«Деньги - это отчеканенная свобода»

«Деньги - это отчеканенная свобода»

 «Деньги - это отчеканенная свобода»

2 июня политическая экспертная сеть кремль.org провела пресс-конференцию советника Президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова на тему "Экономические задачи Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию".

Открывая пресс-конференцию, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский отметил: «Так получилось, что в прессе в основном обсуждали то, чего в Послании нет, в связи с ожиданиями тех или иных людей. Тем не менее, было бы интересно обсудить, что в нем есть, какие задачи оно ставит».

Комментируя экономические задачи, озвученные президентом в Послании, Андрей Илларионов стремился, по его словам, «уточнить и прояснить некоторые позиции». «Прежде всего, самая главная задача, причем не только экономическая, сформулированная в Послании, звучит очень просто и ясно - это создание и развитие в стране свободного общества свободных людей… С экономической точки зрения, свободным не может быть бедный человек, свободным не может быть человек, ограниченный в своих возможностях, ресурсах, не имеющий возможности заниматься тем делом, каким он считает необходимым и желательным заниматься. Поэтому общество, опутанное ограничениями, как внутреннего регулирования, так и международными протоколами, свободным быть не может.

Есть короткая фраза, которую имеет смысл здесь упомянуть: деньги - это отчеканенная свобода. Соответственно, для того, чтобы быть свободным, для того, чтобы иметь возможность заниматься свободным обменом с другими гражданами и внутри страны, и за рубежом, нужно иметь средства. Эти средства может дать только экономический рост. И не случайно Президент так много посвятил в Послании обсуждению вопросов экономического роста. Экономический рост как главный инструмент и главное средств обеспечения более высокого уровня жизни, безопасного и комфортного для тех, кто живет в нашей стране», сказал Андрей Илларионов.

«Экономический рост - это увеличение реальных благ, увеличение товаров и услуг на каждого гражданина в нашей стране. И поэтому Президент в этом Послании уже, воспроизводя прошлогодний тезис, сделал особый акцент на том, что нам нужен не абстрактный рост, не абстрактное удвоение ВВП, необходимо увеличение вдвое валового внутреннего продукта на душу населения, что при прочих равных условиях означает, что нам необходимо удвоение потребления, прежде всего частного потребления на душу населения. Это означает удвоение при прочих равных условиях уровня жизни в нашей стране», отметил он.

«Самое главное заключается в том, что экономический рост необходим для повышения уровня жизни наших граждан, и при прочих равных условиях это означает удвоение либо в течение десяти лет, либо в том случае, если удастся удержать высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в первые четыре месяца этого года, к 2010 году… Если говорить формально, то десятилетний период начинается в 2003 году, завершается в 2012. Однако при поддержании высоких темпов экономического роста, Президент обратил на это внимание, и в прошлом году, и в этом году, он считает, что можно было бы достичь этой цели, удвоения и всего экономического потенциала страны, и удвоения, соответственно, валового внутреннего продукта на душу населения до 2010 года», - пояснил советник Президента.

«Я хотел бы обратить внимание, прежде всего, на очень важный тезис, который был сделан в Послании: нам нужны не просто высокие темпы экономического роста, нам нужны высокие темпы роста, которые будут превышать темпы роста других стран и темпы роста мировой экономики. С чем это связано? Это связано с тем, что в течение длительного времени Россия довольно существенно отставала по своим темпам экономического роста от темпов роста мировой экономики, в силу чего наша позиция в мире существенно ухудшилась», заявил Андрей Илларионов.

«К чему мы можем выйти в том случае, если нам удастся выполнить те задачи, которые поставлены в Послании? Это выглядит примерно следующим образом: удвоение ВВП в течение десяти лет к 2012 году означает, что среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения должны составлять 7,2%, а в том случае, если нам удастся добиться решения этой задачи к 2010 году, это означает, что в оставшееся до 2010 года время среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения должны составлять 9,3% в среднегодовом измерении. В этом случае наши показатели ВВП на душу населения превысят почти в 1,5 раза те показатели, которые у нас были в 89-м году, а по частному потреблению мы сможем превысить показатели 89-го года в два с лишним раза», - сказал советник Президента.

«В этом случае Россия выйдет на уровень среднеразвитых государств, таких, как Португалия, Греция, Мальта, Словения, Чехия, Южная Корея. Естественно, что за это время эти страны не будут стоять на месте, они будут развиваться и, естественно, уйдут вперед, это надо иметь в виду. Но, тем не менее, даже в случае таких высоких темпов экономического роста мы лишь приблизимся к таким странам, но еще, скорее всего, не достигнем их», - предупредил Андрей Илларионов.

