Губит людей не пиво, а безделье и стресс.

Губит людей не пиво, а безделье и стресс.

Губит людей не пиво, а безделье и стресс.

В последнее время тема допустимости рекламы спиртных напитков находится в фокусе внимания политиков. В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было выявлено отношение россиян к рекламе алкоголя, а также их мнение относительно того, влияет ли такая реклама на выбор потребителей, прежде всего молодежи, в пользу алкоголя.

 

Молодежь выбирает пиво

 

Наиболее популярным напитком россияне назвали пиво - 47% опрошенных пили его хотя бы раз на протяжении последнего года; за пивом следует вино (33%) и водка (еще 33%). Коньяк предпочитает 6% россиян, еще 1% респондентов - виски. Более четверти опрошенных (27%) отметили, что вообще не употребляют алкогольные напитки. 

При этом среди молодежи уровень потребления спиртных напитков существенно выше, чем в старших возрастных группах: лишь 9% респондентов в возрасте 18-24 года   указали, что не употребляют спиртные напитки. Подавляющее же большинство употребляет пиво (75%), меньше половины – вино (41%), пятая часть – водку (21%).

В более старших возрастных группах доля употребляющих спиртные напитки несколько снижается, изменяются и потребительские предпочтения. Так, в возрастной группе 35-44 лет доминирующим напитком остается пиво (50%), а на второе место выходит водка – уже 43%. 

Пиво также чаще предпочитают материально обеспеченные, по российским меркам, респонденты, у которых  уровень среднедушевых доходов превышает 5000 руб. (66% из них отметили, что чаще всего употребляют пиво). Представители этой группы чаще выбирают дорогие спиртные напитки - коньяк (22%) и виски (19%).

 

Кто определяет выбор?

 

При выборе алкогольного напитка подавляющее большинство россиян (71%) опирается на собственное мнение. Более четверти опрошенных (27%) – на мнение родственников и друзей. Воспользоваться консультациями продавца склонны 8% опрошенных. Реклама на телевидении является решающей при выборе того или иного алкогольного напитка всего лишь для 5% опрошенных. Еще меньше тех, кто ориентируется на рекламу в печатных изданиях, наружную рекламу, рекламу в местах продаж (1%,1%,2% соответственно).

Мнение своей референтной группы (друзей, родственников, знакомых)  более значимо в молодежных возрастных группах: для 31% респондентов в возрасте 18-24 года и 36% - в возрастной группе 25-34 года. Существенно более значимо для молодых россиян влияние телерекламы – его отметили 13% представителей группы 18-24 лет, в остальных же возрастных группах доля тех, кто восприимчив к телерекламе, не превышает 6%.

 

Почему пьют?

 

Среди основных причин злоупотребления спиртными напитками россияне назвали, прежде всего, желание снять стресс и напряжение (38%), безделье (37%), отсутствие «силы воли», слабохарактерность (29%),  неуверенность в завтрашнем дне (25%), а также влияние ближайшего окружения (23%). Влияние рекламы в качестве основной причины злоупотребления  спиртных напитков назвали лишь 8% россиян.

В молодежных возрастных группах чаще в качестве таковых причин называют безделье, («нечем заняться в свободное время») (45%), желание снять стресс, или желание поднять настроение (41%). В более старших возрастных группах – 35-44 лет и 45-59 лет – помимо желания снять стресс, (по 42%) чаще называют неуверенность в завтрашнем дне (32% и 30% соответственно).

По-разному видят  причины злоупотребления спиртными напитками  респонденты с различным уровнем материального положения. Так, если половина опрошенных (50%) с уровнем среднедушевых доходов свыше 5000 руб. в качестве такой причины видят желание снять стресс, напряжение, то респонденты из низкодоходных групп (уровень среднедушевых доходов меньше 1500 руб.) более склонны объяснять это тем, что нечем заняться в свободное время (43%).

 

Допустима ли реклама алкоголя?

 

Что касается рекламы спиртных напитков, то здесь россияне демонстрируют скорее сдержанные оценки. Большинство опрошенных согласны с тем, что такая реклама может заставить употребляющих алкоголь пить больше (61% в той или иной степени согласны с этой позиций, против – 24%), а также побуждает попробовать алкоголь впервые (75%  согласны с этим утверждением, 12% - не согласны).

В то же время россияне считают допустимой размещение рекламы спиртных напитков на телевидении в тех случаях, если такую рекламу  будут  показывать только в ночное время  - с 22.00 до 7.00 (69% скорее согласны, 15% - скорее нет), только с предупреждением Минздрава о вредности злоупотребления спиртными напитками (61% - скорее согласны, 22% - скорее нет) и она не должна быть адресована молодежи (82% - скорее согласны, 8% - скорее нет).

При соблюдении этих условий почти половина  (49%) россиян не возражали бы против показа по телевидению рекламы алкогольных напитков. Еще более четверти опрошенных респондентов (27%) не возражали бы против такой рекламы, если бы она не прерывала художественных и культурно-образовательных программ, 16% - если бы она была короткой.

Общероссийский опрос проведен 17-18 июля  2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Какие алкогольные  напитки вы чаще всего употребляете? 

 

Все опрошенные

Возрастные группы

18-24

25-34

35-44

45-59

>60

Пиво

47

75

67

50

41

18

Вино

33

41

42

39

33

16

Водка

33

28

32

43

40

20

Виски

1

1

4

1

1

0

Коньяк

6

6

11

5

6

1

Ром

0

0

0

1

0

0

Джин

2

6

4

1

0

0

Ликер

1

1

2

0

0

0

Вообще не употребляю алкогольные напитки

27

9

13

19

25

62

 

При выборе алкогольного напитка для вас решающим является…

 

Все опрошенные

Возрастные группы

18-24

25-34

35-44

45-59

>60

Собственное мнение

71

81

79

78

75

48

Мнение родственников, друзей

27

31

36

27

29

13

Рекомендации продавцов

8

5

8

12

9

5

Реклама на ТВ

5

13

6

3

4

1

Реклама в печатных изданиях

1

0

3

1

1

0

Наружная реклама (щиты, перетяжки, на транспорте)

1

1

1

0

0

1

Реклама в местах продаж (скидки, бонусы, подарки)

2

4

4

1

2

0

Затрудняюсь ответить

18

6

8

12

14

44

 

Какие, на ваш взгляд, основные причины  злоупотребления спиртными напитками?

 

Все опрошенные

Возрастные группы

18-24

25-34

35-44

45-59

>60

Нечем заняться в свободное время, от безделья

37

45

35

39

31

40

Неуверенность в завтрашнем дне

25

17

17

32

30

25

Влияние ближайшего окружения

23

25

27

21

19

25

От горя

17

15

18

16

17

17

Национальная традиция

20

19

22

20

21

16

Желание снять стресс и напряжение, поднять настроение

38

41

42

42

42

25

Влияние рекламы спиртных напитков

8

6

9

6

8

8

Отсутствие «силы воли», слабохарактерность

29

22

32

26

31

33

Доступность алкоголя

14

13

14

14

16

11

Другое

1

1

1

1

1

2

затрудняюсь ответить

3

4

3

3

2

3

 

Я бы не возражал против показа по телевидению рекламы алкогольных напитков, если бы …

Если бы эта реклама транслировалась в строго определенное время и была недоступна для детей

49

Если бы эта реклама была содержательной, информативной

10

Если бы эта реклама не прерывала художественных и культурно-образовательных программ

27

Если бы эта реклама была короткой

16

Если бы эта реклама  не превозносила  личностных качеств потребителей

7

затрудняюсь ответить

20

Оценить статью
(0)