Министр обороны Дональд Рамсфелд заявил, что Соединенные Штаты ожидают к концу 2004 года иметь ограниченную способность обороняться против подлетающих баллистических ракет дальнего радиуса действия.
В своих высказываниях, подготовленных для распространения на седьмой ежегодной Конференции по космосу и ракетной обороне в Хантсвилле, Алабама, 18 августа, Рамсфелд отметил, что первый ракетный перехватчик наземного базирования был помещен в своей шахте в Форт-Грили, Аляска, 22 июля, примерно два года спустя после того, как Президент Буш объявил о своем решении развернуть первоначальный потенциал ракетной обороны.
Возражая критикам, утверждающим, что такой оборонительный потенциал вызывает дестабилизацию, министр отметил, что "ракетная оборона продолжает служить средством создания более близких отношений с союзниками, такими как Япония, Италия и Израиль, а также с новым друзьями и союзниками".
Вместо того, чтобы ждать развертывания того, что он охарактеризовал как фиксированную и финальную архитектуру ракетной обороны, Рамсфелд сказал, что Соединенные Штаты развертывают лишь "первоначальный комплекс потенциалов". В последующей встрече с репортерами он сказал, что нет необходимости ждать, пока "что-то будет усовершенствовано".
Подход, сказал он, заключается в том, чтобы создавать и испытывать системы, учиться на этом, а затем вносить усовершенствования. Кроме этого потенциалы системы ракетной обороны будут улучшаться по мере новых технических достижений, сказал министр.
Вопрос о том, когда поставить систему ракетной обороны на дежурство - это вопрос, который будут определять эксперты в будущем, сказал Рамсфелд репортерам, освещающим ход ежегодной конференции, организованной американским командованием космических сил и ракетной обороны.
Пять дополнительных перехватчиков будут добавлены к комплексу ракетной обороны на Аляске в конце 2004 года, и Агентство ракетной обороны (АРА) надеется установить еще 10 перехватчиков там же к концу 2005 года. В дополнение к этому АРА ожидает, что четыре перехватчика будут установлены на военно-воздушной базе в Вандерберге, к северо-западу от Лос-Анджелеса, в 2005 году.
Касаясь эволюционных аспектов программы ракетной обороны США, Рамсфелд сказал, что установка скромных промежуточных потенциалов "позволит нам заполучить оперативный вклад от командиров комбатантов".
По вопросу о несовершенном послужном списке испытаний в рамках программы, министр сказал: "Все усилия передового характера имеют элемент проб и ошибок". Хотя большинство испытаний было успешным, "мы извлекли уроки как из успехов, так и поражений", сказал он. Дополнительные испытания ракетной обороны намечены на осень.
В своей речи Рамсфелд сказал, что террористы тщательно изучают Соединенные Штаты, чтобы обнаружить какие-либо показатели потенциальной уязвимости. История учит тому, сказал он, что "слабость провоцирует". Министр сказал, что чем дольше задерживается установка ограниченной обороны против нападений с использованием баллистических ракет, "тем больше вероятность попытки нанесения удара".
В отсутствие какой-либо обороны против ракет, сказал Рамсфелд, "террористы и страны-изгои могут использовать угрозу нападения, чтобы попробовать запугать Америку или ее союзников и помешать им действовать против них".
Рассматривая нынешние угрозы, министр указал на потенциал экстремистов, оснащенных оружием массового поражения, и предостерег, что они "не отчитываются ни перед какой-либо страной, не следуют международным законам и стандартам поведения, и не испытывают никакого уважения к человеческой жизни".
Он также коснулся разработки Северной Кореей ракет, "способных достигать не просто территории соседей, но и нашей страны", добавив при этом: "То же самое можно сказать и в отношении Ирана".
Отвечая на вопрос о Северной Корее, Рамсфелд признал, что есть многое, что остается неизвестным о ее программе разработки ракет, потому что большая часть этой работы проводится в тайне. "Они не действуют в рамках испытаний, которые можно было бы считать сравнимыми с нашими или российскими", - сказал он о северокорейцах, добавив при этом, что они не разделяют заботы безопасности и ответственности других стран.
Хотя ракетная оборона является ключевым компонентом нового стратегического подхода Соединенных Штатов, Рамсфелд отметил, что он не является единственным. С постоянно растущим перечнем союзников, сказал он, Президент Буш "также продвинулся вперед в рамках Инициативы по безопасности в сфере распространения (ИБСР), образуя новую международную коалицию по борьбе с распространением оружия массового поражения и связанных с ним материалов".
Рамсфелд также ответил на вопрос относительно пересмотра позиции по глобальной обороне, в соответствии с чем изменится численность и будут перемещены места глобального развертывания американских войск на протяжении следующего десятилетия. "Мы не ослабим сдерживания в каком-либо месте", - сказал он. На самом деле, сказал министр, военный потенциал
повысится вследствие больших "темпов и развертываемости, и использования, и огневой мощи".
Рамсфелд сказал, что вес заокеанских военных сил США "несколько сместится из Западной Европы, потому что мы больше не боимся вторжения Советского Союза вдоль равнины Северной Германии с преобладанием танков".
Хотя Соединенные Штаты не планируют сохранять большое постоянное присутствие в Персидском заливе, сказал он, "следует признать, что Залив является частью мира, которая важна и где мы взяли на себя обязательство, и мы будем сотрудничать с этими странами и некоторыми странами Центральной Азии в различных сферах, не в смысле постоянных баз, а в смысле отношений и подготовки, а также соглашений о сотрудничестве".
Рамсфелд также подчеркнул важность развертывания войск США в странах, где их присутствие приветствуют. "Я не думаю, что для наших сил хорошо находиться в странах, где их не хотят видеть. У нас нет желания присвоить чью-либо территорию", - сказал он.
"Наша цель состоит в том, чтобы содействовать созданию более мирного и стабильного мира, - сказал Рамсфелд. - И если наши силы собираются быть развернутыми где-то еще, мы хотим, чтобы они были там, где их хорошо принимают".
Такой пересмотр военной политики, который, по его словам, был "широко обсужден с нашими друзьями и союзниками", по всей вероятности, потребует от 5 до 10 лет на развертывание, если исходить из его анализа.
Жаклин С.Порт, корреспондент "Вашингтонского файла" по вопросам безопасности,
выпускается Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.