Повелитель доллара

Повелитель доллара

Телеканал ABC News недавно заявил, что глава федеральной резервной системы Алан Гринспен является вторым по влиятельности человеком в США после президента. В стране, где более половины жителей не могут назвать имя вице-президента, девять из десяти с уверенностью отвечают на вопрос, кто такой Гринспен.

Каждый американец с уверенностью сможет вам поведать о том, что глава ФРС каждое утро просыпается в 5.30 и в течение полутора часов принимает ванну, одновременно читая экономические сводки и обдумывая финансовые проблемы страны. Почти каждый в США знает, что модель этой ванны - со специальными подставками для книг и бумаг - он разработал сам. Еще известно, что он играет на саксофоне и часто ходит в театр. Собственно, этими фактами и исчерпывается легенда об Алане Гринспене. Все остальное могущественный глава федеральной резервной системы тщательно скрывает от посторонних глаз. Прочее, что говорят о Гринспене, - это только слухи. Так, ходят слухи, что Дж. Буш-младший, например, на вопрос о том, что он будет делать в первую очередь в случае возникновения чрезвычайной экономической ситуации, ответил: "Немедленно свяжусь с Аланом Гринспеном". Саксофонист Алан Гринспен родился 6 марта 1926 года на Манхэттене. Его родители развелись, когда мальчику было пять лет. Мать будущего финансиста Роза была вынуждена переехать к своим родителям. Как свидетельствуют биографы, распад семьи был, возможно, самым тяжелым испытанием, выпавшим на долю Алана. Его дядя, владелец страховой компании, чувствовал себя неплохо даже в годы депрессии. Он владел небольшим поместьем на побережье океана, и Алан проводил там каждое лето, играя за местную бейсбольную команду и развлекая публику игрой на саксофоне. Мальчику прочили карьеру музыканта, и долгое время он оправдывал надежды близких. Алан оказался талантливым саксофонистом. Окончив престижную нью-йоркскую музыкальную школу Juilliard, он вступил в оркестр Henry Jerome Band и объездил с этим довольно известным в свое время коллективом всю страну, играя на саксофоне и кларнете.

За год гастролей Алан заработал достаточно денег для получения высшего образования. В качестве будущей специальности он выбрал экономику и в 1944 году поступил в Школу коммерции при Нью-Йоркском университете, где в 1948-м получил степень бакалавра. Затем продолжил обучение в Колумбийском университете. Здесь он стал председателем студенческого экономического общества и в 1950-м получил степень магистра. Одним из его преподавателей был знаменитый Артур Бернс, будущий экономический советник президента Никсона и глава федеральной резервной системы. Экономика целиком захватила молодого человека и заставила его навсегда спрятать саксофон в чехол. Алан даже решил, не откладывая дела в долгий ящик, защитить диссертацию и поступил в докторантуру все той же школы. Однако желание применить полученные знания на практике оказалось куда сильнее, и Гринспен, испытывавший к тому же стеснение в средствах, так и не дописав диссертацию, ушел в свободное плавание, пишет журнала "Компания".

В 1954 году вместе с более опытным партнером - профессиональным брокером Уильямом Таунсендом Алан организовал консалтинговую фирму Townsend-Greenspan. До своей смерти в 1958-м Таунсенд был президентом и главным партнером этой компании, затем единоличным владельцем Townsend-Greenspan сделался Алан. К этому времени Гринспен был уже горячим почитателем философии Айн Рэнд, с которой его познакомила первая жена - Джоан. Писательница, философ и кинорежиссер Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум, эмигрировала в США из Ленинграда в 1926 году. Она разработала теорию "рационального эгоизма", ставившую личную выгоду выше интересов общества. Ее героем был частный предприниматель, движимый исключительно интересами наживы и готовый ради достижения своих целей совершать настоящие подвиги. Гринспен полностью разделял эти идеи и вскоре стал постоянным автором журнала The Objectivist, выпускавшегося группой Рэнд. На страницах этого издания он выступал со статьями, проповедовавшими добродетели "рационального эгоизма".

