В последнее время тема допустимости рекламы спиртных напитков находится в фокусе внимания политиков. В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было выявлено отношение россиян к рекламе алкоголя, а также их мнение относительно того, влияет ли такая реклама на выбор потребителей, прежде всего молодежи, в пользу алкоголя.
Молодежь выбирает пиво
Наиболее популярным напитком россияне назвали пиво - 47% опрошенных пили его хотя бы раз на протяжении последнего года; за пивом следует вино (33%) и водка (еще 33%). Коньяк предпочитает 6% россиян, еще 1% респондентов - виски. Более четверти опрошенных (27%) отметили, что вообще не употребляют алкогольные напитки.
При этом среди молодежи уровень потребления спиртных напитков существенно выше, чем в старших возрастных группах: лишь 9% респондентов в возрасте 18-24 года указали, что не употребляют спиртные напитки. Подавляющее же большинство употребляет пиво (75%), меньше половины – вино (41%), пятая часть – водку (21%).
В более старших возрастных группах доля употребляющих спиртные напитки несколько снижается, изменяются и потребительские предпочтения. Так, в возрастной группе 35-44 лет доминирующим напитком остается пиво (50%), а на второе место выходит водка – уже 43%.
Пиво также чаще предпочитают материально обеспеченные, по российским меркам, респонденты, у которых уровень среднедушевых доходов превышает 5000 руб. (66% из них отметили, что чаще всего употребляют пиво). Представители этой группы чаще выбирают дорогие спиртные напитки - коньяк (22%) и виски (19%).
Кто определяет выбор?
При выборе алкогольного напитка подавляющее большинство россиян (71%) опирается на собственное мнение. Более четверти опрошенных (27%) – на мнение родственников и друзей. Воспользоваться консультациями продавца склонны 8% опрошенных. Реклама на телевидении является решающей при выборе того или иного алкогольного напитка всего лишь для 5% опрошенных. Еще меньше тех, кто ориентируется на рекламу в печатных изданиях, наружную рекламу, рекламу в местах продаж (1%,1%,2% соответственно).
Мнение своей референтной группы (друзей, родственников, знакомых) более значимо в молодежных возрастных группах: для 31% респондентов в возрасте 18-24 года и 36% - в возрастной группе 25-34 года. Существенно более значимо для молодых россиян влияние телерекламы – его отметили 13% представителей группы 18-24 лет, в остальных же возрастных группах доля тех, кто восприимчив к телерекламе, не превышает 6%.
Почему пьют?
Среди основных причин злоупотребления спиртными напитками россияне назвали, прежде всего, желание снять стресс и напряжение (38%), безделье (37%), отсутствие «силы воли», слабохарактерность (29%), неуверенность в завтрашнем дне (25%), а также влияние ближайшего окружения (23%). Влияние рекламы в качестве основной причины злоупотребления спиртных напитков назвали лишь 8% россиян.
В молодежных возрастных группах чаще в качестве таковых причин называют безделье, («нечем заняться в свободное время») (45%), желание снять стресс, или желание поднять настроение (41%). В более старших возрастных группах – 35-44 лет и 45-59 лет – помимо желания снять стресс, (по 42%) чаще называют неуверенность в завтрашнем дне (32% и 30% соответственно).
По-разному видят причины злоупотребления спиртными напитками респонденты с различным уровнем материального положения. Так, если половина опрошенных (50%) с уровнем среднедушевых доходов свыше 5000 руб. в качестве такой причины видят желание снять стресс, напряжение, то респонденты из низкодоходных групп (уровень среднедушевых доходов меньше 1500 руб.) более склонны объяснять это тем, что нечем заняться в свободное время (43%).
Допустима ли реклама алкоголя?
Что касается рекламы спиртных напитков, то здесь россияне демонстрируют скорее сдержанные оценки. Большинство опрошенных согласны с тем, что такая реклама может заставить употребляющих алкоголь пить больше (61% в той или иной степени согласны с этой позиций, против – 24%), а также побуждает попробовать алкоголь впервые (75% согласны с этим утверждением, 12% - не согласны).
