Какое оружие выбирают террористы?

Какое оружие выбирают террористы?

В мире циркулирует 400 - 500 тыс. единиц переносных зенитно-ракетных комплексов. Их все более активно используют террористы.

По мнению военного аналитика Томаса Хантера, по меньшей мере, 25 террористических и вооруженных экстремистских групп владеют переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Washington ProFile сообщает, что существуют подтвержденные сведения о том, что в 2003 году ПЗРК находились в руках террористов и инсургентов (в том числе, вооруженных формирований наркоторговцев), действующих в Алжире, Конго, России (Чечня), Индии (Кашмир), Ливане, Афганистане, Руанде, Таиланде, Камбодже, Югославии (Косово), Турции, Шри-Ланке, Эфиопии, Палестине, Великобритании (Северная Ирландия), Сомали, Колумбии, Македонии, Анголе, Бирме.

Де-факто, ПЗРК могут "всплыть" практически в любой точке земного шара: в 2003 году, в результате совместной операции российских и американских спецслужб, в США был арестован бизнесмен индийского происхождения, гражданин Великобритании, который по "заявке" представителя террористической исламистской организации (в его роли выступал сотрудник спецслужб) попытался приобрести советские ракеты "Игла" и доставить их в США. По версии следствия, бизнесмен знал, что ракета предназначалась для атаки на пассажирский лайнер или самолет президента США. В 2004 году спецслужбы Испании изъяли несколько ПЗРК у боевиков баскской террористической организации ЭТА, которые, собирались атаковать самолет, перевозивший короля Испании.

На вооружение армий мира ПЗРК стали поступать в начале 1960-х годов, когда в США было начато производство ракет Redeye, в СССР - "Стрела", а в Китае - NH. Первые модели были несовершенными из-за недостатков систем наведения, и тогда даже считалось, что подобное оружие неэффективно. Впоследствии, технические недостатки были устранены и ПЗРК превратились в одно из самых популярных видов оружия, которое стремились получить участники практически всех вооруженных конфликтов, испытывающие необходимость бороться с авиацией и вертолетами. Вероятно, впервые в боевых условиях ПЗРК были использованы в 1969 году во время арабо-израильской войны. За один день египтяне, оснащенные советскими "Стрелами", осуществили десять пусков ракет и сбили 6 израильских истребителей.

"Пика" популярности ПЗРК достигли в Афганистане. Вначале ПЗРК (иранские, китайские, реже британские), которые использовали моджахеды в войне против правительственных и советских войск, были малоэффективны. Ситуация изменилась, когда они получили современные американские “Стингеры”.

Установить, сколько “Стингеров” попало в Афганистан трудно: традиционно считается, что поставки составили 400-500 единиц (американский военный аналитик Алан Куперман считает, что их было 900 -1.2 тыс.). В результате, используя "Стингеры" и иные виды ПЗРК, моджахедам удалось сбить 167 советских самолетов и вертолетов (по другим данным - 226).

Выпуск "Стингеров" был начат в 1987 году и, по данным компании-производителя Raytheon, за это время было изготовлено более 44 тыс. (по другим данным, до 70 тыс.) единиц этого оружия. "Стингеры" поставлялись армиям 18 стран мира. Средняя стоимость одной установки "Стингер" составляет $76 тыс. После вывода советских войск из Афганистана, ЦРУ организовало компанию по выкупу “Стингеров”, согласившись заплатить по $30 тыс. за каждую возвращенную ракетную установку. Однако, несмотря на высокую цену, афганцы вернули всего 70 "Стингеров".  Разведывательные источники подтверждают наличие "Стингеров" еще, как минимум, в 12-ти странах мира.

Другой популярный образец ПЗРК - советский зенитно-ракетный комплекс ПЗРК 9К32 "Стрела-2" (а западной классификации SA-7 Grail), который начали производить в 1967 году. Его модификации выпускают в Китае, Египте, Пакистане, Югославии, Иране и других странах, "Стрелы" находятся на вооружении армий не менее 56-ти государств. По данным журнала Jane’s Defense Weekly, несколько тысяч единиц  SA-7 находятся в "теневом" обороте. Средняя цена SA-7 на "черном рынке" оружия составляет $5 - 7 тыс.

По оценкам Томаса Хантера, в арсеналах негосударственных вооруженных формирований может храниться от 5 тыс. до 150 тыс. единиц ПЗРК. К примеру, в 2002 году войска антиталибской коалиции захватили более 5 тыс. единиц ПЗРК различных моделей, часть которых хранилась в стране еще с конца 1980-х годов. Центральное Оперативное Командование Вооруженных Сил СШАUSCENTCOM считает, что на руках у иракских инсургентов находится 4-5 тыс. единиц этого оружия. С их помощью иракцы сбили несколько американских самолетов и вертолетов. Наличие у инсургентов средств противовоздушной обороны американские военные традиционно считают одной из серьезнейших проблем.

