Шпаргалка для тех, кто хочет удачно пройти собеседование

Шпаргалка для тех, кто хочет удачно пройти собеседование

Вы уже определились, в какую фирму и на какую должность хотели бы устроиться, составили по всем правилам резюме, прочитав которое сами себя зауважали. Более того, вас уже пригласили на собеседование. Вы отлично знаете, что ни в коем случае нельзя опаздывать, что внешний вид должен быть соответствующим, что нужно обязательно понравиться интервьюеру… и тут вам стало как-то не по себе. Отнеситесь к предстоящей встрече как к очередному экзамену на прочность, который вам преподнесла сама жизнь. Что это значит? Подготовьтесь надлежащим образом — напишите себе шпаргалку. Если ваше отношение к этому виду подсказки неоднозначно, просто поразмышляйте над листом бумаги.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему люди охотнее покупают различные товары, причем далеко не всегда им необходимые, на презентациях или через каталоги? В данном случае покупателям уже объяснили свойства товара и убедили, что покупка просто необходима. Ваша задача на собеседовании точно такая же: убедить работодателя взять вас на работу! Для этого, прежде всего, нужно составить список собственных «товарных» сторон. Покопайтесь в себе, оцените свои навыки и профессиональные качества, вспомните трудовые достижения, проанализируйте черты характера (например, свойственны ли вам целеустремленность, энтузиазм, привычка доводить дело до конца). Помимо основного образования не стоит «забывать» и про дополнительное: музыкальную, художественную или спортивную школы, стажировки и тренинги по специальности.

Обязательно вспомните свои увлечения и хобби. Зачем это нужно? Допустим, в свободное от работы время вы любите пострелять в тире из пистолета Марголина. Это занятие вырабатывает у вас терпение, так необходимое в работе с клиентами... Составляя шпаргалку, не забудьте о наградах, благодарностях и премиях: их наличие нельзя переоценить. Не стоит игнорировать и опыт прохождения военной службы: он подчеркивает такие замечательные качества, как дисциплинированность и исполнительность. Обязательно сообщите о знании иностранных языков, собственном водительском стаже. Чем больше вы вспомните, тем увереннее будете чувствовать себя перед интервьюером.

После этого соотнесите требования, предъявляемые к кандидату на желаемую должность, с собственными характеристиками. Попробуйте составить небольшой лаконичный рассказ о себе, хотя, как говорится, нет ничего труднее, чем рассказывать о близком человеке. А кто вам ближе, чем вы сами?

Рассказ типа «окончил школу, два курса института, отслужил в армии, женился» не подходит, несмотря на то, что краткость — сестра таланта. Собственную биографию нужно развернуть. Приведем пример правильного рассказа соискателя, претендующего на вакансию водителя: «Буквально с детских лет я обожал машины, в школе учился водить грузовик на уроках профобучения, поступил в Московский автодорожный институт, с третьего курса ушел в армию, где моя военная учетная специальность также была водитель…» Как говорят, почувствуйте разницу. Не надо писать художественный рассказ, если вы в себе уверены — напишите хотя бы тезисы, пишет журнал "Работа & Зарплата".

Потенциальному работодателю не интересны вы «вообще» — ему прежде всего интересны вы, как человек, претендующий на вакантную должность по определенной специальности. Об этом интервьюер может узнать только из вашего рассказа! Например, имя Джакомо Казановы стало нарицательным благодаря его собственным мемуарам. А ведь кто знает, что он уже в 17 лет защитил диссертацию по праву, был аббатом, солдатом и, будучи энциклопедически образованным человеком, работал юристом, химиком, переводчиком, финансистом, музыкантом, писал стихи, драмы и так далее. Великолепный психолог, Джакомо Казанова сумел добиться успехов и при дворе многих монархов Европы, несмотря на то, что не был дворянином. А что мы знаем из его рассказов? Только его авантюристические любовные похождения, ставящие Казанову на одну доску с более архаичными Ловеласом и Доном Жуаном.

Не уподобляйтесь Казанове — рассказывайте только то, что имеет отношение непосредственно к делу. Обмозгуйте и свои слабые стороны, ведь они присутствуют в каждом человеке. Например, вы не так давно закончили вуз и у вас нет еще достаточного опыта. Не скрывайте это. Двадцатилетние всезнайки, претендующие на высокую зарплату, выглядят смешно. Вы гениальный программист — просто Билл Гейтс в молодости? Охотно верю. Тогда скромно (!) попросите дать вам задание любой сложности и продемонстрируйте свою гениальность на практике. Ваша задача — не кичиться, а убеждать. В каждой работе есть неприятные моменты (к примеру, монотонность), трудности различного характера. Беседующий с вами представитель фирмы должен знать, что вы не питаете иллюзий и готовы к неприятным моментам вашей будущей деятельности. Если совсем загонят в угол, признайтесь, что пока имеете не совсем четкое представление о предстоящей работе, но легко обучаемы и имеете для этого необходимые знания и черты характера. Это нормально.