В то же время россияне считают допустимой размещение рекламы спиртных напитков на телевидении в тех случаях, если такую рекламу будут показывать только в ночное время - с 22.00 до 7.00 (69% скорее согласны, 15% - скорее нет), только с предупреждением Минздрава о вредности злоупотребления спиртными напитками (61% - скорее согласны, 22% - скорее нет) и она не должна быть адресована молодежи (82% - скорее согласны, 8% - скорее нет).
При соблюдении этих условий почти половина (49%) россиян не возражали бы против показа по телевидению рекламы алкогольных напитков. Еще более четверти опрошенных респондентов (27%) не возражали бы против такой рекламы, если бы она не прерывала художественных и культурно-образовательных программ, 16% - если бы она была короткой.
Общероссийский опрос проведен 17-18 июля 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Какие алкогольные напитки вы чаще всего употребляете? | ||||||
|
Все опрошенные |
Возрастные группы | ||||
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
>60 | ||
Пиво |
47 |
75 |
67 |
50 |
41 |
18 |
Вино |
33 |
41 |
42 |
39 |
33 |
16 |
Водка |
33 |
28 |
32 |
43 |
40 |
20 |
Виски |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
0 |
Коньяк |
6 |
6 |
11 |
5 |
6 |
1 |
Ром |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Джин |
2 |
6 |
4 |
1 |
0 |
0 |
Ликер |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Вообще не употребляю алкогольные напитки |
27 |
9 |
13 |
19 |
25 |
62 |
При выборе алкогольного напитка для вас решающим является… | ||||||
|
Все опрошенные |
Возрастные группы | ||||
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
>60 | ||
Собственное мнение |
71 |
81 |
79 |
78 |
75 |
48 |
Мнение родственников, друзей |
27 |
31 |
36 |
27 |
29 |
13 |
Рекомендации продавцов |
8 |
5 |
8 |
12 |
9 |
5 |
Реклама на ТВ |
5 |
13 |
6 |
3 |
4 |
1 |
Реклама в печатных изданиях |
1 |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
Наружная реклама (щиты, перетяжки, на транспорте) |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Реклама в местах продаж (скидки, бонусы, подарки) |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
18 |
6 |
8 |
12 |
14 |
44 |
Какие, на ваш взгляд, основные причины злоупотребления спиртными напитками? | ||||||
|
Все опрошенные |
Возрастные группы | ||||
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
>60 | ||
Нечем заняться в свободное время, от безделья |
37 |
45 |
35 |
39 |
31 |
40 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
25 |
17 |
17 |
32 |
30 |
25 |
Влияние ближайшего окружения |
23 |
25 |
27 |
21 |
19 |
25 |
От горя |
17 |
15 |
18 |
16 |
17 |
17 |
Национальная традиция |
20 |
19 |
22 |
20 |
21 |
16 |
Желание снять стресс и напряжение, поднять настроение |
38 |
41 |
42 |
42 |
42 |
25 |
Влияние рекламы спиртных напитков |
8 |
6 |
9 |
6 |
8 |
8 |
Отсутствие «силы воли», слабохарактерность |
29 |
22 |
32 |
26 |
31 |
33 |
Доступность алкоголя |
14 |
13 |
14 |
14 |
16 |
11 |
Другое |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
затрудняюсь ответить |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Я бы не возражал против показа по телевидению рекламы алкогольных напитков, если бы … | |
Если бы эта реклама транслировалась в строго определенное время и была недоступна для детей |
49 |
Если бы эта реклама была содержательной, информативной |
10 |
Если бы эта реклама не прерывала художественных и культурно-образовательных программ |
27 |
Если бы эта реклама была короткой |
16 |
Если бы эта реклама не превозносила личностных качеств потребителей |
7 |
затрудняюсь ответить |
20 |