Пока одни люди мечтали летать «яко птахи», другие хотели просто не разбиться при падении, подобно Икару – и придумывали различные ухищрения…
Подстелить соломы – способ простой, иногда даже эффективный, но имеющий два больших недостатка. Во-первых, для этого нужно знать место будущего падения. Во-вторых, солома далеко не лучший амортизирующий материал.
Тем не менее, принцип «соломы» иногда применяют – например, для подстраховки каскадеров во время исполнения трюков. Это мы на экране видим их летящими вниз головой на торчащую арматуру, а на самом деле они мягко приземляются на специальные матрацы или (по бедности) на кучу пустых картонных коробок. Хотя некоторые умудряются при этом ломать себе руки-ноги, а то и шеи.
Но все-таки застелить все планету матами невозможно физически, да и не помогут они человеку, который падает с очень большой высоты. А такая проблема возникла еще в древности, когда появились первые многоэтажные здания, превращающиеся во время пожара в смертельные ловушки.
В 1868 году француз Пьер Люмэ изобрел «ботинки безопасности»: их двойные подошвы были амортизированы пружинами и должны были гасить удар о землю. Для рекламы своего товара Пьер на глазах нескольких владельцев гостиниц выпрыгнул в этих ботинках с третьего этажа, удачно приземлился и… тут же взлетел вверх, больно ударившись головою об уличный фонарь.
Почтенные буржуа посмеялись и ушли, а чудо-ботинки достались сыну изобретателя, который использовал их для развлечения. Но идею Пьера Люме развил немец Оппегеймер, запатентовавший в 1879 году башмаки с подушками.
А вот китайский император Хуан Си был более находчив, и во время пожара спасся из своего дворца при помощи широкополой соломенной шляпы. Держа ее над головой, он спрыгнул с крыши и отделался лишь незначительными ушибами, став, таким образом, изобретателем принципа парашюта, пишет FROM-UA.COM.
Почин «летающего императора» не был забыт, и вскоре восточные акробаты за небольшое вознаграждение начали развлекать толпу тем, что прыгали с крыш или деревьев с зонтиками в руках. Иные из них, изготовив целые тенты, могли даже немного планировать. Европейцы, познакомившись, среди прочих восточных диковинок, и с этими трюками, весьма увлеклись конструированием парашютов. Как всегда, не обошлось без Леонардо да Винчи – среди его архивов нашли и проект матерчатого купола диаметром два метра, предназначенного для эвакуации пилотов вертолетов.
Впрочем, винтокрылые машины этого гения никогда не смогли бы оторваться от земли, равно как и прыжок с его парашютом означал бы верную смерть – задумывая концепцию, великий гений не утруждал себя техническими расчетами.
На Руси самыми высокими зданиями были колокольни церквей и святых обителей. А батюшки и монастырская братия всегда возражали против нецелевого использования крыш религиозных объектов и прочих «богохульных» экспериментов.
Поэтому изобретатели планеров и парашютов у нас были героями вдвойне – после того, как они набивали себе синяки и шишки при падении, им добавляли на орехи, сбежавшиеся набожные старушки с клюками и юродивые с веригами.
Видимо это и стало причиной того, что имена первых отечественных героев воздухоплавания в историю не попали, хотя церковные летописи иногда упоминают о неких Ивашках и Спиридонах, которые «птичи перья склеивши летели на них десять саженей».
Ну а первый настоящий парашют изготовил француз Бланшар, который в 1793 году поднялся в небо на воздушном шаре, перекрестился, подтянул стропы и сиганул вниз. Приземления оказалось условно благополучным: изобретатель остался жив, однако сломал при этом обе ноги…
Иван Пургин