Взгляд со стороны: политика американская в отношении политики российской

Взгляд со стороны: политика американская в отношении политики российской

Взгляд со стороны: политика американская в отношении политики российской

Во время своей самой первой встречи с российским президентом Владимиром Путиным в июне 2001 года Джордж Буш изрек ставшую знаменитой фразу: я почувствовал его душу. В прошлом году, желая еще больше подчеркнуть, насколько глубоко он понимает своего нового друга, Буш-младший заявил, что Путин хочет построить такую Россию, в которой процветали бы свобода и демократия.

И все же Путин  - не демократ в традиционном смысле этого слова.

Его недавние заявления о новой системе назначения губернаторов, его яростные нападки на СМИ, его политические маневры с российским парламентом, которые сводятся к одной единственной цели, - полностью подчинить законодательный орган желаниям президента – свидетельствуют о том, что в России и свобода, и демократия атрофировались и истощились.

Недавняя трагедия в Беслане и захват заложников в московском театре осенью 2002 года являются самыми яркими примерами того, что жесткий подход Путина к управлению государством и его непримиримая позиция по урегулированию хаотического положения в Чечне не дали результатов.    

Несмотря на это Путин остается важным союзником в войне с терроризмом. Гибель детей в Беслане и ряд других террористических атак, которым подверглась Россия за последнее время, лишь укрепили его решимость и убежденность. Кроме этого, попытки убедить русских прекратить сотрудничество с Ираном в области строительства ядерных реакторов, заручиться поддержкой России в вопросах взаимоотношений с Северной Кореей, и зависимость от российской нефти заставляют США вести диалог с Россией в позитивном ключе.   

К сожалению, заявления Буша и общая нехватка комментариев относительно последних антидемократических решений российского руководства поставили американскую администрацию в безвыходное положение.   

С одной стороны, та мягкость, с которой в Белом доме относятся к внутренней политике Путина, не позволяет США более или менее существенно влиять на принимаемые им решения и заставить его изменить курс, тем более что сейчас США нужна поддержка России по целому ряду важных глобальных вопросов.  

С другой стороны, те слабые протесты против правления Путина, которые в лучшем случае раздаются в американской администрации, негативно сказываются на ее попытках установить демократию на Ближнем Востоке или где бы то ни было еще.  

Этот «двойной капкан» - результат недальновидности и скудного воображения в подходе к отношениям с Россией. В оценке своего российского коллеги нынешний президент США чересчур доверился первым впечатлениям и инстинктивному восприятию. В отличие от своего предшественника Билла Клинтона, Джордж Буш не продумал всего механизма взаимоотношений с таким сложным и важным партнером, как Россия.    

Клинтон же понял с самого начала, что четко налаженные отношения с Россией станут ключом к успешной внешней политике и политике в области национальной безопасности США. Он поручил старому другу и эксперту по России, Строубу Толботту, координировать все вопросы, касающиеся России и новых независимых государств. Толботт отчитывался как перед президентом, так и перед Госдепом и организовал хорошо налаженную работу внутри Госдепартамента и ключевых правительственных служб. Не было ни одного вопроса, затрагивающего двусторонние российско-американские отношения, который бы ускользнул от внимательного ока г-на Строуба. Он сумел сделать так, чтобы все аспекты двусторонних отношений от экономики до контроля над вооружениями были скоординированы наилучшим образом.            

Кроме этого, Клинтон непосредственно приобщил к этой работе вице-президента Альберта Гора, дав ему поручение сформировать двустороннюю комиссию с российским премьер-министром для проведения на постоянной основе консультаций по спектру основных вопросов. Регулярная работа комиссии и постоянный личный контакт между Гором и его российским коллегой позволяли напрямую обсуждать и разрешать щекотливые проблемы, возникающие между двумя государствами, начиная от Боснии и Косово и заканчивая экономическим кризисом в России.  

Таким образом, для того чтобы урегулировать возникавшие проблемы, совсем необязательно было организовывать встречи между Клинтоном и Ельциным, большая часть работы проводилась регулярно и на более низком уровне.    

Однако администрация Буша отказалась от модели Клинтона. Более того, в 2000 году республиканцы подвергли подход Клинтона жесткой критике, назвав проводимую тогдашней администрацией политику «слабой и нерешительной». Также было высказано мнение, что администрация Клинтона закрывала глаза на происходящее в Чечне.  Буш обещал, что будет придерживаться более жесткой и реалистической позиции в отношениях с Россией. По крайней мере, он говорил так до того, как заглянул в душу Путина.        

Все бы ничего, ну заглянул, так заглянул. Но проблема в том, что при этом у Буша нет тех механизмов, которые позволяли администрации Клинтона проводить сбалансированную политику в отношениях с Россией. Если бы такие механизмы у Буша имелись, то многие проблемы решались бы гораздо легче. Например, это позволило бы оказывать поддержку России в ее борьбе с терроризмом и одновременно сбалансировать позицию Запада по чеченскому кризису. С другой стороны, Соединенные Штаты получили бы возможность оказывать более существенное давление на Путина, заставляя его придерживаться более взвешенной позиции в отношении демократии и демократических институтов. 

Та однообразная манера, в которой администрации Буша реагирует на различные международные проблемы, затрудняет российско-американские отношения, в которых и без того слишком много тонких нюансов. Для того чтобы сотрудничество было выгодно обеим сторонам, необходимо вести  постоянную работу на различных правительственных уровнях, не говоря уже о постоянном и открытом диалоге.    

Сегодня в Белом доме не очень настроены изучать тонкие нюансы или вести тяжелую, часто утомительную, и возможно не всегда приятную работу, которая так необходима для создания эффективного сотрудничества  с Россией. Не исключено, что позже, когда мы будем стремиться к более продуктивным и честным отношениям с русскими, нам придется расплачиваться за это.   

 

Автор: Уильям Дэнверс – бывший помощник в Конгрессе США, работал в законодательном комитете Совета по национальной безопасности в администрации Клинтона.

 

Собственный перевод

Оценить статью
(0)