"Вы меня не поняли"

К середине 1950-х Гринспен приобрел репутацию экономического мыслителя с оригинальными идеями. В годы, когда большинство экономистов разделяли либерально-демократические взгляды и настаивали на поддержке правительством малого и среднего бизнеса, Гринспен активно проповедовал весьма консервативные концепции, близкие крупному капиталу. Его имя регулярно появлялось на страницах газет: самые крупные издания страны цитировали его высказывания, в которых всегда содержалась четко и ясно сформулированная мысль. Умение говорить по существу стало визитной карточкой Гринспена на долгие годы, хотя сам он убежден в своей способности выражаться двусмысленно. "Если вам кажется, что я выражаюсь слишком ясно, то, весьма вероятно, вы меня не поняли" - этой фразой Гринспен до сих пор неизменно завершает все свои выступления.

Когда Бернс стал советником Никсона, он пригласил Гринспена в Вашингтон принять участие в предвыборной кампании будущего президента. После победы Никсона Гринспену предложили пост в правительстве, однако он отказался. Компания Townsend-Greenspan приносила своему владельцу более существенный доход, чем тот, на который он мог бы рассчитывать, занимая правительственный пост. А Гринспен тогда считал, что заработал еще недостаточно. Тем не менее, от правительства он уже никогда не отходил "слишком далеко". Компания Гринспена постепенно превратилась в лидера на рынке консалтинговых услуг, переехав в 1960 году в новый офис в престижнейшем United Nations Plaza на Уолл-стрит. А сам бизнесмен стал одним из наиболее востребованных экономических экспертов, выражавших консервативные взгляды. В 1960-х - начале 1970-х Гринспен был участником десятков федеральных комиссий. Наконец в 1974-м, после победы на президентских выборах Джеральда Форда, он вторично получил предложение перейти на работу в правительство. Вместо нескольких сотен тысяч в Townsend-Greenspan он получал оклад в размере $42 500 в год на посту председателя совета по экономике при президенте. И все же Гринспен согласился: к тому времени он был уже миллионером и мог позволить себе несколько сократить поступления в собственный бюджет.

Рецессия 1974-1975 годов ознаменовала для экономики США наиболее негативный период с момента окончания второй мировой войны. Но именно в это время Гринспен оказался на своем месте. Ошибки экономистов-демократов стали бросаться в глаза, а Гринспен, постоянно критиковавший их позицию, почувствовал себя на коне. Он вошел в ближайшее окружение президента Форда, что позволило завести множество полезных связей в высших кругах. В середине 1970-х Гринспена часто видели в обществе популярнейшей телеведущей Барбары Уолтерс на различных светских вечеринках. Чуть позже он познакомился с другой знаменитой телевизионной дивой - Андреа Митчелл, на которой в 1997 году и женился, уже будучи 70-летним стариком. В 1977-м Нью-Йоркский университет присудил Гринспену ученую степень доктора наук, хотя дописать диссертацию он так и не удосужился. Ученые мужи посчитали, что сотен экономических статей, подписанных фамилией Гринспена, с лихвой хватит для присуждения финансисту ученой степени. К тому же скрупулезный сбор информации и ее точный математический анализ никогда не были коньком Гринспена. Он получил всеобщее признание за умение интуитивно извлекать правильные выводы из информации, собранной другими. Дорога к Белому дому в 1976 году, когда американскому истеблишменту стало окончательно ясно, что взгляды экономистов-консерваторов более благоприятны для американской экономики, Гринспену (совместно с Артуром Бернсом и Уильямом Саймоном) была присуждена премия Томаса Джефферсона "За пользу, принесенную своему народу выбранным или назначенным общественным деятелем". Однако, когда в 1977 году Форд проиграл выборы демократу Джимми Картеру, Гринспен был вынужден вернуться в Нью-Йорк и заняться делами Townsend- Greenspan. К этому времени он уже снискал репутацию одного из самых уважаемых экономистов страны, выражающих интересы большого капитала и настаивавших на полном невмешательстве государства в экономику.