Практически не существует международных механизмов, которые бы регулировали процесс распространения переносных зенитно-ракетных комплексов. Вероятно, единственным исключением является "Вассенаарское Соглашение", в котором участвуют около 30-ти государств мира из Северной Америки и Европы (в том числе, Россия и Украина), в котором уточнены механизмы регулирования подобной торговли. Поэтому вероятность еще большего распространения этого вида оружия среди террористов остается крайне высокой. 15 Декабря 2004 Washington ProFile

 

Авиалайнеры под прицелом

 

Не существует точный данных о том, сколько раз террористы пытались сбить гражданские самолеты, используя ПЗРК, и сколько подобных попыток увенчалось успехом. Вероятно, самый известный инцидент такого рода произошел в 1994 году, когда при подлете к аэропорту Кигали был сбит самолет Falcon-50, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди. Последний случай произошел в ноябре 2004 года в Ираке, когда Airbus А-300, принадлежащий компании DHL, был подбит ракетой, но сумел совершить вынужденную посадку.

Считается, что впервые переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) появились на "черном рынке" вооружений и стали доступными террористам примерно в 1975 году. По данным Центра Военных Исследований, за период с 1975 по 1992 год таким образом было сбито от 29-ти до 40 коммерческих авиалайнеров, в результате чего погибло от 550 до 700 человек.

Международная Организация Гражданской Авиации в 2002 году пришла к выводу, что за последние четверть в века 27 коммерческих лайнеров было сбито по всему миру именно таким образом. Американская исследовательская организация Association of Old Crows в 2003 году утверждает, что за последние 26 лет было отмечено в общей сложности 35 атак гражданских самолетов с использованием ПЗРК, 24 из них увенчались успехом. Академический журнал Air Transport World оспаривает эти оценки, считая, что они завышены и, де-факто, подобных атак было не более 12-15 -ти. Подобные расхождения объясняются тем, что во многих случаях террористы и инсургенты, применяющие ПЗРК, действуют в удаленных районах Латинской Америки и Африки. Большинство сбитых самолетов были небольшими машинами, иногда не числящимися в международных реестрах, часто совершавшими тайные рейсы. Вооруженные конфликты, происходящие в этих регионах мира, традиционно отличаются высокой степенью жестокости и непримиримости, но, из-за "малозначительности" этих событий, большинство международных средств массовой информации редко обращаются к данной теме.

Кроме того, в зоне боевых действий сложно, а иногда и невозможно, провести квалифицированное следствие, необходимое чтобы выяснить причины гибели самолета. Например, в 1983 году потерпел крушение пассажирский лайнер Boeing - 737 ангольской авиакомпании Angolan Airlines, погибли все 130 человек, находившиеся на борту самолета. Официальная версия гласила, что причиной крушения стали технические неполадки или ошибки пилотов, в то же время организация UNITA, которая вела бои с центральным правительством, сообщила, что самолет сбили ее бойцы с помощью ПЗРК. Подтвердить или опровергнуть эту версию до сих пор не удалось. 

Из ПЗРК пассажирский лайнер можно сбить только тогда, когда он идет на взлет или на посадку. При этом, теоретически, пассажирские самолеты гораздо уязвимей военных: у них нет специальных устройств, "обманывающих" ракеты, они не проделывают специальных противоракетных маневров и пр. Однако американский военный аналитик Джеймс Данниген считает, что террористам трудно сбивать крупные пассажирские авиалайнеры, так как ПЗРК не рассчитаны для выведения из строя таких крупных и мощных машин. Даже если стрельба ведется по реактивным истребителям, ракеты, в большинстве, случаев не могут полностью вывести самолет из строя. Данный факт был впервые отмечен в 1973 году во время арабо-израильской войны, когда египтяне выпустили несколько сот ПЗРК "Стрела" по израильским легким бомбардировщикам А-4, но не добились особых успехов. Однако террористы теоретически могут получить и современные ПЗРК, которые могут быть эффективны при атаках целей, находящихся на значительно больших высотах и нести более разрушительный заряд, что сделает их опасными для лайнеров, находящихся на высоте 4-5 км. 

В 1993 году Федеральная Авиационная Администрация США подготовила доклад, в котором предупреждала о наличии подобной опасности, но никаких мер предпринято не было. Опасность того, что самолеты гражданской авиации могут подвергнуться атаке с использованием ПЗРК, была полностью осознана в США только после того, как в ноябре 2002 года в Момбасе (Кения) палестинскими террористами была совершена попытка сбить ракетами "Стрела" израильский лайнер Boeing-757.  Попытка оказалось неудачной, но этот случай вызвал бурную реакцию в мире

В результате, Министерство Национальной Безопасности США создало специальную программу уменьшения уязвимости пассажирских самолетов к подобного рода атакам. Ныне спецслужбы и полиция США патрулируют зоны вблизи крупных аэропортов, чтобы заблаговременно обнаружить террористов, оснащенных ПЗРК, и помешать им атаковать приземляющиеся и взлетающие самолеты. Кроме того, пассажирские самолеты, скорее всего, будут оснащать специальными системами противодействия подобным ракетам. На военных самолетах и вертолетах установлены автоматические системы, которые обнаруживают вражескую ракету и отстреливают "обманки", температура которых выше, чем у двигателя самолета. Однако тепловые "обманки" проблематично использовать над населенными пунктами или лесами, поскольку они могут вызвать пожары. Р

яд гражданских самолетов, в основном лайнеров VIP-класса, давно оснащаются подобными системами (например, Matador), но их стоимость может достигать $5 млн. Международная Организация Гражданской Авиации пришла к выводу, что оснащение противоракетными системами одного самолета стоит $1-3 млн. В 2004 году в мире насчитывалось  5 755 пассажирских самолетов, из них более 3.4 тыс. - гигантские авиалайнеры.

Оценить статью
(0)