На велосипеде вокруг пурпурного города

На велосипеде вокруг пурпурного города

Впервые прилетевшие в Пекин россияне начинают удивляться еще по дороге из аэропорта Шоуду. У многих Поднебесная вольно или невольно ассоциируется со старинным сюжетом – маленький мальчик на большом буйволе среди рисовых полей. А тут восьмирядное шоссе с удобными съездами и развязками, светящимися указателями, шумоотражающими панелями и прочими надлежащими дорожными «прибамбасами». И никаких буйволов.

Строительство 23-километровой платной дороги было завершено к 1999 году, когда в Пекине торжественно отмечалось 50-летие Китайской Народной Республики.

Увы, за прошедшие годы трасса из аэропорта успела устареть. Из-за скученности автомобилей с трудом удается выдерживать положенные 110. Тогда же, к большому государственному юбилею, был открыт новый аэропортовский терминал, возведенный по американскому проекту. Огромное, даже слишком огромное здание, - устаешь идти от зала прилета до пограничного контроля. Но и оно уже маловато для большой страны: с учетом предстоящих Олимпийских игр 2008 года ведется строительство еще одного терминала. Китайцы вообще любят все большое, великое. Великая Китайская стена - её, кстати, можно увидеть с воздуха при подлете к Пекину. Великий поход, Большой скачок. Великая культурная революция. Великий кормчий.

Китай – страна самых больших на свете тушечниц, самых длинных живописных свитков, самых «долговзрывающихся» хлопушек и самого большого Будды Майтрейи, вырезанного из цельного ствола сандалового дерева, пишет журнал Аэрофлот.

Почти 300 лет назад супербревно для него катили из Индии три года. Майтрейя - Будда будущего. Вместе с сертификатом о внесении статуи в Книгу рекордов Гиннеса вы можете увидеть его в ламаистском монастыре Юнхэгун в северной части Пекина, недалеко от российского посольства. Между прочим, наше посольство в китайской столице - тоже самое большое по территории в мире, о чем опять же имеется свидетельство Гиннеса. Видимо, местный вирус гигантомании заразителен.

В сегодняшнем Пекине нелегко увидеть старомодных китайцев в однотипных мешковатых куртках и штанах образца 60-х годов, когда вся страна ходила в синем, зеленом или сером - в зависимости от принадлежности к «трудовым массам», армии или «ганьбу» - кадровым работникам, как называли партийно-государственных чиновников. Хотя, впрочем, в хутунах вы еще сможете встретить и вполне бодрых стариков во френчах-«маоцзэдуновках», и даже - если очень повезет - старушку со знаменитыми «лотосовыми ножками», считавшимися в старом Китае главным признаком девичьей прелести, наряду с маленькой грудью, иссиня-черными волосами и круглым, как луна, лицом.

Хутуны - душа старого Пекина, увы, сокращающаяся на глазах подобно шагреневой коже. Некогда эти бесчисленные узкие переулки «нижнего» города, одноэтажного, уныло серого, тянулись на многие километры. Есть один ну очень узенький хутун, в котором не то что два автомобиля - два велосипедиста разъехаться не смогут. Ширина - сам измерял - 60 сантиметров! Пожалуй, иной наш толстый соотечественник может запросто застрять. Раньше толстых китайцев вообще не было. Зато теперь, с ростом благосостояния, появились. Оборотная сторона успешных экономических реформ - раскормленные дети, «маленькие императоры», как их здесь зовут. Политика ограничения рождаемости приводит к усиленному прессингу детских желудков со стороны добрых пап и мам, бабушек и дедушек, не считая прочей родни.

Китайцы вообще большие любители вкусно поесть. Вряд ли есть другая страна, где из еды сделали такой культ. Вы тоже можете приобщиться к ежедневной кулинарной магии по-китайски. Достаточно отправиться вечером на «обжорку» в районе старинной торговой улицы Ванфуцзин, где за сотнями прилавков-жаровен множество поваров готовят пряную лапшу «даньданьмянь» по-сычуаньски, пекинский сбитень из молотых миндальных косточек, сладкий пудинг «фуцзянь» и даже... жареное мороженое.

Попробуйте догадаться, как его готовят! Слабо? А очень просто: замораживают молоко, взбитое с сахаром, затем ледышки обваливают в тесте и жарят в кипящем масле. И вся тебе арифметика!

Тут же - такие экзотические яства как жареные личинки шелкопряда, скорпионы, неродившиеся цыплята, «змеятина». Прямо скажу – лакомства на любителя. Но отведать можно, запив для дезинфекции парой добрых глотков 56-градусной водки «Эрготоу» (что в переводе примерно означает «первач двойной перегонки»). Водка эта из чистого гаоляна (это китайских хлебный злак) и практически не вызывает похмелья. Добротный натуральный продукт, недаром ее уважают пекинские «лаобайсин» - «почтенные сто фамилий», то бишь простонародье. А как вкусно под чашечку «Эрготоу» вкусить вареную требуху. Фантастическое блюдо, особенно если вы не слишком взыскательны по части ароматов. Душок, естественно, присутствует - требуха она требуха и есть. Но такова уж простонародная кухня.

