В последние годы проблема нормализации обстановки на Кавказе втягивает в свою орбиту все больше стран. Конфликт между несколькими постсоветскими государствами, в который втянута Россия, экономические интересы ряда западных стран, в первую очередь США, борьба на влияние в регионе исламского мира – все это отдаляет превращение Кавказа в зону политической и экономической стабильности со всеми вытекающими отсюда угрозами и последствиями.
В беседе с Washington ProFile о проблемах Кавказа рассуждают четыре известных американских эксперта.
Томас Де Ваал, координатор "Кавказского проекта" исследовательского Института Войны и Мира:
- Кавказ сегодня не является единым регионом. Да, это географический регион, но не регион в терминах экономики или политики. Я также не уверен, что он обладал чертами региона в советское время и что в эпоху СССР три закавказские республики сотрудничали более активно. В советское время кавказские руководители конкурировали друг с другом - в Москве они боролись за влияние и ресурсы.
Два важных фактора препятствуют восстановлению Кавказа. Первый из них - сложившаяся система власти местных картелей или "феодалов". Они заинтересованы в достижении только локальных и краткосрочных целей, например, в поддержании своей власти на местном уровне. Они могут понимать, что в долгосрочной перспективе региональная кооперация может быть более выгодной для них, но текущие проблемы занимают все их внимание. Мы не можем недооценивать, насколько Кавказ зависит от "черного" рынка и криминальной экономики.
Второй фактор - Карабахский конфликт. Точнее, поведение Армении и Азербайджана, которые не желают контактов друг с другом, в результате - их границы закрыты. Проблема - не в отсутствии доброй воли или отсутствии реалистичных планов урегулирования. Корни проблемы лежат в азербайджанском и армянском обществах. Население и политические элиты этих стран интересуются лишь собственной судьбой, в результате - интересы двух народов практически не пересекаются. Еще никто не говорил о необходимости строить общее будущее для Армении и Азербайджана. Советского Союза, который сводил все республики региона воедино, больше не существует. А Европа и Америка - далеко.
Зураб Карумидзе, соредактор журнала Caucasus Context:
- Интернационализация Кавказа может дать большую надежду для мирного разрешения нынешних конфликтов и для достижения региональной безопасности. Если все эти проблемы останутся лишь в компетенции России, то это может стать худшим способом для достижения мира и стабильности. Россия либо не желает, либо не способна контролировать развитие региона. В то же время, я прекрасно понимаю, что Кавказ не сможет разрешить свои проблемы без России.
Наиболее важны для региона невоенные аспекты региональной безопасности, в том числе, образование и культура. У нас, жителей Кавказа, сохраняются проблемы самопознания. Мы слишком мифологизированы - мы постоянно сочиняем мифы друг о друге, а иностранцы создают мифы о нас.
Тед Джонас, американский юрист, долгое время работал в Грузии и на Кавказе:
- Главной задачей должна стать региональная интеграция Кавказа и уничтожение барьеров, возведенных между Грузией, Арменией и Азербайджаном. С моей точки зрения, Грузия - это "ключ" к решению проблем всего региона. Географически Грузия занимает центральное положение на Кавказе, Грузия имеет налаженные связи и с Арменией, и с Азербайджаном. Кроме того, в Грузии наиболее гибкая политическая система, то есть Грузия способна более успешно изменять свои подходы к решению проблем, в отличие от Армении и Азербайджана.
Совместные проекты в сфере бизнеса и транспорта могут тесно связать три республики. Я убежден, что государства Закавказья не смогут успешно развиваться без региональной интеграции.
Еще одна проблема - культурная. Народы Азербайджана, Армении и Грузии плохо знают друг друга. В советские времена контакты между ними были намного более активными.
Фиона Хилл, старший научный сотрудник исследовательского Института Брукингса:
- На Кавказе все региональные игроки ведут лишь собственную игру. Очень интересно сравнить Кавказ с Балтией, где велись или ведутся те же дискуссии, которые ведутся на Кавказе - об интеграции в Европу, сотрудничестве с НАТО и т.д. Страны Балтии успешно решили эти вопросы, потому что действовали совместно. Они смогли сформулировать общие цели, хотя это часто было нелегко. Эти страны сильно отличаются друг от друга, каждая из них обладает своей уникальной историей, хотя некоторые аспекты их прошлого крайне похожи. У республик Балтии есть общее представление о России, как об угрозе, что позволило Литве, Латвии и Эстонии сплотиться друг с другом.
На Кавказе все происходит по-другому. Не существует общей повестки дня, которая могла бы способствовать совместному развитию закавказских республик. Ключевой вопрос - отсутствие взаимодействия между ними. Я не уверена, что Грузия сможет выполнить роль "моста", связывающего все страны региона, так как Армения и Азербайджан негативно оценивают роль Грузии. Ныне мы наблюдаем соперничество между тремя закавказскими республиками. Причем это соперничество происходит не только в рамках региона, но в Париже, Лондоне, Москве и Вашингтоне.
Еще одна проблема - отсутствие широких персональных контактов между республиками, поскольку практически все контакты, я не говорю здесь о "черном рынке" и криминале, совершаются на высшем правительственном уровне. Ничтожно мало азербайджанцев посещают Грузию и столь же мало грузин приезжают в Азербайджан. По иронии судьбы, они чаще встречаются в Стамбуле, Москве или Вашингтоне, чем на Кавказе.
Николай Злобин, директор Российских и Азиатских программ Центра Оборонной Информации:
- Россия пытается оспорить результаты распада СССР и Холодной войны. Россия наиболее выиграла от этой ситуации и поэтому постарается сохранить "статус кво" так долго, насколько это будет возможно. Ныне Россия - кавказский монополист. После распада СССР мир оставил Кавказ на Россию, что, вероятно, было ошибкой, потому что ситуация со стабильностью в регионе не улучшается, а трения усиливаются.
Бессмысленно говорить, что Армения, Грузия и Азербайджан смогут разрешить все проблемы в одиночку - они не могут конкурировать с Россией. Один телефонный звонок из Кремля может мгновенно изменить ситуацию: вспомните Абхазию. Поэтому необходимы более серьезные переговоры между Россией и США о создании новых правил игры в этом регионе. Но я не уверен, что США готовы пожертвовать хорошими отношениями с Россией ради того, чтобы ограничить влияние Кремля на Кавказе.
Мне кажется, пока не существует новых идей разрешения кавказских проблем, не существует и плана выхода из этой ситуации. Запад практически не знаком с Кавказом, Россия действовала здесь более 200 лет, и очевидно, что она не откажется от Кавказа. Но важно, что кавказские конфликты могут привести к серьезными международным кризисам, которые будут угрожать национальным интересам и США и Европы.