Игрушка, оживающая в руках

Игрушка, оживающая в руках

Как бы стремительно ни менялась жизнь вокруг нас, какими бы невероятными ни казались новинки техники, дети всегда будут входить в мир постепенно: обучаясь ходить, говорить, слушать. И чаще всего первым предметом, который ребенок берет в руки, становится погремушка, по сути напоминающая глиняных коров c камушками, что были найдены археологами в Вавилоне. Древние египтяне умели делать миниатюрных кукол и мебель, а европейские мастера начали выпускать первые заводные игрушки еще в средние века.

Во все времена дети мечтали, чтобы их куклы когда-нибудь стали живыми. В старой песенке, обращенной к Санта-Клаусу, английские малыши просят у него “куклу, которая может смеяться и глаза открывать-закрывать”. Выдающейся автоматической куклой XVII века стала работа француза Пьера Дроза “Писатель”, которая впервые была представлена широкой публике в 1774 году. Она была размером с трехлетнего ребенка, и могла писать предложение состоящее из сорока букв, причем голова и глаза куклы поворачивались вслед написанному, пишет «Русский Базар».

Часовой мастер Стейнер собрал ходящую куклу, спрятав механизм под пышным кринолином. Другие умельцы использовали пружину, связанную с колесиками, расположенными в ногах куклы. В 1885 французская фирма “Жуме” сделала куклу с открывающимися полусферическими глазами, а фирма “Саймон и Халби” – такую, которая во время движения меняла выражение глаз, двигала ими в разные стороны и даже сводила к носу. Докомпьютерные говорящие игрушки двадцатого века использовали струны и пружины, связанные с записывающим устройством и шарнирами на шее и других частях тела.

Часто игрушки являлись и не только элементом игры, но и выражали социальные симпатии и этику. Не так давно в США вышла статья о некоторых куклах, появлявшихся в продаже в течение последних ста лет. В механической копилке Always did’Spise a Mule конца XIX века после опускания монеты мул сбрасывает сидящего на нем афро-американца и бьёт его копытом. В копилке 1882 года Paddy & Pig ирландец ест рядом со свиньёй. Бросаемая в копилку монета вываливается изо рта свиньи и попадает в рот ирландца, а тот, закатывая глаза, её глотает. В игрушке 1888 года афро-американские куколки играли в бейсбол, и к ним относились положительно; но тот же производитель одновременно выпускал игрушки, высмеивающие китайцев. Продолжая межнациональную тему, можно сказать, что до первой мировой войны только одна заводная игрушка изображала итальянца и одна копилка – еврея. В двадцатых годах героями кукол становятся выходцы из нацменьшинств, занятые делом: они кондукторы, игроки в гольф, теннисисты. Личные симпатии производителей уже ориентировались на рынок, но законы, запрещающие межрасовые выпады, еще не были приняты. Времена меняются, пишет автор статьи, но надо признавать прошлое, чтобы не повторять ошибок.

Тяга к игрушкам может сопровождать человека всю жизнь, и, не желая расстаться с детством, люди становятся коллекционерами. Известно, что у китайского императора, желавшего иметь механического соловья, главной была идея - управляя наслаждаться. А вот автор бессмертной “Алисы в стране чудес” Л. Кэррол собирал игрушки, потому что ощущал ценность игры для освобождения от стереотипов. По его столу ходил механический медведь, а по комнате летала заводная летучая мышь. Складывая из букв слова и передвигая их внутри коробочки, он придумал игру “Скрэббл”, а путешествуя поездом - магнитные дорожные шахматы Да и сегодня в кружках технического творчества учащиеся собирают заводные игрушки, иллюстрирующие действие законов механики, оптики, магнетизма.
Начало серийного производства кукол связано c использованием папье-маше. Бумажная масса вминалась формой и засыхала, готовая для полировки и раскраски. Куклы из папье-маше были полыми внутри, что позволяло вставлять туда механизмы. Голова куклы могла быть покрыта воском, повторяющим черты лица. В те времена некоторые европейские куклы были ростом с маленького ребенка, так что могли даже носить его одежду.
Другим материалом стала штампованная жесть, впервые примененная мастерами из Германии: с 1850 года Нюренберг становится центром по промышленному выпуску игрушек, а в конце XIX века там же появляется первая игрушка из целлулоида, который вскоре признал весь мир.
Первые жестяные заводные игрушки в США были завезены немецкими компаниями “Бинг” (1863 г.), “Леман” (1881 г.) , “Арнольд” (1906 г.). В США их начали изготавливать в 1840 году. В 1850 году здесь было уже более пятидесяти производителей игрушек, большинство из которых находилось в штате Коннектикут, и только два из них - в Нью-Йорке. Первые говорящие и ходящие игрушки были запатентованы в США во второй половине XIX века.

