Конфликтофобия: учимся жить мирно

Конфликтофобия: учимся жить мирно


Современный бизнес можно охарактеризовать как живой развивающийся организм: рождение, рост, становление, влияние, производство… Значит, любая бизнес-структура может иметь свои «живые» страхи и страдать от заболеваний. Особенно часто встречаются конфликтность, как болезнь и конфликтофобия,  как боязнь этой болезни, пишет журнал
"Обучение & Карьера".

Конфликт как причина

Даже в самых успешных компаниях время от времени возникают серьезные разногласия. То же самое можно сказать о любом, в том числе и самом спокойном, сговорчивом человеке. Психологи утверждают, что от конфликтов как социального явления навсегда избавиться невозможно, да и не нужно. Ведь само понятие «конфликтная ситуация» определяет столкновение различных мнений, в результате чего возникают противоречия (таких случаев ровно половина, в остальных 50 % в процессе переговоров достигается соглашение).

Но все же лучше уметь предугадывать «острые углы» и стараться обходить их. Навыкам преодоления разногласий можно научиться на семинарах по конфликтологии. Программы занятий различны, поэтому следует четко определить, какого рода столкновения вас беспокоят. Если цель — избавиться от противоречий внутри рабочего коллектива, следует выбрать так называемые корпоративные тренинги, посвященные проблемам фирмы в целом. В них могут участвовать как руководители, так и работники компании. Помимо основных вопросов: причины возникновения спора, его предупреждения, стратегии, выхода из острой ситуации и других — на занятиях большое внимание уделяется определению роли каждого участника столкновения. Изучаются и психологические аспекты: сохранение самообладания, эмоциональная устойчивость, возможность перевода спора в переговоры.

Типология конфликтов, как правило, одна из самых важных тем на тренингах. Чтобы предотвратить столкновение мнений, необходимо установить причину, тип надвигающейся ситуации. Часто человек, вступая в спор, перестает осознавать, что, собственно, ему важнее: отстоять свою точку зрения, какая бы она ни была, или же прийти к правильному решению. Наступает, так называемый, кризис побеждающего. Грамотно проанализировать сложившееся положение и понять, что в данном случае лучше: победа в противостоянии или над ним — помогают знания, приобретенные на занятиях.

Еще одной тонкостью в распознавании типа разногласий можно назвать умение определить место их обитания. Где они коренятся: в обыденной жизни или на работе? Ведь бытовые противоречия частенько отражаются на профессиональной деятельности и наоборот. Поэтому бороться нужно, прежде всего, с первичным возбудителем напряжения.
Практически все программы, а они в основном авторские, построены по принципу пошагового постижения правды о конфликтах, каждое отдельное занятие посвящено либо одной конкретной, либо ряду однотипных проблем. Последовательно изучаются причины разногласий, их тип, навыки разрешения ситуации и предотвращения аналогичной. Поэтому, чтобы не нарушать логический цикл, пропускать тренинг-семинары не рекомендуется.

Избавление от недуга

Итак, начало избавления от конфликта — диагностика. Несколько часов участники тренинга учатся определять уровень стрессоустойчивости коллектива, общее психологическое состояние компании и отдельных сотрудников. После этого несложно будет определить причину напряженности и охарактеризовать ситуацию. Плюс корпоративных занятий в том, что коллектив знает создавшуюся или потенциальную проблему, как говорится, в лицо, а вычислить ее общими силами проще.
Положительной чертой открытых тренингов, наоборот, является многогранность решаемых проблем. Здесь на примере историй, произошедших с другими участниками, можно спланировать стратегию борьбы с аналогичным конфликтом в своей компании. Кстати, стратегия — следующий предмет изучения после диагностики. Эта тема занимает зачастую не одно занятие. Ведь в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход. К примеру, двум сотрудникам, претендующим на высокую зарплату, начальник отказал в повышении. Для разрешения этих, казалось бы, одинаковых спорных ситуаций необходимо применить разные способы, учитывая все нюансы и проработав все возможности. (Допустим, первому сотруднику установлен испытательный срок, после которого его повысят, а второму — предложены курсы повышения квалификации.)
Очень важно правильно распределить роли в конфликте. От этого зависит не только исход, но и продолжительность кризиса. Кто вы: обвинитель, консультант, наставник, пострадавший? При проигрывании ситуации на тренинге это становится ясно. Помимо ролевой, участники овладевают системой иерархии противоречий. Иногда разногласия развиваются искусственно, как следствие недоразумений и незначительных стычек. Из мелкого противоречия рождается конфликт, даже профессиональный или личный скандал.

Разрешение спорной ситуации — это еще не финал. Ведь после любой болезни необходима реабилитация. Проблему поможет решить семинар по успешному преодолению постконфликтной ситуации, когда буря еще не утихла до конца, но продолжать битву уже нет смысла. Чтобы не повторять ошибок и не «заболевать» заново, тренеры проводят профилактические занятия «Манипуляция конфликтами», «Противостояние надвигающемуся конфликту», «Использование собственных ресурсов в борьбе с противоречиями», «Сохранение самообладания». Академические знания «разбавляются» интересными семинарами, среди которых «Эволюция конфликта», «Когда конфликт может быть полезен». Некоторые преподаватели проводят консультации, а также курс адаптации компании после конфликта. Всего такой тренинг длится 20–40 часов. Программа рассчитана на 8–10 часов ежедневных занятий в течение 3–5 дней, ведут их социологи, психологи, педагоги. Некоторые из преподавателей принимали участие в разработке концепции курса. В качестве тренеров отдельных семинаров выступают крупные менеджеры и руководители компаний.

Больничный на имя…

Психологический тренинг считается самой эффективной формой. Семинары по конфликтологии — это, в первую очередь, именно психологические занятия. Принять участие в них может любой, но все же существуют группы риска, т. е. люди, наиболее часто попадающие в стрессовые ситуации, а значит, способствующие зарождению противоречий. Это, прежде всего, персонал, принимающий жалобы: операторы, диспетчеры, ремонтники. На втором месте те, кому приходится много общаться с публикой: учителя, врачи, менеджеры, переводчики, продавцы, телефонисты, ресепшн-менеджеры, охранники и т. д.

Далее идут пожилые люди, студенты и школьники. Умение избавиться от конфликтов универсально для всех возрастов и профессий. Главное — не раздувать процесс разрешения до глобальных общефирменных масштабов. Все должно идти естественным путем.

В условиях современной жизни мы порой не успеваем расслабиться, отдохнуть от работы. Именно эта постоянная усталость порождает в нас неудовлетворенность собой, коллегами, местом работы, обитания, семьей, и т. д. И как следствие — постоянные противоречия дома и на службе. В этой ситуации главное — не отчаиваться и помнить, что даже из нее есть выход.

Наталья Карцева

 

Оценить статью
(0)