Сокровища Святой горы

Сокровища Святой горы

Выставка "Афонские древности X-XVII веков из музеев Москвы и Подмосковья" стала уникальной возможностью увидеть рядом шедевры иконописи, книжности и резьбы по дереву, восходящие к афонской традиции.

Эти раритеты были объединены в целостную экспозицию в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Экспонаты из своих собраний выставке предоставили Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Российская государственная библиотека, Российский архив древних актов, Сергиево-Посадский историко-культурный и художественный музей-заповедник и Церковный археологический кабинет Московской духовной академии Московского патриархата.

В экспозицию вошли иконы (XII-XIX веков), рукописи (X-XVII веков), исторические документы (XVII века) и предметы прикладного искусства. В ее организации активно участвовали Фонд культуры Греции и посольство республики в России.

Бесспорно, один из ценнейших экспонатов - копия иконы Богоматери Вратрницы из афонского Иверского монастыря, заказанная в 1647 году архимандритом московского Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом. Написал ее монах-изограф Иамвлих Романов, и 13 октября 1648 года она была торжественно встречена в Москве, став на века одной из самых почитаемых святынь русской земли. Есть основания полагать, что царь Алексей Михайлович, кстати, бравший ее с собой для защиты русских войск в битве с поляками под Вязьмой, позднее даровал ее Новодевичьему монастырю. В XIX веке с первой копией ошибочно идентифицировали икону Богоматери Иверской с чудесами, принадлежавшую царевне Софье Алексеевне и висевшей в ее келье в Новодевичьей обители, где она жила в заточении с 1689 года. Еще одна икона Богоматери Иверской принадлежала царевне Евдокии Алексеевне.

В экспозицию вошли два фрагмента фресок, один из которых происходит, как принято считать, из храма Протата и приписывается знаменитому живописцу Мануилу Панселину.

Свидетельством многовековых контактов Руси и Афона служит и уникальное собрание резных миниатюр - наперсные и алтарные кресты, складни, панагии. Углубленное изучение этой коллекции, по мнению специалистов, еще только предстоит. Скажем, два креста, связанных с именем патриарха Филарета, сделаны из оливкового дерева, что само по себе немалая редкость, не говоря уже об их несравненных художественных достоинствах. Еще одна драгоценная реликвия - алтарный крест из пальмового дерева, дарованный патриархом Филаретом Новоспасскому монастырю, где вклад этот был настолько ценим, что использовался лишь для самых тожественных богослужений.

Шедевры средневековой каллиграфии были представлены на примере рукописей с миниатюрами и автографами выдающихся деятелей христианского мира, таких, как преподобный Максим Грек, Виссарион Никейский, Филофей Коккин, Иоанн Калиграф.

Все экспонаты, представляющие собой шедевры византийского и поствизантийского искусства, собраны из российских музеев, где они оказались в ходе развития тысячелетних греко-российских культурных связей.

В рамках мероприятий, приуроченных к этой выставке, состоялось выступление Греческого византийского хора под управлением Ликурга Ангелопулоса, исполняющего духовную музыку афинского распева. Большим событием стала и международная научная конференция "Афон: история, культура, традиции", собравшая ведущих византинистов мира из Москвы, Санкт-Петербурга, Афин, Салоник, Белграда, Бостона, Упсалы, Неаполя.

"В непростые времена всеобщей глобализации "ковчег православия", как издавна называют Святую гору, говорит нам, что претворение в жизнь православного христианства поможет заполнить духовную пустоту, растущую в человеческом обществе, - отметил на пресс-конференции, посвященной этой выставке, посол Греции в РФ Димитриос Параскевопулос. - В эпоху, когда возрождается русское православие, мы надеемся, что соприкосновение с Афонским миром представляет особый интерес".

Что может передать, чему может научить сегодня Афон? Смирению, солидарности, терпению, верности цели. Но прежде всего - духовному восприятию жизни, как этому учит на протяжении двух тысяч лет православие, хранимое на склонах Святой горы. Принципы православного христианства помогут заполнить духовную пустоту, растущую в современном обществе: в опыте общинной жизни, в смирении, умеренности и взаимной поддержке мы можем найти нравственный противовес пустоте человеческого существования, сказал он также в своем выступлении.

...Святая гора, Афон, расположенная на восточном берегу греческого полуострова Халкидики, - это особый мир с многовековой историей, на протяжении столетий оторванный от быстротечной повседневности, но непоколебимо приверженный стремлению к духовным вершинам. На афонской земле, где прочно укоренился этот непростой путь служения Богу, родилось множество шедевров религиозного искусства. И хотя связи Руси с Афоном зародились во второй половине XI века, их художественная составляющая, по мнению исследователей, долго оставалась незначительной. В то время Афон для средневековой Руси в первую очередь был духовным ориентиром. И лишь после освобождения от ордынского ига связи со Святой горой стали разнообразны и стабильны. Трудно переоценить роль, которую сыграл "ковчег православия" в развитии русской книжности и иконописи. Изографы с далекого Севера появились на Афоне еще во времена митрополита Киприана вслед за писцами и переводчиками.

После установления в 1500 году официальных связей между Афоном и Москвой русские иконописцы стали бывать в тамошних монастырях еще чаще, причем не только жители "стольного града", но и других крупных русских городов - Новгорода, Твери, Владимира.

Посланцы афонских общин, приезжавшие на Русь за помощью, привозили бесценные дары, непреходящей художественной ценности, потом в качестве вкладов расходившиеся по русским монастырям - от Москвы до Валаама, от Киева до Нижнего Новгорода.

Многие афонские сокровища были сохранены стараниями частных коллекционеров, в первую очередь Петра Ивановича Севастьянова, одного из самых известных русских собирателей христианских древностей. Многое было им приобретено в продолжительных поездках в Западную Европу, христианский Восток и Святую землю. Но главное из афонской части его коллекции было им куплено в 1860 году во время официальной экспедиции на Святую гору, которой способствовали Синод и царская семья. Стараниями Петра Ивановича в Россию тогда попало около 150 афонских икон!

 

Александр СТепанов

Фото Евгения Крылова

Журнал «Европа»

Оценить статью
(0)