Выдающийся американский кукольник Альберт Шонгут вырос в семье немецких мастеров игрушки. В 1903 г. он выпускает серию заводных игрушек “Цирк”, а спустя шесть лет их знают и покупают во всем мире. Удивительные клоуны Шонгута стояли на канатах и делали стойку на спинке стула, а ярко раскрашенные тенты и многофигурные группы зачаровывали детей и взрослых. Ставя своих клоунов в сложные атлетические позы, он вырезал у них на руках пазы, позволяющие фиксировать тело, не опрокидываясь. Альберт создал цирк Шалтая-Болтая – предтечу русских и европейских клоунов-лицедеев, реализовав в кукольном мире то, что позднее пришло в настоящие цирковые программы, где клоуны были и акробатами, и фокусниками, и музыкантами.

Американская компания Александра Долла, основанная в 1923 году была знаменита тем, что первая начала изготавливать куклы своих знаменитых современников - героев кино, театра и литературы. Так появились механические куклы героини “Унесенных ветром” О’ Хары, юной кинозвезды Ш. Темпл, фигуристки С. Хени.

История японских механических кукол связана с Китаем, откуда на острова пришли марионетки и заводные игрушки, изображающие героев мифов и легенд. Интересно, что одна из известных старых китайских игрушек служила одновременно и сейсмическим прибором, помогающим предсказывать скорое землетрясение, а другая была - снабжена стрелкой–компасом. Яркие костюмы, выразительная пластика и сегодня делают азиатские куклы популярными во всем мире.

Заводные куклы, подобные европейским, появляются в Японии между 1870 и 1920 годами, и становятся лидерами мировой игрушки, а такая фирма, как “Марусано”, основанная в 1924 году, популярна во всем мире и сегодня. Пользуясь спадом производства механических игрушек в Японии, связанным с поражением во Второй мировой войне, лидерство в Азии уверенно захватывает Китай.

Его стандарты качества поднялись до уровня мировых, а яркие костюмы, пластика и низкая цена делают куклы популярными во всем мире.
Куклы и заводные игрушки всегда притягивали к себе внимание художников, музыкантов, писателей. Балет Л. Делиба “Коппелия” по сказке Э.Гофмана “Песочный человек” - о юноше, полюбившем механическую куклу - идет на театральных подмостках мира более ста лет. Несколько лет назад его премьера состоялась в Москве, а в этом году выдающийся английский хореограф Ф. Франклин, работавший с Д. Баланчиным и А. де Миль, поставил его вместе с Американским театром балета, и около месяца назад состоялась премьера, посвященная 90-летию замечательного хореографа.
Известным коллекционером механических игрушек стал комедийный актер Д. Сверси, работавший в концертах с большим количеством знаменитых музыкальных групп и солистов.

Его партнерами были Б. Кинг, Бич Бойз, Нил Седака, П. Бун и другие. В собрании актера более ста уникальных механических игрушек, связанных с литературой и шоу-бизнесом. Cреди них заводные группы музыкантов и танцующие пары; монстр Франкенштейн, с которого сваливаются штаны, и он при этом в буквальном смысле слова краснеет; пожарник, взбирающийся по лестнице, и десятки других.

Детский музей Индианаполиса возник в 1992 году на базе частной коллекции Кэтрин Бушле, посвященной цирку и состоящей из удивительных заводных игрушек с разных континентов. Другим ценным подарком музею стали заводные игрушки из собрания Д. Каплана, посвященные истории индийского цирка. Однажды во время гастролей итальянского цирка в Индии на арену вышел местный магараджа, чьи лошади превзошли цирковых красотой и выучкой. Так, 125 лет назад формально родился индийский цирк, чьи традиции в реальности уходят в далекое прошлое.

Сегодняшняя игрушка все чаще становится электронной, компьютерной и безличной, рождаясь на стыке живописи, скульптуры и дизайна, обладая арсеналом выразительных средств и материалов. Но порою игровая память авторов, создателей народной игрушки, выбирает для них старую, но не забытую дорогу, возвращая к простоте, схожей с величием и естественностью мира. И, может быть, поэтому, несмотря на технические новации, многих из нас ещё долго будут радовать старинные игрушки - глиняные копилки в виде веселых свинок, тряпичные куклы, потерявшие счет годам, заводные клоуны, делающие шпагаты и кланяющиеся зрителям: игрушки, несущие в себе приметы нынешнего мира и ушедшего, который кажется нам, когда смотришь издалека, более теплым и человечным.

Семен Бурда

Оценить статью
(0)