Мне не дорог твой подарок...
"В старину подарок считался "вещью, подносимой Богу". По обычаю, чтобы он оставался "чистым" и получатель был огражден от сглаза, подарок нужно было скрыть от посторонних людей, то есть завернуть в бумагу или ткань. Вот так и пришла к нам традиция оборачивать подарки", - утверждает дизайнер салона "Мир подарочной упаковки" Алексей Степанов.
Еще сравнительно недавно красиво оформленные презенты мы видели лишь в иностранных сериалах. В нашей стране долгое время самой распространенной и красивой "одеждой" для подарка считалась обертка из слюды, повязанная атласным бантиком. Причем упаковывалось далеко не все. Но сегодня и у нас стало модно оформлять любые подарки: от колечка до автомобиля.
- Упаковка - это не просто лист бумаги, в который заворачивается предмет, - говорит Алексей Владимирович. - Прежде всего, это уважительное отношение к человеку, которому подарок предназначен. Яркие коробочки, пластиковые пакеты, корзины, конверты, банты - благодаря такому разнообразию ни один презент, упакованный с любовью, не останется незамеченным. Правда, россияне еще не привыкли к культуре упаковки. Довольно часто встречаешься со смешной реакцией: "Ой, - говорят они. - Подарок так красиво оформлен, что жалко его распаковывать!".
- Презенты бывают разные. Допустим, человек решил подарить другу котенка. Или попугайчика. Их что - тоже нужно упаковывать?
- Желательно. Четвероногие "сюрпризы", на мой взгляд, при вручении эстетично будут смотреться в корзинах, декорированных цветами и лентами. Что касается птиц, то однажды моя коллега получила такой заказ. Помню, она упаковала клетку с попугаем в прозрачную бумагу. Чтобы пернатый друг не задохнулся, в бумаге были сделаны маленькие, не заметные глазу дырочки.
- Часто люди, боясь не угадать желания друзей, дарят им просто деньги...
- В почтовом конверте, как правило. Я бы не сказал, что это демонстрация тонкого вкуса. Вот когда в специально изготовленном конверте - другое дело. Сегодня в моде конверты из "малбери": так называется шероховатая, фактурная бумага из древесины тутового дерева. В процессе ее изготовления путем ручной обработки между волокон вкладывают сухоцветы, листья, блестки...
- Боюсь, современная упаковка может выйти дороже самого подарка?
- Такое случается очень редко. Если только сам человек не желает украсить подарок редкими аксессуарами. Кстати, аксессуары (бисер, стразы, перья) по своему значению не более чем дополнение к упаковке. Но именно они наделяют подарок особой тайной, задают интригу, то есть помогают удивить и порадовать.
- Полагаю, сегодня самая удобная и эстетичная упаковка для подарка - бумажный пакет с ручками.
- Ошибаетесь. Пакет с ручками - предмет транспортировки подарка. Даже узкий и высокий пакет, в котором так удобно дарить, к примеру, бутылку вина, не считается подарочной упаковкой. А оформление вин - это же море возможностей для дизайнерской фантазии. Сегодня, например, многим нравится, когда бутылка "одета" в цветную бумажную рубашку с галстуком. Да-да, элементы оригами (поделки из бумаги) в мире упаковки только приветствуются.
- Мне приходилось бывать на бенефисах в казанских театрах, на сцену выносили картины, бытовую технику в "магазинных" коробках... О подарочной упаковке не было и речи! А может, это правильно? Сразу же понятно, что подарили.
- В оформлении подарков для публичного вручения - свои правила. Праздничная упаковка обязательна. Она должна быть прозрачной, а презент в ней должен располагаться таким образом, чтобы с любой точки было понятно, что он из себя представляет. Это касается чайных сервизов, например. Еще одно правило: дизайнер ни в коем случае не должен использовать в своей работе шуршащие материалы: обычно бенефисы снимает телевидение, и это невежливо - портить шуршанием запись звука.
- Традиции упаковки едины во всем мире?
- Нет. Различий довольно много. Вот в Японии, к примеру, существует традиция упаковки подарка для торжества справа налево, а последовательность действий слева направо - это траурное оформление. Понимаете, правильно упаковать - это все равно, что подобрать духи... Существует мода на стиль, цвет и фактуру упаковки. Уже сегодня ясны мировые тенденции оформления новогодних подарков. Дизайнеры предлагают упаковывать презенты на Новый, 2005 год в материалы лилового, серебристого, синего и черного цветов. Никаких белоснежных снежинок, зеленых еловых веток и жизнерадостных героев анимационных фильмов. Все очень строго и лаконично...
Айсылу Кадырова
Источник: «Вечерняя Казань»