Комиссия Госдумы по противодействию коррупции провела в минувший четверг "круглый стол" на тему: «Об институте конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители МВД, ФСБ, Министерства юстиции, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Генеральной Прокуратуры, Верховного и Конституционного Суда РФ, Управления по наркотикам и преступности ООН, ученые.
Участники «круглого стола» отметили, что ситуация, связанная с коррупцией в Российской Федерации, критическая. Государству и обществу пока не удается добиться серьезных положительных сдвигов по противодействию этому опасному явлению, представляющему одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности. Сохраняется тенденция к сращиванию организованных криминальных групп и сообществ с государственными чиновниками, что серьезно затрудняет выявление совершаемых преступлений.
Широкое распространение получили такие явления, как корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная передача госимущества в управление коммерческим структурам, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью, незаконное выделение, получение и использование льготных кредитов, перелив капитала в теневую экономику и другие опасные явления. Ни одно из них не обходится без корыстного злоупотребления должностными полномочиями.
Коррупционная деятельность все в большей степени становится транснациональной. Отлаженные формы приобрели отмывание преступных доходов, полученных коррупционным путем, и международные переводы незаконно приобретенных активов.
Крайне опасным стало то, что коррупция поразила систему правоохранительных и судебных органов. Большинство дел коррупционной направленности не доходит до стадии судебного рассмотрения, страдает и качество судебных решений, принимаемых по данной категории дел.
Серьезные пробелы в правовом воспитании населения привели к тому, что коррупция стала менее осуждаемой обществом, возник своего рода «синдром привыкания».
В коррупционных рейтингах стран Российская Федерация по-прежнему занимает одно из ведущих мест. Уровень коррумпированности госаппарата является фактором, способным дестабилизировать внутриполитическую обстановку со всеми вытекающими последствиями.
Произошедшие в текущем году на территории Российской Федерации крупномасштабные террористические акты со всей очевидностью продемонстрировали взаимосвязь между коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, поскольку получаемые террористическими организациями финансовые средства неизменно используются ими для подкупа должностных лиц в целях подготовки и проведения террористических акций.
Все это свидетельствует о том, что меры, принимаемые государством по предупреждению и борьбе с коррупцией, недостаточны. Неэффективно ведется работа по приостановлению операций (замораживанию), аресту, конфискации и возвращению доходов от преступной деятельности. Слабо осуществляется международное сотрудничество по возвращению активов. Законодательная база по противодействию коррупции нуждается в совершенствовании.
Участники «круглого стола» выразили единодушное мнение, что конфискация имущества лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической, коррупционной, экономической и корыстной направленности, а также незаконный оборот наркотиков, должна стать эффективной законодательной мерой по их предупреждению и противодействию, а исключение этой нормы из УК Российской Федерации было необоснованным и крайне несвоевременным фактом.
Председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков, выступая перед участниками "круглого стола", назвал регулирование вопросов конфискации в УК РФ одной из первоочередных задач по совершенствованию уголовного законодательства в целях усиления борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Он подчеркнул, что такая мера полностью отвечала бы требованиям ряда международных соглашений и договоров, в которых участвует Российская Федерация.
Участники "круглого стола" рекомендовали президенту РФ рассмотреть возможность внесения в 2004 году на ратификацию в Госдуму Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и поручить правительству ускорить подготовку законопроектов, призванных обеспечить приведение российского законодательства в соответствие с положениями этих конвенций, включая конфискацию имущества как уголовно-правовую меру ответственности и правило о возвращении в страну происхождения конфискованных активов, полученных в результате коррупционных действий.