Минфин разъяснил, зачем натуральные льготы заменяются денежными компенсациями

Минфин разъяснил, зачем натуральные льготы заменяются денежными компенсациями

Минфин разъяснил, зачем натуральные льготы заменяются денежными компенсациями

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как говорится в комментарии пресс-службы Минфина, суть этого законопроекта - замена натуральных льгот денежными компенсациями. В соответствии с ним предлагается с 2005 года ввести денежные компенсации вместо льгот для 12 млн. человек - героев войны, труда, инвалидов войны, инвалидов I, II,III групп и блокадников. Решение о замене льгот денежными компенсациями для еще 20 млн. человек - ветеранов труда и тружеников тыла - будет приниматься региональными властями. На замену льгот денежными компенсациями в бюджете 2005 года будет предусмотрено выделение 170 млрд. рублей.

Внесение данного законопроекта продиктовано, прежде всего, необходимостью устранения существенных недостатков сложившегося к началу 2000-ных годов разграничения правового регулирования и финансового обеспечения полномочий органов власти разных уровней. Подсчитано, что на сегодняшний день 213 законодательных актов, регулирующих вопросы обороны, образования и других различных сфер должны быть приведены в соответствие с установленными новым разграничением полномочий.

Законопроект не только приводит всю бюджетную систему в соответствие с этими разграничениями, но и отменяет «нефинансируемые мандаты», обязательства и федеральные нормы не обеспеченные гарантированными доходами экономики и, по существу, предоставляет субъектам Российской Федерации полномочия самим определять возможность увеличения тех или иных пособий, социальных льгот и осуществлять другие дополнительные мероприятия за счет своих бюджетов, предоставляя одновременно для этого соответствующие доходные источники.

Кроме того, для ранее принятых законов неопределенность или отсутствие описания полномочий, возлагаемых на различные органы власти при реализации многочисленных льгот (по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте, обеспечению лекарственными средствами и т.д.) не позволяет разграничить финансовую ответственность за их предоставление.

Поскольку решения этих задач требует общего нормативного, методологического и финансового подхода, внесение изменений в законодательные акты предлагается осуществить в рамках единого законопроекта, который предполагается принять в 2004 году (в том числе - в первом чтении - не позднее 1 июля 2004 года, исходя из необходимости принятия поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам, определяющих условия формирования бюджетов на 2005 год).

Законопроект четко, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет их бюджетов отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда и тружеников тыла, детей-сирот, многодетных и неполных семей, жертв политических репрессий.

Социальная поддержка и обеспечение таких категорий граждан, как Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, участники боевых действий и члены семей погибших военнослужащих, а также вопросы социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов входят в сферу ответственности федеральных органов государственной власти и подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета

Уровень финансового обеспечения социальной поддержки, в соответствии с законопроектом, по сравнению со сложившимся в последние годы положением дел возрастает в 4 раза.

В соответствии с законопроектом, замена льгот денежными компенсациями затрагивает далеко не все льготы. Из основных льгот остаются льготы на оплату услуг ЖКХ и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (будут введены единые к применению на территории России годовые проездные билеты по цене в несколько раз ниже их реальной стоимости).

Замена же остальных льгот денежными компенсациями может отразится на населении лишь в положительную сторону, т.к. подавляющая масса населения в особенности проживающая в сельской местности и малых городах этими льготами не пользуется в силу того, что просто не имеет к ним доступа.

Это, прежде всего, касается льготы на общественный транспорт, которая в основном касается городского населения. В соответствии с законопроектом она полностью перекрывается денежными выплатами. Кроме того, убрав систему транспортных льгот, государство одновременно стимулирует приток инвестиций и развитие транспортной отрасли в целом. Не секрет, что сегодня положение транспортной отрасли плачевно.

Бесплатным санаторно-курортным лечением ранее пользовалось меньшинство льготников. В соответствии с законопроектом даже они смогут позволить себе лечение.

Необходимо сказать, что законопроект позволяет решить вопрос по льготам на лекарства в пользу нуждающихся в них людей. Для инвалидов и людей с хроническими заболеваниями льготы на лекарства, в том числе дорогостоящие, фактически остаются. Их, так же как и раньше можно будет получить бесплатно.

Ранее финансирование льгот было закреплено за регионами, которые должны были финансировать их более чем на 50%. Чего они в основном не делали. В случае принятия данного законопроекта, вся тяжесть финансирования полностью ляжет на федеральный центр, что существенно снизит расходы регионов, вызовет оживление их экономик и приведет к повышению сбора налогов.

Одновременно в целях повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с концепцией этого законопроекта должен быть предусмотрен перевод в денежную форму льгот для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, и других федеральных государственных служащих.

Цель этого законопроекта - во-первых, четкое разграничение полномочий, ответственности, между органами государственной власти различных уровней, и органами местного самоуправления, четкое определение круга обязательств любого уровня власти. Во-вторых - создание экономических условий, обеспечение стабильных финансовых источников, дающих возможность эти обязательства выполнять.

Размеры установленных денежных компенсаций взамен льгот, будут не только гарантированно выплачиваться, но и регулярно индексироваться на уровень не меньше инфляции, говорится в комментарии Минфина.

 

Оценить статью
(0)