Плохая репутация России

Плохая репутация России

Плохая репутация России

Позитивный образ страны - важный инструмент отстаивания ее государственных интересов на внешнеполитической арене. В настоящее время репутация России работает, как правило, против нее. Посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин как-то заметил: «Я еще никогда не был в стране, имидж которой расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем она есть на самом деле».

Вдумаемся в это утверждение. Распространено мнение, что репутация сама по себе формируется после реализации той или иной политики. Но следует напомнить, что мы живем в принципиально новую эпоху - эпоху информации, эпоху экономики знаний. В информационном обществе репутация страны становится непосредственным политическим и экономическим фактором, либо ускоряющим, либо тормозящим развитие государства.

Негативный имидж России и российского бизнеса в западных средствах массовой информации препятствует ее развитию в условиях интеграции в мировую экономическую систему, - этот тезис стал общим в рассуждениях аналитиков.

Как формировалось негативное отношение к России на Западе, и что можно предпринять для коррекции ее репутации – этим вопросом во вторник озаботились известные представители российской журналистики Сергей Брилев (РТР), Михаил Леонтьев (Первый канал) и Алексей Венедиктов (Эхо Москвы) на круглом столе в РИА-Новости.

 

- Суть моего грустного вывода – Россия, на мой взгляд, стала такой факультативной историей для западных СМИ. По сравнению с началом 90-х, число западных корреспондентов в России сократилось в 3-4 раза. Конечно, время потрясений, к счастью, прошло, и страна живет более рутинной жизнью. А когда происходит теракт или арест Ходорковского, можно обойтись и специально присланным корреспондентом... Но сокращение корреспондентов здесь  говорит о том, что Россия стала факультативом. Мы не можем говорить, что Россия влияет на мировые экономические процессы. Конечно, нефть, ядерное оружие – это все при нас. Но уже нельзя говорить о влиянии, сравнимом с советским периодом, - сказал Сергей Брилев.

Вот и получается, что в представлениях Запада Россия – в экономическом отношении страна третьего мира, претендующая на статус мировой державы (с ядерным оружием). Вопрос о том, насколько это представление соответствует действительности – тема для отдельного обсуждения. Важно, что Россию еще в начале 90-х стали воспринимать как неуправляемую страну, с повсеместной практикой беззакония, страну, не способную к самостоятельному управлению.

Михаил Леонтьев уверен, что корни негативного восприятия нашей страны в западном мире лежат гораздо глубже в истории. «Лексика и идеология отношения к России как стране, не менялись с того времени, как Россией заинтересовалась Британия, а это произошло в начале 19 века», - считает журналист. По мнению М. Леонтьева, базовые стереотипы  о России как об огромной стране, населенной дикими азиатскими ордами казаков и калмыков, и управляемой царем-деспотом, сформировалось еще в период Наполеоновских войн, и уже тогда Россия изображалась как страна, склонная к военной экспансии, которую в интересах цивилизованного мира следует ослабить любыми способами.

По словам М. Леонтьева, в последней трети 19 века уже были сформированы основные принципы «черкесской идеи»: поддерживать борьбу горцев против России, поощрять кавказский сепаратизм, чтобы отвлечь ее внимание от европейских проблем. М. Леонтьев выразил уверенность, что между позицией Великобритании во время Кавказской войны и риторикой Запада в отношении чеченского конфликта «есть некоторая преемственность», а США в этом вопросе выступают продолжателем антироссийской линии Британской Империи.

         - Я бы хотел сначала определится в понятиях: что мы хотим демонстрировать миру? Скажем, женщина может встречать благоприятное отношение, когда она своим поведением демонстрирует недоступность, а может  - когда она наоборот доступна. Наилучший имидж у России за всю ее историю был при Михаиле Горбачеве. И все, что происходило в стране, было частью этого имиджа. Страна разваливалась и отдавала все – это было основной стороной этого имиджа. Но как только это стало не совсем так, то имидж России стал портиться, - сказал М. Леонтьев.

Алексей Венедиктов выразил обеспокоенность тем, что российские сырьевые компании имеют на Западе неблагоприятный имидж вследствие своей закрытости, и при этом российский бизнес не понимает, что для успешной работы на западном рынке надо быть более открытым, отказавшись от типично российской практики секретности в самых невинных делах. «Если вы хотите, чтобы о вас ходили неприятные для вас слухи, то продолжайте скрывать информацию», - считает главный редактор «Эха Москвы».

Очевидно, что россиянам, как и всем прочим, нужно объяснять потенциальным партнерам привлекательность инвестиций в Россию, экономические особенности и перспективы страны, узнавать, наконец, пожелания экономического сообщества к нашему инвестиционному климату. То есть, нужна сознательная политика формирования имидж России в экспортном исполнении.

- Мы должны быть понятны и для зарубежных партнеров, и для собственных граждан. Вот когда подписали соглашение с Китаем и отдали ему полтора острова на Амуре, то гражданам, избирателям не объяснили зачем, с какой целью это было сделано. Глава нашего государства за 5 лет своего правления никогда не дал ни одного интервью российским журналистам. Ни одного! Кроме пресс-конференций и отчетов о прохождении прямых линий, а это, как вы понимаете, совсем другой жанр, очень отличающийся от интервью. Но иностранным журналистам он дает интервью, он разъясняет позицию российского государства иностранным журналистам, но не российским. Это идет работа над имиджем за рубежом, но это создает закрытость внутри страны, определенный изоляционизм в головах, - сказал Алексей Венедиктов.

- России очень важно научиться жить так, чтобы особо не приходилось заботиться о том, кто и что о нас думает. Это задача трудно достижима. Частные российские компании повлиять на внешний образ страны пока не в состоянии: либо в силу нежелания, либо – из-за неумения делать это. Если кому и заниматься созданием положительного образа страны, так это правительству, которое пока это тоже делать не умеет, - подвел итог дискуссии Сергей Брилев.

 

Оценить статью
(0)