В 1981-м, когда в Белый дом вернулись республиканцы во главе с новоизбранным Рональдом Рейганом, Гринспен вновь оказался востребован правительством. С 1981-го по 1983-й он возглавлял национальную комиссию по реформе социального обеспечения. А в последующие годы успел послужить в роли члена советов по внешней и экономической политике при Рональде Рейгане, консультанта при сенатском комитете по бюджету, члена комиссий по финансовой структуре и регулированию и по добровольным вооруженным силам и т.п.

К 1987-му, когда истек срок полномочий председателя ФРС Пола Волкера, авторитет Гринспена достиг таких высот, что его кандидатура практически не вызывала возражений даже у демократов. Предложение Рональда Рейгана о назначении Алана Гринспена на пост председателя федеральной резервной системы было одобрено обеими палатами конгресса абсолютным большинством голосов. Гринспену опять пришлось выбирать между служением своей стране и личной выгодой. Выбор оказался не в пользу Townsend-Greenspan. Некоторое время он пытался продать компанию, но не нашел достойного покупателя и принял кардинальное решение - ликвидировал детище всей своей жизни. Вечный Гринспен Пост председателя ФРС, как выяснилось, Гринспен занял надолго. Вне зависимости от того, демократ или республиканец был хозяином Белого дома, поддержка Гринспену была обеспечена. На второй срок его назначил республиканец Буш-старший, на третий и четвертый - демократ Клинтон, на рекордный пятый - республиканец Буш-младший при полной поддержке Джона Керри, лидера демократов в конгрессе. Гринспену неоднократно приходилось доказывать свою компетентность и почти всегда ему удавалось с честью вывести экономику США из сложного положения. Первым испытанием для него стала "черная пятница" 19 октября 1987 года, когда индекс Доу-Джонса за один день рухнул на 23%. Решительные действия ФРС и активные валютные интервенции вернули рынку уверенность, и, как позже было признано всеми аналитиками, "черная пятница" нанесла американской экономике куда меньше вреда, чем можно было ожидать. Затем Гринспен взялся за инфляцию и постепенно сумел снизить ее до рекордных за пятьдесят лет значений. Столь же уникальных показателей в конце 1990-х достиг и индекс потребительской уверенности. В 1991 году в экономике США начался период роста, который оказался одним из самых длительных за всю историю страны. Слово Гринспена стало цениться выше любых банковских гарантий. В 1996-м этот чиновник, по мнению многих экспертов, сумел побороть перегрев фондового рынка одним лишь упоминанием того, что акции на бирже взлетели, с его точки зрения, слишком высоко. Началась массовая продажа бумаг, и обстановка на бирже разрядилась. В конце 1990-х уровень безработицы в стране достиг самого низкого показателя за два с лишним десятилетия. После трагических событий 2001 года экономика США, как говорится, "впала в уныние".

Чтобы удержать ее на плаву, Гринспену последовательно приходилось снижать ставки рефинансирования, пока они не достигли минимального значения. Тем не менее, он защитил экономику и сохранил свой пост. Нынешним летом ставки начали двигаться в обратном направлении, а Гринспен пошел на рекорд. Его пятый срок должен закончиться в 2008 году. Но даже если он уйдет в отставку в 2006-м, когда подойдет к концу срок исполнения чиновником функций члена совета управляющих, он станет самым "долгосрочным" главой федеральной резервной системы. При этом Гринспен уже умудрился обойти закон о банках 1935 года, по которому срок полномочий членов совета ФРС не должен превышать 14 лет. Дело в том, что первые пять лет были зачтены Гринспену как остатки срока Пола Волкера, на место которого в 1987-м он пришел в ФРС. 1 февраля 1992-го, когда 14-летний период исполнения Волкером своих полномочий истек, Гринспен был вновь назначен на должность члена совета ФРС. И с этого дня начался отсчет его собственного 14-летнего срока, который истечет 31 января 2006-го. Гринспен уже подтвердил, что в 2006 году он уйдет в отставку, и, скорее всего, чиновник сдержит свое слово. Вот только шансов на то, что его сменит человек, которого будут знать девять из десяти американцев, не так уж много.

Л.Галицина

 

Источник: «Эхо»

Оценить статью
(0)