Станислав Белковский: «Идея объединения левой и правой оппозиции была выдвинута Борисом Березовским и мной два года назад».

Станислав Белковский: «Идея объединения левой и правой оппозиции была выдвинута Борисом Березовским и мной два года назад».

Станислав Белковский: «Идея объединения левой и правой оппозиции была выдвинута Борисом Березовским и мной два года назад».

Второй этап массового сопротивления политике Кремля начался в России. Июльские акции протеста оппозиции были направлены на недопущение принятия Госдумой законопроекта об отмене льгот. Тогда в единых рядах протестовали КПРФ, «Яблоко», «Родина», правозащитные и другие общественные движения. Союз правых сил монетизацию льгот поддержал и в акциях не участвовал.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Сопротивление кремлевским инициативам по переходу от выборности губернаторов к их назначаемости объединило более широкий спектр политических сил, чем летом. Против путинской реформы госвласти наряду с КПРФ и «ЯБЛОКОМ» выступили СПС и создаваемая Ириной Хакамадой партия «Свободная Россия». И если КПРФ и «ЯБЛОКО», с одной стороны, и правые с другой, пока еще митингуют не в одних рядах, то по отдельным вопросам они уже близки к объединению.

Не поддерживает сопротивление путинским реформам госвласти «Родина», которая по своим политическим позициям все более дрейфует к «Единой России». Поддерживать президента, но не поддерживать правительство для этой партии становится все труднее, да и надо ли? Может быть, не зря «Родину» все чаще называют партией власти №2?

Один из участников митинга оппозиции в Москве 29 октября - Олег Шеин, депутат Госдумы от фракции «Родина». МиК спросил у него, почему «Родина», позиционирующая себя как оппозиционная партия, не участвует в акциях протеста?

 

- Здесь есть разница подходов. «Родина», по моему – а я член фракции, но не член партии - значительной своей частью, хотя  и не вся, поддерживает  инициативы Кремля, направленные на назначаемость губернаторов и мэров городов.

С моей точки зрения, такая позиция не учитывает перспективы развития событий в стране. И больше того, я убежден в том, что все эти назначения – мэров, губернаторов, повлекут за собой деградацию государства и его дальнейший распад. Потому что система в гигантской стране, построенная на выстраивании административной вертикали, лишена сдержек и противовесов, лишена баланса, лишена возможностей реагирования на требования населения. И в итоге она рано или поздно рассыплется.

А учитывая то, что у нас страна большая, федеративная, и у ней есть определенные экономические территории, довольно автономные – товарооборот того же Дальнего Востока лишь на 10% ориентирован на Россию – в этих обстоятельствах то, что сейчас делает Владимир Владимирович Путин, закладывает все предпосылки для дальнейшего  распада страны.

Поэтому я бесспорно против этих инициатив и считаю, что сейчас гражданский долг выступить против них каждого человека.

 

- А Ваше мнение о перспективах объединения левой и правой оппозиции?

 

Надо осторожно к этому подходить. Дело в том, что пример соседей наших – Украины, Белоруссии – как бы демонстрирует, что объединение правой и левой оппозиции всегда проходит на условиях, которые диктует правая оппозиция. Хотя бы в силу того, что она обладает более мощными финансовыми рычагами.

Противодействие в рамках той ситуации, которая сейчас возникла, какое-то нужно. Но оно должно быть максимально сдержанным. Ведь есть исторический пример – когда Вторая мировая война была в Югославии, против немцев воевали, коммунисты с одной стороны, и щитники с другой стороны. То есть, альянса, как я считаю, быть не должно. Это было бы коренной ошибкой, которая бы ликвидировала оппозицию в стране вообще.

 

Оценки экспертов перспектив политического объединения левой и правой оппозиции разнятся. Некоторые усматривают в них потенциал для возможного изменения политической ситуации в стране к 2007 году, другие уверены в том, что сегодняшняя оппозиция в стране повлиять на ситуацию просто не в состоянии.

Один из таких пессимистов - Станислав Белковский, руководитель Института национальной стратегии:

 

- Эта идея – объединения левой и правой оппозиции – была выдвинута двумя людьми – Борисом Березовским и лично мной два года назад, осенью 2002 года. Тогда я был разработчиком этой доктрины, Березовский был ее глашатаем. И мы предлагали создать единый фронт КПРФ, СПС и «ЯБЛОКА», то есть, право-левую оппозицию.

Тогда эти политические субъекты были жизнеспособны. Сегодня они мертвы. Поэтому сегодня эта идея абсолютно несвоевременна и ее реализация по сути дела невозможна.

То есть, ее можно реализовать чисто формально, но это не приведет к формированию нового жизнеспособного политического субъекта. Время для такой консолидации безнадежно упущено, и сегодня об этом бессмысленно говорить.

 

С подобной позицией категорически не согласны зампред «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин, зампред ЦК КПРФ Иван Мельников и член федерального совета СПС Борис Надеждин. По их мнению, альянс левой и правой оппозиции по отдельным вопросам не только возможен, но и эффективен, так как в нынешних условиях повлиять на власть и добиться широкой поддержки населения, которое все больше разочаровывается реформами, которые проводит Кремль, можно только объединив усилия и выступив вместе.

 

Оценить статью
(0)