Разумеется, есть в Пекине рестораны более высокого пошиба, в основном - в первоклассных отелях. Здесь предложат суп из ласточкиных гнезд и акульих плавников, отварных трепангов в соусе хуншао. А вот знаменитую лунхудоу - «битву тигра с драконом» попробовать вряд ли удастся. Дело в том, что готовится это кушанье из змеи и кошки. Змеи под запретом, как представители исчезающей фауны, а кошки - речь идет не о простых мурках, а о диких кошках - виверрах) оказались под подозрением, как возможные носители вируса атипичной пневмонии.

Но не будем о грустном. Даже атипичная пневмония и «птичий грипп» не смогли остановить развитие иностранного туризма в Китай. По количеству путешественников, приезжающих из-за рубежа, Поднебесная вышла на пятое место в мире, а в ближайшие 15-20 лет, считают эксперты, может стать первой туристической державой.

Гостей Китая привлекает и китайская кухня, и высокая степень безопасности в стране, где жизнь и имущество иностранца - неприкосновенно. В Пекине, например, можно поздно ночью гулять и по центральным улицам, и по темным хутунам. Но лучше все же сочетать страноведческий интерес с минимальной осторожностью. Горожане, разумеется, люди цивилизованные, иные и по-английски говорят неплохо, а в районе знаменитой Ябаолу - Улицы изящных камней – все сплошь изъясняются по-русски, да и вывески понятны: «Магазин Сеня», рестораны «Элефант» и «Райский сад». Пекин - город строящийся, здесь много мигрирующих рабочих - вчерашних крестьян. В подавляющем большинстве это смирный работящий люд, но всякие попадаются...

Китайская столица быстро развивается. Иногда попадаешь в какой-нибудь район, где последний раз был полгода назад, и ничего не узнаешь: вот новый небоскреб, а эта эстакада откуда взялась?!

Растут и доходы горожан. Сейчас в Пекине средняя зарплата - 500-600 долларов в месяц, но есть и «новые китайцы». Каких-то пять-шесть лет назад признаками достатка служили мобильные телефоны и скромный «Фольксваген-Сантана» производства Шанхайского автомобильного завода. Теперь и «Лексусом» никого не удивишь, за «Бентли» выстроилась очередь нуворишей. А какие роскошные китаянки подъезжают к допоздна работающим цзюба – барам!

Китайские женщины – разговор особый. Сейчас у них в моде полуевропейский тип: рыжие волосы, высокий нос, большие глаза... Помилуйте, воскликнете вы, да где же взять такую китаянку? А на то она и пластическая хирургия, чтобы чудеса творить.

Мода переменчива, но есть красота вечная, не подверженная ее влиянию. Отправляйтесь в Гугун - бывший Запретный императорский пурпурный город, где некогда скучали правите ли Поднебесной. Во дворце 9999 помещений - на одно меньше, чем в чертогах у Юй-вана - небесного Нефритового владыки. Золотые крыши напоминают о тех временах, когда желтый цвет был привилегией Сына Неба, как официально называли императора. Наберитесь терпения, дойдите до сада камней и редких растений, где император прогуливался со своими женами и конкубинами. Конечно, лучше всего прийти сюда весной, когда цветут вишневые и персиковые деревья.

Мимо беломраморного моста, ведущего над Золотой речкой в Зимний императорский дворец катит пекинский люд. Хоть и называют иногда Китай «страной велосипедов», представителей вымирающего племени велосипедистов не так уж много. На пекинских улицах теперь лидируют юркие такси, черные «Ауди» и «Бьюики» - любимые автомобили партийно-правительственных чиновников, их нахально обгоняют более доступные пекинцам «Фольксвагены», «Пежо», «Ситроены» и простенькие «Сяли». Почти все они выпущены на китайских заводах, принадлежащих совместным предприятиям. Вот и японцы, поспешая за пришедшими еще раньше в этот бизнес американцами, немцами и французами, открыли предприятия по сборке «Хонд» и «Тойот». Только за прошлый год количество автомобилей в Пекине выросло на 450 тысяч. Теперь на столичных дорогах 2,1 миллиона легковушек. Хоть и строятся развязки, путепроводы и целые проспекты, а движение становится все медленнее и медленнее. Словом, все, как и в других современных городах.

Наверное, от тесноты устремляются мысли китайцы к небу. В прошлом году на орбиту на корабле «Шэньчжоу-5» слетал первый китайский тайкунавт (от китайского слова «тайкун» - космос).

И сразу же было объявлено о планах создания в ближайшие пять-десять лет собственной орбитальной станции и высадке китайского лунохода на естественный спутник Земли. К 2050 году, говорят специалисты, на Луне могут появиться первые поселения под китайским флагом. Можно заключать пари?

Андрей Кириллов
Оценить статью
(0)