Со скандала началось 7 июля заседание совета-семинара Российской академии наук (РАН) по проблемам изменения климата и Киотского протокола. Научный Советник Тони Блэра и британского правительства сэр Дэвид Кинг (David King) потребовал от президента РАН Юрия Осипова запретить запланированные на сегодня выступления иностранных климатологов в здании Академии.
В соответствии с программой семинара, для обсуждения Киотского протокола в Москву приехали ведущие иностранные климатологи из Великобритании, США, Канады, Австралии, Швеции. Однако сэр Дэвид Кинг в ультимативном порядке потребовал пересмотреть программу выступлений и вычеркнуть из списка выступающих более половины иностранных участников. В случае невыполнения своих требований научный Советник Тони Блэра угрожал покинуть семинар РАН. По словам участников переговоров, британский советник пытался оказать давление на организаторов семинара через находящегося в Москве министра иностранных дел Великобритании Джека Стро и главу российского МИД Сергея Лаврова, а также через офис Премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Участвовавший в работе семинара советник президента Андрей Илларионов заявил, что «впервые сталкивается с таким неприкрытым давлением». «Если четыре года назад мне сказали бы о подобном поведении иностранных представителей в отношении России, я счел бы это коммунистической пропагандой», - удивился А.Илларионов. По его мнению, «Киотский протокол может обернуться для России колониальным соглашением, которое навязывается также и колониальными методами».
Научный совет-семинар РАН, посвященный возможностям предотвращения антропогенного изменения климата и его негативных последствий и проблемам Киотского протокола, начал работать с 16 января с.г. по инициативе президента РФ Владимира Путина. Заседания семинара проводит лично президент РАН, академик Ю.С. Осипов, а в состав семинара входят 26 известных ученых, в основном члены Академии.
Заседание совета-семинара проходившее в Москве 7-8 июля, отличалось полномасштабным участием в его работе иностранных специалистов в области климата, экологии и экономики. Выступавший на пресс-конференции по итогам работы международного семинара РАН академик РАН Юрий Израэль заявил: «Приглашенные иностранные ученые подтвердили наши опасения по поводу присоединения России к Киотскому протоколу, они фактически выступили против Киотского протокола».
По словам одного из участников семинара, профессора Букингемского Университета Великобритании Джулиана Морриса, британское правительство, используя свои средства для продавливания ратификации Киотского протокола, действует против интересов населения Великобритании и всего мира. «Это противоречит рекомендациям Совета по экономике при самом британской правительстве. Я, как гражданин Великобритании, надеюсь, что сэр Дэвид Кинг пересмотрит свою позицию перед лицом очевидных фактов, которые говорят, что ратификация Киотского протокола – более дорогое решение проблемы потепления климата, чем другие существующие предложения. Он так часто выступает с идеями продвижения Киотского протокола, что он должен либо оставить свой пост, либо пересмотреть свою позицию», сказал г-н Моррис.
Один из участников пресс-конференции, руководитель компании «Weather Action», занимающейся исследованиями климата, Пирс Корбэн заявил: «Теория глобального потепления в результате парникового эффекта, которая сейчас распространяется в массовом сознании, все больше отходит от науки и превращается в своего рода мистическую догму. Эта теория не имеет научной ценности и соответствует интересам лоббистских групп».
В числе влиятельных бизнес-групп, интересам которых отвечает продвижение Киотского протокола, профессор Букингемского Университета Джулиан Моррис назвал British Petrolium, которая делает серьезные вложения в газовую отрасль, то есть, в производство низкоуглеродного топлива и компанию British Energy, которая производит ядерную энергетику.
В ходе своей работы совет-семинар выявил серьезные экологические, экономические и социальные препятствия для ратификации Россией Киотского протокола и пришел к ряду выводов:
1. Киотский протокол не имеет научного обоснования, он не указывает путь для решения проблем, связанных с изменением климата.
2. Киотский протокол неэффективен для достижения целей Рамочной конвенции ООН об изменении климата, для выполнения которых он и создавался (основная цель - стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему).
3. Потепление климата в России - самой холодной стране мира - имеет ряд серьезных положительных эффектов (отопление, транспорт, сельское хозяйство, увеличение биомассы и др.). Следует иметь в виду и возможные негативные эффекты (для зон вечной мерзлоты, в том числе потери прочности сооружений). Необходимо провести комплексные расчеты возможных последствий изменения климата для экономики и социальной сферы России.
4. При предполагаемом удвоении ВВП за 10 лет следует признать наличие серьезных экономических рисков в рамках Киотского протокола даже в его первой фазе. В дальнейшем же экономические потери для России будут увеличиваться. Выход же России из Протокола по прошествии некоторого времени будет сопряжен с тяжелыми юридическими и имиджевыми последствиями.
5. Ратификация Протокола в условиях наличия устойчивой связи между эмиссией CO2 и экономическим ростом, базирующемся на углеродном топливе, означает существенное юридическое ограничение темпов роста российского ВВП.