Тот, кто не готовит своих рабочих, будет кормить чужих

Тот, кто не готовит своих рабочих, будет кормить чужих

Тот, кто не готовит своих рабочих, будет кормить чужих

Профессиональное образование в России находится в состоянии кризиса. Работу по специальности выбирают не более 50% выпускников ПТУ, в Москве это цифра чуть выше. Тем не менее, продолжается явное перепроизводство специалистов маловостребованных на сегодняшний день профессий. В то же время, в Москве ощущается острая нехватка кадров, не закрыты вакансии на многие нужные городу специальности. То, что выпускники ПТУ не обеспечены работой, в то время как в Москве есть дефицит кадров квалифицированных рабочих, является причиной высокой безработицы и неконтролируемого роста нелегальной трудовой иммиграции. К таким выводам пришли 3 июня участники круглого стола по проблеме реорганизации учреждений профессионального образования г. Москвы. Участниками обсуждения были руководители Департамента образования города Москвы, директора профессиональных училищ и лицеев, представители профсоюзов.

Круглый стол состоялся в преддверии заседания правительства Москвы, на котором запланировано обсуждение программы реорганизации учреждений профессионального образования г. Москвы с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах. Программа предполагает, во-первых: перепрофилирование некоторых профессиональных училищ на подготовку специалистов нужных городу профессий; во-вторых, создание на базе устаревшей системы профессионального образования, которая уже не отвечает условиям рынка, многоуровневой системы непрерывного профессионального образования.

Участники обсуждения отметили, что на сегодняшний день существует разрыв между тремя уровнями квалификации профессионального образования. По разным, часто не связанным между собой, программам обучают будущих рабочих и  инженеров в училищах начального профессионального образования, в техникумах и институтах. В результате у выпускников ВУЗов нет знания технической стороны предмета, инженеры не понимают обязанностей рабочих, а рабочие не владеют современной техникой. Таким образом, уровень знаний выпускников не соответствует их профессиональным обязанностям, падает престиж квалифицированных рабочих.

Программа, разработанная Департаментом образования правительства Москвы, предполагает интеграцию всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования.

Участники обсуждения предлагали разработать механизмы, обеспечивающие участие работодателей в выработке стандартов образования. Это позволит сформировать своего рода «социальный заказ», реформированные ПТУ будут готовить специалистов, востребованных на рынке, а учащиеся получат гарантированную работу. На круглом столе прозвучало намерение разработчиков программы привлечь работодателей также и к участию в развитии и содержании заведений профессионального образования. Надо понимать, что предполагается перенести часть нагрузки с городского бюджета на работодателей, ввести своеобразное шефство предприятий над новообразованными колледжами.

Пока же работодатель пошел по самому простому пути: «если не готовят нужных специалистов, будем брать на работу нелегалов». Нетрудно догадаться, что это самый дешевый для работодателя путь направлен против закона и интересов общества. По данным, оглашенным в ходе обсуждения, в Федеральной службе занятости имеется 136 тыс. вакансий на рабочие специальности, официально Москва приняла в этом году 114 тыс. иностранных рабочих, но нелегально в столицу проникло более миллиона гастарбайтеров.

Очевидно, что программа модернизации системы профессионального образования необходима, чтобы ликвидировать безработицу среди москвичей и эффективно ограничивать приток иммигрантов. Другое дело, что она идет с опозданием: с 1 октября будут разрабатываться механизмы внедрения программы, а учебные заведения нового типа начнут функционировать с 1 января следующего года.

 

Оценить статью
(0)