«Центризбирком запретил наблюдателям контролировать выборы», - такой вывод прозвучал на пресс-конференции «Коалиции за право выбора» 18 ноября. Представители Коалиции полагают, что вариант автоматизации подсчета голосов на выборах, предложенный ЦИК, ущемляет активное избирательное право граждан.
Напомним, что 7 октября 2004 года Центральная избирательная комиссия РФ приняла постановление о проведении голосования на дополнительных выборах депутата Государственной Думы по Преображенскому избирательному округу №199, г.Москва, с использованием технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Впервые в России КОИБы будут использованы практически на всех избирательных участках столь крупного избирательного округа (около 180-ти участков).
16 ноября Центральная избирательная комиссия РФ приняла Инструкцию, которая регламентирует использование КОИБ на всей территории России.
КОИБы представляют собой ящики для голосования, оснащенные устройством считывания данных из избирательного бюллетеня (сканером) и программируемой микросхемой, которая подсчитывает поданные голоса, количество недействительных бюллетеней и бюллетеней неустановленной формы.
- Это довольно надежные устройства, прошедшие неоднократную проверку, считает председатель Межрегионального объединения избирателей (МОИ) Андрей Бузин. - На случай их отказа в КОИБе предусмотрен также отсек для ручного голосования. Однако, учитывая известную степень недоверия граждан и других участников выборов к результатам подсчета голосов, подтвержденную выявленными случаями фальсификаций, естественно было ожидать, что внедрение КОИБ без дополнительных мер по расширению возможностей общественного контроля может повысить степень недоверия и вызвать возражения со стороны участников выборов.
Такие возражения были высказаны в письмах председателя партии «ЯБЛОКО» Г.Явлинского и кандидата в депутаты по 199-му округу С.Митрохина в письмах на имя Председателя ЦИК РФ А.Вешнякова. Ведь с введением автоматизации сам процесс подсчета голосов становится скрытым от всех, кроме лиц, осуществляющих оперативное программирование КОИБ. Если ручной подсчет голосов осуществляется на глазах у наблюдателей, и они могут убедиться в его правильности, то результатам электронного подсчета наблюдатели могут только поверить.
- Наблюдатель видит только то, как избиратель получает бюллетень, потом как он подходит к сканеру, и с этого момента результаты подсчета голосов видны только на итоговом протоколе. То есть, наблюдателю больше нечего делать на избирательном участке, он никак не может проконтролировать голосование, - сказала исполнительный директор Ассоциации в защиту прав «ГОЛОС» Лилия Шибанова.
- Микросхема, осуществляющая подсчет голосов, является устройством, работающим под управлением программы, которая может быть изменена достаточно быстро. Современные технические средства коммуникаций позволяют осуществлять перепрограммирование абсолютно незаметно для глаза человека. Не вызывает сомнения, что внедрение автоматизации в процесс подсчета голосов повысит производительность такого подсчета. Не вызывает сомнения и большая надежность и точность работы технических устройств по сравнению с уставшими за время многочасового голосования членами избирательных комиссий. Сомнения вызваны уменьшением возможностей общественного контроля из-за внедрения программируемых технических средств, доступ к которым существенно облегчен представителям власти и спецслужбам, выступающим на российских выборах в качестве заинтересованных лиц, - заявил А. Бузин.
- Создается впечатление, что, съездив в Казахстан, наши власти решили от примитивной системы фальсификации выборов перейти к автоматизированной, - сказала Л. Шибанова. По ее мнению, казахстанский опыт автоматизированного голосования возымел решающее воздействие на ЦИК РФ.
- В Казахстане уже опробовали автоматическую систему подсчета бюллетеней на всем населении. Но там есть одна особенность: там в момент голосования высвечивается личный уникальный номер избирателя. Номер этот образуется случайно, просто в том порядке, в котором человек подошел к сканеру. И в течение недели после голосования гражданин может проверить, правильно ли был учтен его бюллетень по этому номеру. Так вот, наше сканирование этого не предполагает. Эта система, которая потом будет распространена на все выборы, не предполагает никакого контроля над голосованием, ни со стороны общественных наблюдателей, ни со стороны избирателей. Мы подошли к той грани, когда выборы становятся просто откровенной фальсификацией, - считает Л. Шибанова.
- Мы с вами имеем право не доверять такой автоматизированной системе. Если бы власть хотела нашего доверия, то был бы возможен индивидуальный контроль, как в Казахстане, или выборочный ручной пересчет бюллетеней. Но эта возможность как инструмент контроля нам властью не дана. Власть проводит эксперимент не только над техникой, но и над нами, смотрит: проглотим мы это или нет, - сказал президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров.
- Учитывая практическую невозможность контроля работы программного обеспечения КОИБ со стороны общественных наблюдателей, единственной возможностью осуществления общественного контроля мог бы стать выборочный контрольный ручной пересчет на случайно отобранных участках. Закон предусматривает такую возможность, если будет принято соответствующее постановление ЦИК РФ. Внесение поправки о контрольном пересчете в Постановление ЦИК РФ по 199-му округу было основным пунктом предложений, которые были поданы представителем «ЯБЛОКА» в Центризбирком. Однако члены ЦИК единогласно (присутствовало 11 членов ЦИК) отвергли данную поправку. Тем самым Центризбирком, с нашей точки зрения, нарушил избирательное законодательство, ограничив избирательные права граждан, в частности, право на наблюдение за подсчетом голосов.
Отказ от контрольного пересчета голосов по 199-му округу является тревожным прецедентом, который, скорее всего, будет распространен и на другие голосования с использованием КОИБ по всей России, - считает А. Бузин.
В заключении хочется напомнить, что подобные игры с выборами Центризбирком проводит накануне федеральных выборов 2007 и 2008 годов. Будет ли локальный эксперимент Преображенского округа распространен на всю страну – вопрос открытый. Но защитники избирательных прав уже считают, что власть приняла решение взять волеизъявление граждан под жесткий контроль «Министерства выборов», как часто называют ЦИК.
- У Комиссии не должно быть права ущемлять возможности для проведения общественного контроля. Мы готовим иск в Конституционный Суд по нарушению активного избирательного права. Оно подразумевает возможность контролировать действия власти. Так вот, решение ЦИК лишает меня возможности контролировать ее действия, - сказал Георгий Сатаров.