До момента передачи власти в Ираке местному правительству остается три недели. Аналитики считают, что война в Ираке стала первым практическим применением новой политики национальной безопасности США, которая более известна как "Доктрина Буша".
На протяжении почти 50-ти лет после окончания Второй Мировой войны внешняя политика Соединенных Штатов была основана на концепциях "сдерживания" и "устрашения". Изначально эта политика была направлена против Советского Союза. Однако ситуация изменилась с началом президентства Джорджа Буша-младшего и особенно после террористических атак 2001 года. Контуры новой доктрины Буша стали отчетливо видны в 2002 году, когда был опубликован документ "Стратегия Национальной Безопасности Соединенных Штатов", отмечает Washington ProFile.
Как обрисовано в этой докладной записке, внешняя политика США опирается на три столпа - доктрину непревзойденного американского военного превосходства (США должны всемерно укреплять свою военную мощь, чтобы сохранить статус единственной мировой сверхдержавы), концепцию превентивной войны (готовности наносить военные удары до того, как в отношении США и их союзников будут предприняты агрессивные действия), и готовности действовать в одиночку, если многостороннего сотрудничества для достижения внешнеполитических целей США оказывается невозможно достичь. В качестве аргументов, доказывающих оправданность последнего пункта, используется, например, опыт кампании в Косово - санкция ООН на действия НАТО не была получена, и даже некоторые государства-члены НАТО выступили против этой операции.
Однако операция была проведена, сербы прекратили проводить этнические чистки в отношении албанского населения, кроме того, был свергнут режим Слободана Милошевича. Кроме того, сторонники "доктрины Буша" указывают на неповоротливость имеющихся международных институтов: пока ООН и международное сообщество обратили внимание на геноцид в Руанде, в этой стране погибло более 800 тыс. человек.
Были сформулированы и иные постулаты "Доктрины Буша". К ним, в частности, относится изначальный отказ США от переговоров с террористическими организациями и теми государствами, которые предоставляют им убежище иили помощь. Страны, поддерживающие террористов, должны быть идентифицированы, изолированы, и США должны приложить усилия, в том числе допускаются и военные усилия, чтобы в них сменился правящий режим. США должны быть достаточно сильны, чтобы, в случае необходимости, быстро выиграть подобную войну. После смены режима США должны оказать помощь этим государствам при создании ими свободных и демократических обществ (в качестве примера обычно фигурирует опыт Германии и Японии, в которых после войны удалось создать процветающие экономики и демократические системы власти). Кроме того, "Доктрина Буша" предусматривает распространение демократии, свободы и безопасности на весь мир.
Одной из основных целей новой доктрины является предотвращение распространения и использования оружия массового уничтожения странами-изгоями и террористическими группировками. Как утверждается в "Стратегии Национальной Безопасности Соединенных Штатов", политика устрашения больше недостаточна для борьбы с главнейшей угрозой нынешней эпохи - использованием ядерного, химического или биологического оружия террористическими организациями. Поэтому "ввиду целей, преследуемых террористами и странами-изгоями, Соединенные Штаты более не могут опираться только на политику реагирования. Неспособность удержать потенциального агрессора, неотложность сегодняшних угроз и значительность возможных ущербов, причиненных различными видами оружия наших врагов, не предоставляют нам этого выбора. Мы не можем позволить врагам атаковать первыми...".
Апологеты "Доктрины Буша" иллюстрируют этот принцип рядом исторических примеров. В частности, большинство историков считают, что если бы демократические государства - Великобритания и Франция - свергли бы Гитлера в 1935-1936 годы, то человечество бы избежало Второй Мировой войны.
В рамках этой новой стратегии администрация Буша вывела Соединенные Штаты из Договора по Противоракетной Обороне, подписанного с Советским Союзом в 1972 году. В то же время, американское правительство официально заявило о создании системы Национальной Противоракетной Обороны. Для выполнения этих и других задач администрация Буша резко увеличила военные расходы США. К примеру, в 2005 году оборонный бюджет Соединенных Штатов достигнет $401.7 млрд. - это больше, чем военные бюджеты всех стран мира, вместе взятых.
Считается, что одним из источников "Доктрины Буша" является докладная записка, подготовленная в 1992 году по приказу тогдашнего министра обороны США Дика Чейни (ныне вице-президент США). В этом документе утверждалось, что Соединенные Штаты не должны допустить появления в мире альтернативной им сверхдержавы. Для достижения данной цели предполагалось использовать превентивные военные удары и проводить политику унитаризма, не прибегая к помощи союзников. Текст этой записки попал в прессу, что стало причиной небольшого скандала. По приказу тогдашнего президента США Джорджа Буша-старшего документ был переработан, и из него исчезли превентивные удары и унитаристская политика. Одним из авторов этого документа был нынешний заместитель министра обороны США Пол Волфовитц.
После того как Буш-старший проиграл президентские выборы, Волфовитц ушел в отставку (так требует американская политическая традиция, согласно которой все сотрудники проигравшей выборы администрации одновременно подают заявления об уходе с государственной службы) и присоединился тогда к группе интеллектуалов, сторонников идей "неоконсерватизма". Они создали новую организацию под названием "Проект для Новой Американской Эпохи"Project for the New American Century (PNAC). Коллегами Вольфовица в создании этой организации стали нынешние архитекторы политики национальной безопасности администрации Буша-младшего - вице-президент США Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд. Члены PNAC написали открытое письмо тогдашнему президенту Биллу Клинтону, призывая его отстранить режим Саддама Хуссейна от власти и, при необходимости, использовать для этого силу.
