Энергодиалог является одним из ведущих и наиболее продвинутых направлений становления Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Несмотря на то, что энергодиалог Россия - ЕС и создание ОЕЭП связаны, все же это различные процессы. Виктор Христенко убеждён, что энергодиалог должен и впредь активно развиваться самостоятельно, а его результаты должны включаться в общий контекст работ по ОЕЭП.
Выступая на «круглом столе» промышленников и предпринимателей России и Европейского Союза 22 ноября, Виктор Христенко отметил, что если посмотреть на проблематику взаимоотношений Россия-ЕС, то можно увидеть следующие этапы.
Сначала появился энергодиалог. Его развитие стало выводить не только на крупнейшие инфраструктурные проекты (синхронизация работы электроэнергетических систем, североевропейский газопровод и т.д.), но и на понимание необходимости как гармонизации законодательства обеих сторон, так и выработки общих правовых инструментов регулирования вплоть до выхода на единое энергетическое пространство.
Затем удалось выйти на уровень ОЕЭП. Утвердить концепцию и начать движение по разработке дорожной карты. И одним из первых предложений, которые возникли в ЕС, было «растворить» энергодиалог в ОЕЭП.
«Мысль растворить энергодиалог в ОЕЭП считаю деструктивной», - особо подчеркнул Виктор Христенко. Еще одним препятствием организационно-политического характера, вставшей перед Группой высокого уровня, стало не продление полномочий представителям ЕС в Группе высокого уровня.
Весной прошлого года на саммите в г.Санкт-Петербурге было принято решение о запуске работы ёще по трем направлениям (науке, культуре, внутренней и внешней безопасности). Казалось бы, отметил Виктор Христенко, достижение прогресса в отдельных областях логично стимулирует интеграционные процессы в других. «Но, завершилось это тем, что сегодня, по мнению ЕС, движение вперед по любому из направлений связано друг с другом и даже принятие «дорожных карт» может быть исключительно в пакете, - заключил российский министр. – Это, как минимум, означает, что объективно разные скорости и объемы наработок по каждому пространству будут ориентированы под замыкающее. - С другой стороны, возвращаясь к экономической составляющей, это означает повышение рисков неопределенности перспектив и увязку процессов экономической интеграции с политическими составляющими пространств внутренней и внешней безопасности. Именно отсюда холодком и повеяло», - охарактеризовал позицию ЕС Виктор Христенко.
Сейчас Россия проводит многовекторную интеграционную политику. На востоке Россия создает Единое экономическое пространство «четырех» (России, Украины, Казахстана и Белоруссии). На западе – Общеевропейское экономическое пространство (ОЕЭП). И одновременная работа в этих направлениях не только не содержит никакого внутреннего конфликта, а наоборот является логичной, взаимосвязанной и взаимодополняющей. «Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются – хотя и не очень заметно – количественные показатели экономической деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, важнейший для сегодняшней России: качественное развитие», - заявил В.Христенко.