Несомненно, музыка – величайший подарок из всех, когда-либо сделанных человеку. Она являлась ему в хоре ночных светил, в пении птиц и скороговорке ручьёв. Трудно представить себе жизнь без музыки - вечного диалога между возвышенным и земным, способным одной фразой выразить то потаенное, что лежит у нас в душе.
Говорят, самыми древними музыкальными инструментами были духовые: дудки, выдолбленные из дерева или сделанные из морской раковины. Но на наскальном рисунке, найденном в пещерах Франции, изображен человек, играющий на однострунном инструменте с помощью лука-смычка. Может быть, не все знают, что уже четыре тысячи лет назад шумеры играли на арфах, а древние египтяне перебирали струны своих лир подобием смычка.
В истории музыки переплелись эволюция инструментов, руки мастеров, талант исполнителей и настойчивость коллекционеров. Большинству из наших читателей довелось жить как в Старом, так и в Новом Свете, и рассказ журнала «Русский Базар» посвящен струнным музыкальным инструментам этих континентов.
Лютня и мандолина
Знаменитая лютня названием и происхождением обязана Востоку. Её родителями стали инструмент, на котором играли в древней Месопотамии, и арабский al’Ud. Принесенный мусульманами в начале восьмого века в завоеванную Испанию, он сразу же нашел почитателей. Рисунки и летописи девятого века рассказывают о некоем Зириабе, игравшем для андалузского эмира и открывшем в Кордове музыкальную школу.
C началом крестовых походов “луды” привозят в Европу. Тогда же на лютне начинают играть смычком c натянутым конским волосом. Вскоре европейские мастера уже делают лютни из клееного дерева, без гвоздей и шипов. В тринадцатом веке портреты лютнистов можно встретить в христианской живописи и скульптуре.
Шестнадцатое и семнадцатое столетия стали для лютни “золотым веком”. Для неё пишут музыкальные пьесы и трактаты по технике игры.
Порою названиям уготовано долгое будущее. Плоский струнный инструмент ассирийцы назвали Pandura, от которой до украинской бандуры – рукой подать. А вот итальянцы назвали малую восьмиструнную лютню мандолиной, и это название прижилось во всем мире. Сотни лет спустя, она пересечет Атлантику в сундучке итальянских эмигрантов, и в XIX веке в США начинается изготовление скрипок и мандолин. Мандолина даже становится первым музыкальным инструментом, записанным на фонограф Эдисона. Их продают десятками тысяч; на них играют школьные оркестры и семейные ансамбли. Позднее “Гибсон мандолин и гитар компани” начинает выпускать плоские мандолины, покорившие американцев. Мандолина жива и сегодня, и в 70-годы двадцатого века на ней исполняли английский фолк-рок, а баллады рок-группы Led Zeppelin без неё звучали бы куда беднее.
Гитара
Вряд ли случайно многострунные инструменты в разных странах называли почти одинаково: индийский ситар (sitar), немецкая цитра (Zither), французская цистра (cistre), греческая кифара (kithara), испанская гитара (guitarra), иранский тар.
Распространившись по миру, гитары остаются национальным инструментом Испании. В середине XIII века было два вида гитар - мавританская, с резким звуком, и мягко звучащая, латинская. Именно она пошла в народ, став прообразом классического инструмента.
В XVII веке испанец Г. Санс выпускает учебник игры на гитаре, продолжавший быть основным в течение сотен лет. В конце XVIII века гитарное мастерство, да и сам инструмент выходят на новый уровень. У гитары появляется “Бетховен из Барселоны” Фернандо Сор (1778-1839). Начав сочинять музыку для гитары в пять лет, к тринадцати он становится известным композитором и музыкантом. В Париже он пленяет своей игрой Берлиоза, в Лондоне и Петербурге - высший свет и семью русского царя.
В XIX веке гитаромания завладевает Европой. В списке великих солистов появляются новые имена. Но подлинным гением исполнительского мастерства ХХ века становится испанец А.Сеговия. На вопрос журналиста, когда он начал играть на гитаре, Сеговия ответил: “ До того, как я родился”.