После победы Джорджа Буша-младшего на президентских выборах в администрации США начались дебаты о стратегии ведения внешней политики. Особые споры вызывала политика США в отношении так называемых "стран-изгоев" - Ирака, Северной Кореи, Ирана, Судана, Сирии. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс и госсекретарь Колин Пауэлл изначально предлагали в общих чертах продолжать политику, которая сформировалась в эпоху "холодной войны". Она предусматривала, в частности, создание международных альянсов и совместное достижение целей. Тактика могла включать в себя введение различного рода санкций, а также военные акции, которые должны были быть поддержаны союзниками США и международным сообществом.
Вторая группа членов администрации, к которой относят Рамсфельда и Чейни, продвигала идеи неоконсерваторов. В итоге Буш встал на их сторону и "Доктрина Буша" содержит множество идей неоконсерваторов. Впрочем, многие неоконсервативные идеи в той или иной форме и ранее использовались во внешней политике США. Однако "Доктрина Буша" придала им новое звучание. К примеру, международная практика знает множество случаев, когда государства наносили предупредительные военные удары, опережая таким образом изготовившегося к нападению противника. Однако администрация Буша стала трактовать этот термин крайне широко. Результатом этого стала война в Ираке - в администрации США были уверены, что, атакуя Саддама Хусейна, Соединенные Штаты наносят превентивный военный удар против режима, который готовится использовать против США оружие массового уничтожения.
Кроме того, Буш и его ближайшие соратники выступали за проведение "реалистической" внешней политики. Большинство американских экспертов считали и считают, что после окончания "холодной войны" главную угрозу миру представляют не мощные государства, а государства непредсказуемые и нестабильные, террористы, эпидемии, голод и т.д. По мнению идеологов "Доктрины Буша", международное сообщество крайне неэффективно противостоит подобным угрозам, поэтому в ряде случаев США могут и должны действовать в одиночку.
Многие изначальные идеи авторов "Доктрины Буша" не выдержали проверки временем и трансформировались. К примеру, в 2000 году Райс и Чейни утверждали, что США не должны строить "детские сады" в других странах, что подразумевало, что США не будут принимать участия в международных программах "государствостроения", как это, например, было в Косово. По иронии судьбы ныне американские солдаты вынуждены строить детские сады в Афганистане и Ираке.
"Доктрина Буша" изначально стала мишенью острой критики. В частности, критики утверждали, что новая доктрина вынудит Соединенные Штаты к односторонним действиям, игнорирующим интересы других государств. В результате США рискуют столкнуться с яростными протестами международного сообщества, таким образом ставя под угрозу международное сотрудничество, которое крайне важно для борьбы против терроризма. Доктрина превентивной войны может привести к противоположному эффекту: например, дальнейшему распространению оружия массового поражения и увеличению числа региональных конфликтов. В качестве примера приводится ситуация, сложившаяся вокруг Индии и Пакистана, стран-обладательниц ядерного оружия, отношения между которыми традиционно напряжены. Если одна из этих стран реализует идеи "Доктрины Буша", то это может привести к ядерному противостоянию между ними. С другой стороны, если у государства нет ядерных арсеналов, то оно может попытаться создать его просто в целях самообороны.
Другим аргументом является то, что страны мира, стремящиеся к политическому равновесию, могут объединиться против США, стараясь ограничить всемирное доминирование Соединенных Штатов. Примером этого считается объединение России, Германии и Франции, выступивших против начала войны в Ираке без санкции ООН. Поддержание мира в Ираке и восстановление экономики этой страны оказались намного более сложными и дорогостоящими задачами, чем это предполагалось ранее.
Третий популярный аргумент - неспособность США, крупнейшей экономики мира, долгое время нести тяжесть расходов на операции, подобные иракской. Кроме того, многие американские эксперты указывают, что в результате реализации "Доктрины Буша" кардинально изменился международный имидж США. Майкл Линд, эксперт New America Foundation, считает, что "Ирак стал еще одной "темной страницей" истории США - наряду с истреблением индейцев, рабовладением и расовой сегрегацией. Ныне Соединенные Штаты перестали воспринимать как страну-освободительницу. Она приобрела имидж страны-оккупанта".
Вероятно, двумя самыми активными критиками доктрины Буша являются бывшие высокопоставленные чиновники, ранее занимавшие пост советника по национальной безопасности президента США - Брент Скоукрофт, работавший в администрации Джорджа Буша-старшего, и Збигнев Бжезинский, работавший при президенте Джимми Картере. По словам Скоукрофта, стратегия предупредительной войны "открывает дверь" для тех, кто выражает претензию на такое же право. А то, что США сделали свое решение общественным достоянием, может дать мировому сообществу ощущение, что Соединенные Штаты высокомерны.
Збигнев Бжезинский заявил, что предупредительная война легитимизирует неразборчивое использование военной мощи. По словам бывшего Госсекретаря США Генри Киссинджера, "Ни в интересах Америки, ни в интересах всего мира создавать нормы, дающие возможность каждой стране неограниченное право на превентивные атаки, оправданные индивидуальным набором угроз, удобных для их национальных интересов ".
Несмотря на все разногласия, оппоненты и сторонники доктрины Буша соглашаются в одном, что она является самым радикальным изменением во внешнеполитическом курсе Соединенных Штатов за последние 50 лет. Более того, эта доктрина предоставила возможность американским войскам провести первую в истории США крупномасштабную превентивную войну - вторжение в Ирак. Неизвестно, насколько долго останется в силе "Доктрина Буша". Если Джордж Буш проиграет выборы в ноябре 2004 года, то внешняя политика США может кардинально измениться.