Даже спрашивая о досуге или летних каникулах, работодатель преследует одну цель: выяснить, подходите ли вы его компании. В этом случае привлекательны такие качества, как честность, надежность, инициативность, энтузиазм, умение работать в команде. Например, вы были старостой курса в институте — значит, у вас есть качества лидера. Учтите, что на собеседовании случайных вопросов не бывает. Тщательно обдумывайте ответы, не спешите, но и не «держите паузу». Старайтесь избегать острых углов. Вы на собеседовании, а не у подруги на кухне или с другом в баре! Часто молодые люди клюют на удочку приятного к ним расположения и могут сболтнуть о себе совсем не то, что бы хотелось услышать нанимателю… Есть у интервьюеров и другой прием: вместо приятного общения вы можете получить бурю и натиск в виде колючих вопросов в лоб. Не пугайтесь: вас проверяют на стрессоустойчивость. Сосредоточьтесь и не обижайтесь. Не давайте себя запугать: вы не у следователя и ничего противоправного не совершили, работодатель ничего не имеет против вас лично — это просто проверка.
Не падайте духом и при любом раскладе будьте вежливы. Неприятно, не спорю. Однажды автору этих строк пришлось стать жертвой такого «артобстрела». Потенциальный работодатель решил во что бы то ни стало снизить мои требования по заработной плате. Самообладания я не потеряла, психовать и нервничать не стала, как того добивался мой интервьюер, и в конце концов он согласился на мои требования. Выйдя из его кабинета, я резонно подумала: «А стоит ли таких денег мое спокойствие?» В итоге я отказалась от предложенного места (кстати, пытаясь меня уговорить, работодатель сулил еще большие выгоды). Так что подумайте, а нужно ли идти в компанию, где культивируют подобные методы работы?
В любом случае вы должны оставить хорошее впечатление. Дочь моей знакомой не подошла по каким-то соображениям на вакантную должность, но менеджер по работе с персоналом той фирмы, куда она устраивалась, ее запомнил и порекомендовал в другую компанию, где она сейчас успешно трудится.

Если вы пришли на собеседование, а вас встречает целая группа товарищей, не удивляйтесь. Это даже к лучшему. Один человек может быть просто необъективен. Так, мой начальник, не отличавшийся самодурством, как-то не утвердил отличного кандидата на вакантную должность, сославшись на то, что, мол, умная очень, да и ноги слишком уж тонкие… «Группа товарищей» может быть более объективна. Всем понравиться сложно, но будьте с каждым предельно уважительны, каждому отвечайте как главному работодателю! Иногда сложно сразу сориентироваться, кто же из них главный. Не обязательно это председательствующий, на поверку он может оказаться менеджером отдела кадров. Если одному из группы вы не понравитесь, например, своим надменным тоном, то другой скажет, что вы, наоборот, уверенный в себе человек. Так что «консилиум» — это еще не смерть ваших радужных надежд.

Допустим, у вас уже есть определенный трудовой стаж. Подумайте о сильных сторонах своей рабочей биографии. Смягчите недостатки. Расскажите, например, какой урок преподнесла вам деятельность в компании прямого маркетинга. Никогда не ругайте свое бывшее руководство, даже если ваш босс был, прямо скажем, не на высоте. Больше говорите о хорошем: здесь налоги сократили, здесь сэкономили и так далее. Если разговор перейдет на личную жизнь, покажите, что здесь у вас все в полнейшем порядке, и вернитесь к основной теме разговора. Если чувствуете, что вопросы неуместны, аккуратно поменяйте тему. Вопросы о ваших финансовых долгах, других источниках дохода, проблемах со здоровьем, религиозной принадлежности, проблемах с алкоголем или наркотиками, сексуальной ориентации и этническом происхождении — табу для интервьюера. К сожалению, многие работодатели бесцеремонно лезут на вашу личную территорию.

Имейте в виду, что человек или люди, которые будут с вами беседовать, тоже волнуются перед встречей с вами. Хотя порой и скрывают это довольно-таки умело. Не все хорошо знают методики отбора нужного им сотрудника. Вы можете сразу попасть к вашему будущему непосредственному начальнику, и тогда больше внимания в беседе будет уделено профессиональной деятельности. Менеджер по подбору персонала дистанцирован от непосредственной деятельности, и ваши качества ему нужны несколько в общем виде. В любом случае ваша задача — убедить каждого, с кем вы будете говорить, что вы аккуратный, исполнительный, уверенный в себе, деловой сотрудник. В общем, тот, кто им в данном случае требуется. Создайте образ профессионала. Если вы претендуете на должность руководителя, покажите на собеседовании, что вы умеете не только профессионально работать, но и делегировать свои полномочия, работать в команде и следить за успехом каждого сотрудника.
У вас должно быть абсолютно четкое представление о вашем стиле руководства, а также о таких понятиях, как профессиональный рост (в любом возрасте не помешает!), успех и даже провал. Помимо рассказа о себе составьте несколько оптимистичных фраз, вспомните побольше доказательств ваших положительных качеств. Это настроит вас на успех. По идее, ваше поведение должно заразить и работодателя. Ничего не преувеличивайте и уж подавно не обманывайте. Очевидные удачи скажут все за вас, даже если их не так уж много. Не впадайте в уныние, если вам сразу показалось, что вы не нравитесь. Может, у работодателя просто плохое настроение или болеют родственники — в общем, «не вы тому виной, что наниматель ваш смурной». Не добавляйте ему отрицательных эмоций, но и не вздумайте шутить (даже если в юморе вам нет равных). Вы не на «Юморине» в Одессе.

Постарайтесь предусмотреть различные варианты и достаточно серьезно покопаться в себе. Будьте готовы к различному исходу собеседования, но настройтесь на положительное решение. Не боги горшки обжигают. Если и опыта работы у вас нет, и образования, а дома дети мал мала меньше, как у героини Джулии Робертс в фильме «Эрин Брокович: красивая и решительная», не беда. Запомните: главное в написании вашей шпаргалки перед собеседованием будет не развитие комплексов и не раздувание чувства собственного достоинства до мировых масштабов, а разумный поиск доказательств, выражаясь математическим языком, для одной-единственной теоремы — успешного прохождения собеседования и дальнейшего устройства на работу, чтобы после ваших доказательств эта теорема не требовала решения, стала аксиомой, не требующей… других претендентов.

Елена Ишутина

Оценить статью
(0)