Сделанные из клена и ели, инкрустированные слоновой костью или перламутром, старинные инструменты имели до двенадцати струн, а у современных концертных их - шесть. Полтора века назад акустические гитары почти не отличались друг от друга, (разве что в России предпочитали гитару семи-, а не шестиструнную), а двадцатый век создает мягкие гитары, принятые музыкой “кантри”, и джаз- гитары - c четким и резким звуком. На гитарах появляются электроусилители, а инструмент “Люсиль” короля гитарного блюза B.B.King становится эталоном для джазменов.
Виолончель
Первая виолончель была создана в 1500 году итальянским мастером из Кремоны А. Амати, вслед которому приходят Г. да Сало и Д.Маджини из Брешии. Увеличив в размере виолу да гамба, сделав струны толще и глубже звук, они создали инструмент с большим будущим. Для виолончели напишут выдающуюся музыку композиторы Гайдн, Шуман, Дворжак. Виртуозы, подобные П. Казальсу, М. Ростропововичу, Г. Пятигорскому прославят виолончель, сделав её частью мировой музыкальной культуры.
Виола и скрипка
Не один десяток лет поклонники виолы и скрипки вели спор о праве первородства. Виолы были длиннее и легче, производя шестью струнами менее интенсивный звук, их форма не имела канона. У одних нижняя часть корпуса была плоской, у других - грушевидной. Скрипачи считали виолистов музыкантами, не дотягивающими до скрипки, а виолисты видели в скрипке выскочку и недомерка.
История скрипки начинается со струнных рабаба и ребека, на которых играли в древней Персии. К пятнадцатому веку у прототипа скрипки, виолы де браччо, уже имелся смычок, дека для игры четырьмя пальцами и вырезы в корпусе в форме прописной буквы “F”. И хотя позиция скрипки на плече музыканта казалась необычной, она выходит по звучанию и популярности на первое место, и только виоле да гамба ещё удается оставаться солирующим инструментом в оркестре.
Вот уже более четырехсот лет в скрипичном мире нет более знаменитого города, чем итальянская Кремона. Имена Амати, Страдивари, Гварнери стали нарицательными для обозначения уникальности и качества звучания инструмента. По данным коллекционеров, в мире сохранилось около 650 скрипок, созданных Антонио Страдивари. За свою жизнь(1644-1726) он создал более тысячи инструментов, не считая арф, виолончелей и гитар. В них заметна и эволюция самого мастера. Созданные в период расцвета (1700-1715 гг.) скрипки обладают звуком, сочетающим камерность и силу, “пробивавшую” большие залы.
И если на аукционе Сотби в 1998 году “страдивари” была продана за 1,58 миллиона долларов, то не так давно набор его струнных для квартета был куплен уже за 15 миллионов.
Что же делает скрипки А. Страдивари, ученика славного Амати, волшебно звучащими? Исследования показали наличие морских микроорганизмов и минералов в грунте скрипки и слоях лака. Возможно, дерево для скрипок, клен и ель, сплавлялось по горным рекам, а потом транспортировалось по Адриатике или притапливалось в венецианских лагунах. Скопировать этот процесс нельзя, как нельзя войти в одну реку дважды, и скрипки этих мастеров, увы, неповторимы.
Таланты и коллекции
Культурные связи средневековья были гораздо шире, чем кажется, и фреска ХI века в Софиевской церкви г.Киева изображает виолу де браччо на плече музыканта, а скрипка становится популярной и на востоке Европы.
Известно, что лучшие струнные инструменты из Италии появились в России еще в XVII веке. Цари, вельможи и купцы заказывали их с истинно русским размахом. На рубеже XIX столетия в России струнных оркестров было больше, чем сегодня, хотя, например, в архиве 1688 года есть запись о двух мужиках из Арзамаса, игравших на балалайке при въезде в Яузские ворота столицы, за что они были биты батогами и отправлены в ссылку: царь Алексей Михайлович не любил балалаечников и гусляров, и запретил их игрусвоим указом. Но балалайка пережила царевы глупости, став в середине XVIII века любимым русским инструментом.
