; отваренных в селитре, высушенных и истолченных кусочков гриба трутовика; из пуха, смешанного с крошками древесного угля. Инструкция к этой «зажигалке» могла бы выглядеть так: высекать искры (при помощи огнива и кремня) до тех пор, пока не вспыхнет горючее вещество (трут); очень важно, чтобы все компоненты оставались сухими, поэтому их желательно хранить в защищенном от влаги месте.

Собрать все зажигающие компоненты в единый механизм первым догадался вездесущий Леонардо да Винчи. Его оригинальное устройство для получения огня состояло из множества пружин и колес, соединенных цепями с огнивом. Впрочем, из-за громоздкости и жутковатого вида поклонников у новинки так и не появилось.

Следующий шаг к автоматизации процесса получения огня сделали в XVII веке оружейники. Они придумали неожиданное применение старым пистолетам, не подлежащим ремонту. В конструкцию оружия мастера вносили небольшие изменения: внутри устанавливали железно-кремниевый механизм, который при нажатии на спусковой крючок мог высекать искры, а в ствол засовывали трут. Обновленные пистолеты стрелять уже не могли, зато неплохо зажигали. К сожалению, наладить массовое производство пистолетов-зажигалок не удалось. То ли не хватало сломанных пистолетов, то ли изобретатели-оружейники были редкостью.

Тем временем Европу постепенно охватывала мода на курение табака. Огонь требовался все чаще и чаще, и чтобы облегчить жизнь заядлым курильщикам, за изобретение зажигалок взялись ученые.

В начале XIX века немецкий химик Иоганн Вольфганг Доберейнер ошеломил обывателей принципиально новым изобретением — настольной зажигалкой, работающей на водороде. Привычные кремень и огниво в ней были заменены мельчайшими частицами платины. Под воздействием кислорода дробленая платина быстро раскалялась, поджигая горючий водород. Мощное пламя такой зажигалки выгодно отличалось от вялого тления трута, но смельчаков, решившихся обзавестись адской машиной Доберейнера, оказалось немного. Дело в том, что при неосторожном использовании такая зажигалка взрывалась с чудовищной силой, что неудивительно: чистый водород плюс кислород — чрезвычайно гремучая смесь.

Немного поэкспериментировав с разными веществами, изобретатели вернулись к проверенному временем принципу огнива. К середине XIX века на суд курильщиков была представлена сравнительно компактная и безопасная зажигалка. В ней использовался фитиль, смоченный горючим, который загорался от искр, разлетающихся от ударов металлических колесиков по кремню.

Новая зажигалка сразу же покорила курящую публику простотой и удобством. Однако позволить себе купить новомодную вещицу мог далеко не каждый. Первый патент на зажигалку приобрела компания Cartier в 1867 году и сразу наладила выпуск золотых и серебряных изделий. Компания Dunhill тоже не ударила в грязь лицом. В начале XX века она успешно торговала позолоченными и посеребренными зажигалками, зажигалками из чистого золота, а также покрытыми лаком, шелком и даже акульей кожей. Таким образом, несложное устройство для получения огня превратилось в предмет роскоши, недоступный малообеспеченным гражданам. Хорошо еще, что к тому времени уже были изобретены фосфорные спички.

Кардинальное изменение в конструкции зажигалок произошло в 1903 году благодаря открытию австрийского химика Карла Ауэра фон Вельсбаха. В результате множества опытов с металлами ученый заметил, что сплав железа с церием, редкоземельным металлом, относящимся к лантаноидам, способен искрить гораздо сильнее, чем кусок кремня. Находка Вельсбаха произвела настоящий фурор. Производители зажигалок начали в срочном порядке заменять кремниевые части своих изделий на пластинки из нового сплава. После такого усовершенствования зажигалки уменьшились в размерах, и, что самое главное, зажигать их стало значительно легче.

Зажигалки изготовлялись в виде часов, вешалок, подсвечников, пресс-папье, аквариумов, мячиков для гольфа и даже дамских сумочек — их формы в начале XX века поражали воображение курильщиков. Однако поджечь сигарету или раскурить трубку с их помощью все еще было проблематично. «Вот если бы можно было высекать огонь одним движением руки»,— вздыхали владельцы зажигалок...

Их мечту осуществили в 20-х годах два английских инженера — Фредерик Чарлз Уайз и Уилли Гринвуд. По легенде, один из них потерял руку во время Первой мировой войны и очень горевал, что не может одной рукой нормально прикурить папиросу. Инженеры долго бились над решением возникшей проблемы, пока не сообразили по-другому расположить ось вращения колесика для высечения пламени. С тех пор все зажигалки стали легко зажигаться одной рукой, а колесико приняло привычное нам расположение.

В начале 30-х в конструкции зажигалок опять произошли изменения: устройства с несколькими колесиками окончательно сняли с производства, а механизм зажигания, соединенный с топливным бачком, для удобства прикрыли крышкой. И, конечно же, благодарные потомки помнят, что в 1932 году человек по имени Джордж Блэйсделл придумал легендарную зажигалку Zippo, воплощение Великой Американской Мечты.

Дальнейшее усовершенствование зажигалок шло по пути упрощения механизма их зажигания. В 1947 году во Франции появилась первая газовая зажигалка, в которой фитиль для бензина был заменен специальным клапаном. В 70-е годы XX века была изобретена пьезозажигалка, действующая за счет разницы потенциалов на концах особого пьезокристалла. При его сжатии ток поступает на два электрода, между которыми проскакивает искра. Примерно по тому же принципу действует и зажигалка на электронной батарее.

Последние достижения в области конструирования зажигалок принадлежат японцам. В 1986 году фирма Saroma начала выпуск турбозажигалок, знаменитых тем, что они не гаснут даже от самого сильного ветра. А недавно японские специалисты потрясли мир зажигалкой с двойным пламенем: турбо и обычным. Причем умный механизм сам решает, какое пламя ему в данный момент зажечь, и никогда не ошибается.

Сегодня производство зажигалок переживает не лучшие времена. Виновата в этом борьба с курением, захлестнувшая весь цивилизованный мир. Зачем осваивать новые технологии, если скоро зажигалками будут пользоваться лишь для разведения костров в походных условиях? Для этого и спички вполне сгодятся.

Наталия Клим

 

 

Оценить статью
(0)