Деспотичный, вечно придирающийся, не терпящий возражений и целиком отдающийся делу... Или, наоборот, доброжелательный, не замечающий ваших промахов, но не слишком компетентный в работе... Какими качествами должен обладать хороший начальник? Где и как можно научиться руководить?
Так сложилось, что буквально с рождения мы верим в три непогрешимые истины: «Я лучше всех знаю, как себя лечить», «Я лучше всех понимаю, как воспитывать своих детей» и «Я лучше всех могу управлять своими подчиненными». Добравшись тем или иным путем до кресла босса, редко кто из начальников задумывается о своей ценности. Однако проходит немного времени, и выясняется, что хорошими руководителями не рождаются. Возникают самые разные проблемы. Напряженная обстановка то и дело взрывается конфликтами. Споры, как вам кажется, возникают по пустякам. Секретарша зовет вас Мишей и страшно обижается, когда вы напоминаете ей, что руководителя нужно хотя бы при посторонних называть Михаилом Петровичем. Бухгалтер слушает вас вполуха и поступает так, как ему удобно. Непосредственные подчиненные при встрече фамильярно хлопают вас по плечу и не считают нужным предупредить, что сегодня они уйдут домой часиков на пять пораньше.
Как же так получается и в чем ваша ошибка? Ведь до того, как оказаться в кресле начальника, вы отлично справлялись со своими обязанностями, и равного вам специалиста не было на всей фирме.
Дело в том, что только таких профессиональных качеств, как знание специальности, опытность и компетентность, недостаточно для того, чтобы легко справляться с задачами, то и дело возникающими перед начальником. Согласно психологическим исследованиям люди, характеризуя хорошего руководителя, в первую очередь отмечают следующие его черты: доброжелательное отношение к своим подопечным, умение найти подход к людям, честность и порядочность, уверенность в себе и принципиальность.
Понять, как совместить в себе эти, порой противоречивые, качества, вам помогут на специальных тренингах для руководителей. Вопрос в том, какой именно курс выбрать из всего их огромного разнообразия. «Эффективное лидерство», «Решение конфликтов», «Управление стрессом», «Кадровая политика» — вот лишь небольшой перечень предлагаемых тренингов. Для того чтобы окончательно определиться с выбором, проанализируйте, решение каких проблем вызывает у вас наибольшие сложности.
Психологический тренинг для руководителей не отнимет у вас много времени: программы обычно рассчитаны на 6–10 академических часов. Так что заполнить пробелы в своем психологическом образовании вам удастся за один, два дня. Стоит такое удовольствие около 200–300 долларов. Программы тренингов бывают самыми разными. Опытным путем установили, что лучше всего себя зарекомендовали те тренинги, на которых основное внимание (до 70 % времени) уделяют практике.
Некоторые фирмы-организаторы предлагают составить для вас личную программу, учитывая особенности вашей работы и ваши пожелания. Занятия обычно состоят из теоретической и практической частей. Сначала, как правило, анализируют ваши ошибки, затем предлагают варианты решения той или иной проблемы и только после этого переходят к практическим заданиям. На семинарах обучают определенным психологическим приемам, необходимым начальнику, таким, как психологическое айкидо, моделирование эмоций у подчиненных, техника убеждения и т. д. Но самое интересное — практика. Здесь используют ролевые игры и ситуативные тренировки. Вам, руководителю, дают задание, например, принять ответственное решение, учитывая интересы подчиненных и пожелания высшего руководства. Процесс принятия решения, все высказанные вами аргументы за и против того или иного варианта записывают на видео. Затем фильм показывают участнику игры в присутствии его тренера-психолога. Вместе вы анализируете ваши действия и выбираете оптимальный выход из сложившейся ситуации. Особое внимание на семинарах уделяют изучению мотивации подчиненных. Мотивация — это те причины, которые заставляют вашего сотрудника работать хорошо или плохо. Сделать так, чтобы он трудился на отлично, в ваших силах. Действительно, начальник почти каждый день проделывает несколько операций: поощряет своего сотрудника (можно материально, но не обязательно); прислушивается к предложениям, которые выдвигают нижестоящие сотрудники; подчеркивает значимость работы, которую выполняет подчиненный (не перестарайтесь: не стоит доказывать секретарше, что если она не купит канцелярские скрепки, то фирма закроется).
А вот несколько признаков того, что вы действительно неплохой руководитель.
Вы никогда не ругаете своего подчиненного за глаза при других сотрудниках. Все его промахи остаются тайными слезами на вашей подушке.
На сколько бы ни опоздал ваш самый припозднившийся сотрудник, вы всегда приходите на пять минут позже.
Если вы уходите в отпуск, то деликатно не звоните в душный офис с морского побережья. И пляжные фотографии покажете не раньше сентября.
Как истинный босс, вы никогда не опаздываете, изредка позволяя себе лишь задерживаться.
Вы помните все семейные праздники ваших сотрудников. И отмечаете их. Красными крестиками в рабочем календаре, надписями вроде «Проследить, чтобы не смотался до конца рабочего дня» и т. д.Хотите пример идеального начальника? Пожалуйста! Например, Гельмут Коль. Внимательный анализ деятельности удачливого канцлера показывает, что есть ряд способов добиться долгосрочного успеха. Основные «хитрости» Коля — доброжелательность и лояльность ко всем простым людям, великолепная память на лица тех, кто сделал ему что-то хорошее (или плохое), привычка говорить всем, что он счастливчик, не боясь сглазить. Кстати, своих врагов он удаляет из ближайшего окружения и никогда больше с ними не общается.
Итак, существует множество качеств, используя которые удается повысить личный авторитет. Не всему можно обучиться на тренингах — что-то приходит с опытом. Так, успешные руководители среди главных качеств, помогающих им в работе, неизменно называют хитрость. Ведь в любой организации работают самые разные люди, нужно уметь к каждому найти подход и просчитать все ходы, пишет журнал "Обучение & Карьера".
Психологические проблемы в коллективе, которым вы руководите, возникают не только у вас. Порой причина напряженности в коллективе заключается во внутренней неприязни сотрудников друг к другу, в отсутствии общих интересов. В этом случае ваша задача как начальника состоит в том, чтобы выбрать правильный тренинг для преодоления этих трудностей. Преследуя цель создать сплоченную команду, многие фирмы-организаторы предлагают коллективам такие оригинальные сценарии проведения тренинга, как сплав по реке или подъем в горы. То, что люди оказываются вместе в столь непривычных ситуациях и преодолевают определенные физические препятствия, помогает сдружиться и в дальнейшем положительно сказывается на качестве выполняемой ими работы. Подчиненные будут вам благодарны, и вы начнете гордиться собой, когда увидите плоды своей работы.
Анна Вьюгина