Известным музыкальным мастером на Руси был крепостной Иван Батов. На изготовленной им гитаре играла муза Пушкина – знаменитая цыганка Татьяна Демьянова, а его скрипки были в немалой цене.
В 1886 году молодой помещик В. Андреев собственноручно изготавливает серию балалаек и создает первый квартет народных инструментов. Мечтая приблизить инструмент к народу, он обучает игре на ней солдат Петербургского гарнизона и дарит каждому уходящему со службы новый инструмент. Cегодня для балалайки написаны сотни произведений, а струнные ансамбли русской музыки и солисты есть не только в России, но и в Вашингтоне, Филадельфии, Нью-Йорке.
Российская Государственная музыкальная коллекция началась с собрания К.Третьякова, однофамильца основателя Третьяковской галереи, крупного мецената. Олицетворяя собой черты богатейшего московского купца и подлинно интеллигентного человека, он не только завещал миллион рублей на городские больницы, но к 1879 году передал в фонд русского хранилища более тридцати уникальных скрипок с условием, что на них будут играть ”талантливые студенты беднейшего класса.” Какое-то время после революции коллекция пополнялась органами ЧКа (на такой конфискованной виолончели работы Амати играл М. Ростропович). Но главная традиция российской коллекции – давать инструменты самым талантливым исполнителям - существует и по сей день.
По примеру России в 1985 году в Чикаго было основано общество Страдивари, цель которого - дать возможность молодым талантам концертировать на уникальных инструментах. Первой солисткой, получившей возможность играть на скрипке Гварнери “Давид” 1735 года, была молодая скрипачка из нью-йоркской Джуллиард–скул Мидори - сегодня музыкант мирового класса.
Общество располагает десятью скрипками Страдивари, четырьмя - Гварнери, тремя - Амати, не считая альтов, виол и виолончелей. Основателями общества стали известные коллекционеры и дилеры музыкальных инструментов Р.Бейн и Д.Фуши. Хотя работы итальянских мастеров возвышаются, подобно Гималаям, в скрипичном мире есть и другие славные имена - из старой Германии и Тироля. Выдающиеся скрипки Штайнера, Клотца, на которой играл Моцарт, и другие знаменитые струнные инструменты сегодня находятся в коллекции Йельского университета. В собрании выделяются росhette - небольшие скрипки, настроенные на октаву выше человеческого голоса, на которых играли сопровождающие уличные шествия музыканты.
В музыкальном разделе нью-йоркского музея Метрополитен находится порядка пяти тысяч инструментов всех стран мира. В коллекции струнных есть древняя персидская каманче, китайская пипа и единственный струнный инструмент североамериканских индейцев-апачи .
В коллекции Библиотеки Конгресса США находятся не только десятки тысяч музыкальных документов: от нотных записей Бетховена до рецепта приготовления равиоли, записанного рукой Н. Паганини, но и несколько знаменитых скрипок, в том числе “гварнери”, которые предпочитали великие скрипачи Ф. Крейслер и Я.Хейфец.
Известная частная коллекция струнных инструментов в Западной Европе принадлежит профессору музыки Хосе Васкесу и насчитывает более ста старинных скрипок, виолончелей и виол. Сын кубинских врачей, покинувших Гавану с приходом революции, он стал скрипачом и, переехав в Европу, увлекся собирательством. В книге посетителей его венского музея числятся имена крупнейших музыковедов из разных стран мира.
Стать знатоком-коллекционером и музыкальным мастером непросто: на это может уйти целая жизнь. Но, музыка того стоит. Подобно камертону, она настраивает нас на восприятие прекрасного, открывая человеку самого себя. О музыке и музыкантах, о захватывающих историях, связанных с уникальными инструментами, написаны поразительные строки и стихи. Но лучше всех о себе говорят сами струны и музыка, оживающие в трепетных и волшебных инструментах.
Семен Бурда