Прошедшие в Беларуси широкомасштабные учения «Щит Отечества-2004» призваны были не только продемонстрировать боеготовность белорусской армии и других силовых структур. Судя по заявлениям главнокомандующего Лукашенко, «Беларусь всегда будет защищать не только себя, но и Россию, даже если Российская Федерация не будет помогать нам создавать военную оборону». При этом Лукашенко открыто говорит, что угроза исходит от расширившегося до границ Беларуси Североатлантического альянса.
Можно отметить, что эти заявления Лукашенко расходятся с теми, которые накануне учений делали государственный секретарь Совбеза Беларуси Геннадий Невыглас и министр обороны Леонид Мальцев. Они заверяли, что данные учения никак не связаны с расширением и другими мероприятиями НАТО.
Для многих сегодня очевидно, что строительство так называемого союзного государства Беларуси и России во многих сферах зашло в тупик.
Экономики двух стран развиваются в совершенно разных обстоятельствах. Прежде всего, имеет значение различие их законодательных баз.
Но военная сфера сотрудничества является эталоном для государств постсоветского пространства. В ответ на расширение НАТО была создана российско-белорусская воинская региональная группировка. Согласно подписанным документам, центром ее управления является министерство обороны Беларуси. Общепризнанно, что Беларусь для России является плацдармом, который вынесен ближе к Европе, где находятся системы наблюдения, системы противоракетной обороны. Минск это понимает и на этом спекулирует.
Обороне от Запада было посвящено и заседание белорусского Совета безопасности, прошедшее накануне широкомасштабных учений. Выступая на финальной стадии учений «Щит отечества-2004», Лукашенко заявил: «Мы в открытую говорили на заседании Совета безопасности о том, что нас не может не беспокоить – как и Российскую Федерацию. Мы видим... движение НАТО ближе к границам РФ, создание военных баз рядом с нашими границами. Встает вопрос: зачем? Поэтому мы каждый год проводим плановые учения».
На этих учениях впервые были продемонстрированы только главнокомандующему 22 новых и модернизированных образца военной техники. Многочисленных военных атташе иностранных государств, приглашенных на учения в качестве наблюдателей, не особо допустили до этих "новинок".
Если верить официальным заявлениям, многие из этих образцов не имеют аналогов в мире. Среди них, как отмечал министр обороны Беларуси генерал-полковник Леонид Мальцев, имеющая большой потенциал и не имеющая аналога на постсоветском пространстве автоматизированная система управления (АСУ) ВВС и войсками ПВО. Эта АСУ, по словам министра, значительно повышает оперативность принимаемых решений, увеличивает возможности системы радиолокационного обеспечения, благодаря ей возрастает объективность оценки действий боевых расчетов. Это подвижные автоматизированные командные пункты: Западного оперативно-тактического командования "Бор-2П"; истребительной авиации "Неман-ПВ"; зенитной ракетной бригады; а также пункт наведения авиации "Спрут".
Из образцов вооружений назывались модернизированные прицельные комплексы танка Т-72М1, БМП-2 и повысивший в несколько раз боевые характеристики зенитно-ракетный комплекс "Печора-2Т".
По словам Лукашенко, сегодня уже не только белорусское, но и российское руководство высказывает озабоченность относительно расширения НАТО. "Россия увидела, что территория сопредельных с нами государств простреливается электронными средствами до Кремля. Сегодня идет новый этап – американцы из Германии переводят самые современные ПВО в Польшу. Зачем? Мы же не собираемся ни на кого нападать, воевать. Может, у них есть какой-то интерес к территории Беларуси и России? Но пока Беларусь вынуждена в одиночку реагировать на эти процессы. Желательно, чтобы Россия обратила внимание на тот факт, что Беларусь – это форпост здесь" ", - сказал он.
Судя по некоторым высказываниям министра обороны России Сергея Иванова, озабоченность российского руководства относительно расширения НАТО выражается в «спокойно-негативном отношении». Можно предположить, что в сдержанном, без нагнетания эмоций тоне, Кремль склонен относиться и к высказываниям Лукашенко на этот счет. Но вот высказывания Лукашенко о необходимости восстановления советского ВПК, надо полагать, могли вызвать симпатии в Кремле. Там тоже говорят о такой необходимости. Впрочем, как и об углублении сотрудничества с НАТО.
Чтобы кто не говорил, но продолжает функционировать Совет НАТО-Россия, позволяющий во многом решать вопросы сотрудничества, взаимодействия в отражении возникший угроз. Особенно международного терроризма. А Беларусь достаточным уровнем сотрудничества с НАТО похвастаться не может. Хотя и имеет статус партнера. В силу ряда причин, о которых недавно шла речь в Брюсселе.
Почти одновременно с эскападом антинатовских заявлений Лукашенко, в брюссельской штаб-квартире НАТО гостила группа белорусских журналистов и политологов, недавно выступивших с инициативой создания Белорусского евроатлантического форума. Их принимал Дэниэль Спекхард, бывший посол США в Беларуси, а ныне директор отдела планирования политики Офиса генерального секретаря НАТО. Во время беседы затрагивалась и тема «нового этапа расширения НАТО» - перевода американцами «самых современных средств ПВО в Польшу». В связи с этим, посол Спекхард пояснил, что речь не идет о перемещении на восток воинских контингентов. Могут быть созданы лишь структуры, которые пригодны для переброски войск в те или иные "горячие точки" в случае возникновения кризисных ситуаций. Своего рода трамплины. Причем вовсе не для прыжка в Россию или Беларусь.
По словам Спекхарда, ныне на повестке дня альянса — совсем иные задачи. Противостояние по схеме холодной войны ушло в прошлое. И угрозы видятся в основном за пределами евроатлантического сообщества. Так что "Беларуси нет смысла беспокоиться в связи с расширением НАТО". "НАТО значительно изменилась. И пока мы с вами здесь беседуем, организация продолжает меняться, - сказал директор отдела планирования политики офиса генерального секретаря альянса. - Важно, чтобы это понимали в Беларуси. У НАТО нет желания вмешиваться во внутренние дела вашей страны".
Беларусь является страной, «отношения с которой у НАТО развиваются достаточно сложно»- именно так охарактеризовал отношения между Беларусью и Североатлантическим альянсом руководитель департамента НАТО по делам интеграции и партнерства Ярослав Сканечка. Беларусь, как отметил он, оказалась за границами интеграционных процессов НАТО. И признался белорусским гостям, что «к существующему в Беларуси режиму» у альянса нет консенсуса.
Существуют два похода насчет того, что делать с этим режимом: первый - изолировать и ограничивать, другой - игнорировать режим, но строить мосты с общественностью. Одним из таких возможных мостов может стать и гражданская инициатива Белорусский евроатлантический форум.
Стоит напомнить, что одной из своих задач, эта гражданская инициатива видит всемерное содействие работе посольства Литовской Республики в Беларуси, ставшим контактным посольством с НАТО. А также, путем распространения объективной информации среди граждан Беларуси развенчивать стереотипы «холодной» войны об агрессивной сущности Североатлантического альянса и некоем форпосте на его границе.
Роман Яковлевский (Project «Wider Europe»)