«В течение этого десятилетнего периода, если нам удастся удерживать среднегодовые темпы экономического роста на уровне 7,2% ежегодно, у нас есть шанс по истечении этого десятилетнего периода вернуться на тот относительный уровень, на котором страна укрепилась в начале 80-х годов, то есть, иметь показатель ВВП на душу населения, примерно на 65% превышающий среднемировой уровень. Таким образом, если нам даже это удастся сделать, это будет означать, что мы потратим 30 лет - примерно 15-16 лет на экономический кризис и 14 лет на восстановление потерянного уровня - для того, чтобы вернуться туда, где мы уже были. 30 лет - такова плата по времени за те ошибки, которые были совершены как в советскую эпоху, так и в 90-е годы во время осуществления экономической политики 90-х годов, приведшей к тяжелейшему экономическому кризису», - отметил советник Президента.

«Вторая важнейшая задача, о которой говорил Президент в Послании, задача, которая неразрывно связана с задачей поддержания высоких темпов экономического роста - это сокращение бедности, сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Хотя в Послании об этом никаких количественных параметров не дано, тем не менее, задачи хорошо известны, численность бедных в стране желательно было бы сократить как минимум вдвое в предстоящие несколько лет», - сказал Андрей Илларионов.

«Возникает, естественно, главный вопрос о том, как можно добиться существенного снижения бедности в нашей стране. Ответ прямой и очевидный: самая лучшая политика - это политика экономического роста, потому что экономический рост дает основания для людей работать, зарабатывать и тем самым в массовом порядке решать проблему бедности», - сказал советник Президента.

Андрей Илларионов заметил, что попытки сократить бедность путем увеличения социальных расходов неэффективны, ссылая при этом на отрицательный опыт стран Латинской Америки и Африки ниже экватора. В качестве позитивного примера борьбы с бедностью он привел примеры из опыта Китая и Индии, которые «смогли провести либеральные экономические реформы, сократили государственные расходы как долю ВВП, обеспечили не только более высокие темпы экономического роста, но и гораздо более существенное сокращение бедности в своих странах». «И, конечно, наиболее ярким примером является Китай, в котором значительное сокращение государственных расходов и значительное сокращение, в том числе, и расходов, традиционно воспринимаемых как расходы на поддержание бедных, привело к самому массовому, самому значительному сокращению бедности в этой стране. Международные сравнения дают очень важную и серьезную пищу для нас при выработке и осуществлении эффективной стратегии борьбы с бедностью в нашей стране. Не случайно, видимо, и Президент в Послании обратил внимание на то, что стержнем бюджетной политики должно быть поддержание оптимального уровня государственных расходов», - сказал Илларионов.

Кроме экономического роста, советник Президента назвал еще несколько специальных проектов, направленных на сокращение бедности в нашей стране. В первую очередь это повышение мобильности населения, затем - повышение уровня образования и подготовка граждан именно по тем направлениям, которые востребованы сегодня рынком, и обеспечение существенно более высокого уровня здравоохранения, что повышает возможности для производительного труда и для повышения уровня благосостояния граждан.

«Я назову несколько ключевых параметров, динамика развития которых будет служить ответом на витающий в обществе вопрос, который будет постоянно задаваться: можно ли будет добиться осуществления всех этих целей, решения всех этих задач в обозначенные сроки? Первое - это уровень государственных расходов в целом и, в частности, уровень непроцентных расходов… Второе направление, особенно в условиях высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, в условиях высокой валатильности цен на основные товары российского экспорта-импорта - это стабилизационный фонд. К сожалению, мы видим, что в последнее время предпринимаются ожесточенные попытки ревизовать этот важнейший инструмент, стабилизирующий и дисциплинирующий экономическую политику в стране. Третий ограничитель - это тарифы на продукцию монополий. Следует прямо сказать, что при таких темпах повышения тарифов на монопольные товары и услуги, которые в том числе предлагаются сейчас Министерством экономического развития, в предстоящие годы выполнение задачи удвоение ВВП даже в течение десяти лет, не говоря уже о 2010 годе, становится невозможным. То же самое можно сказать и о темпах повышения реального эффективного курса рубля. При таких темпах повышения реально эффективного курса рубля, которые мы наблюдали в последние четыре месяца, задача поддержания высоких темпов экономического роста не может быть решена», - сказал Андрей Илларионов.

Советник Президента подвел итог своего выступления заявлением, что стоящие перед Россией экономические задачи и ратификация Киотского протокола – «это вещи несовместимые».

 

 

Оценить статью
(0)