Минувший год принес россиянам не только многочисленные политические изменения, он дал им новые праздники и отнял старые. В дискуссии по этому поводу активно поучаствовала православная церковь, роль которой в жизни общества в последнее время непрерывно возрастает.
А между тем, наши сограждане – из них верующими считает себя чуть более половины - празднуют не только православные памятные даты, но и все чаще отмечают те праздники, которые РПЦ не признает, считая их чуждой традицией.
Через несколько часов западный мир будет встречать католическое рождество, которое все чаще начинают отмечать и в России, особенно в Москве, наравне с другими зарубежными праздниками (День Святого Валентина, День Святого Патрика и т.п.). Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить, насколько популярны иностранные традиции и почему.
По данным опросов, большинство (49%) россиян весьма позитивно относятся к распространению в России праздников, пришедших к нам из-за рубежа. Каждый третий (35%), не обнаруживая в них для себя никакого особенного смысла, воспринимает их просто как дополнительный повод отдохнуть и повеселиться. Еще 14% опрошенных придают подобным праздникам особое значение, полагая, что они способствуют сближению России со странами Запада. Доля противников западного праздничного «ветерка» хотя и не столь велика, но вполне ощутима – 22%, и, прежде всего, они подчеркивают противоречие западных веяний российским национальным и культурным традициям (12%). На собственно религиозный аспект противоречий католических и православных праздников обращают внимание только 10% опрошенных.
Основным «проводником» зарубежных праздников в жизнь россиян опрошенные считают молодежь – 40% ответили, что именно ориентация на молодежь способствует их распространению в России. Причем чаще всего этой точки зрения придерживается сама молодежь (51% среди опрошенных в возрасте до 24 лет). Другой важной причиной «католизации» российских праздников респонденты считают рекламу (29%). Культурная интеграция России в западное пространство, по мнению россиян, является не таким значимым фактором распространения католических праздников. Во всяком случае, только те же 13% опрошенных полагают, что причина их растущей популярности заключается в стремлении людей приобщиться к западной культуре и образу жизни.
Позитивное в целом отношение россиян к неправославным праздникам и игнорирование их культурной и религиозной составляющей вполне можно объяснить высокой толерантностью россиян к «иноверцам». Однако представляется, что более значима здесь не столько терпимость к иной, сколько отсутствие собственной веры. По данным опроса, лишь 52% респондентов верят в Бога. При этом 58% опрошенных параллельно, как бы «на всякий случай», верят в такие сверхъестественные силы и явления как колдовство и магия, переселение душ, судьба, гороскопы, приметы, НЛО и инопланетяне.
Тем не менее, оценивая роль церкви в жизни современного российского общества, большинство опрошенных (53%) полагают, что она должна возрастать. В первую очередь это касается таких сфер ее деятельности как помощь больным и их близким в медицинских учреждениях (усиление роли церкви здесь приветствуют 33% опрошенных), поддержание морального климата и воспитательная работа в местах заключения и в вооруженных силах (29 и 26% соответственно).
Другими словами, роль церкви видится, прежде всего, в поддержании тех конкретных групп населения и конкретных людей, которые в данный момент являются по тем или иным причинам социально уязвимыми. Несколько ниже поддержка возможного вмешательства церкви в сферу образования – преподавание в государственных школах истории религии и религиозной культуры поддерживают 23%.
Хотя следует отметить, что на фоне активной общественной дискуссии о возможности и необходимости преподавания основ религии в школах, поддержка этого нововведения почти четвертью населения представляется величиной весьма значительной. Помощь церкви государству в восстановлении, реставрации и реконструкции культовых зданий, сооружений считают целесообразной (22%). Наименьшей поддержкой россиян пользуется проповедование религиозных ценностей в средствах массовой информации (15%), что, по всей видимости, воспринимается как насаждение верований пусть мягким, но, тем не менее, насильственным образом.
Однако усиление роли церкви в жизни общества приветствуется далеко не всеми россиянами. Более трети опрошенных (35%) заявили, что священнослужители должны работать со своими прихожанами, не вмешиваясь в жизнь других граждан и общества в целом.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-21 ноября 2004 г. Опрошено 1555 человек в 100 населенных пунктах в 39 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В последнее время все больше россиян отмечают праздники, пришедшие к нам из-за рубежа - католическое рождество, день святого Валентина и другие. С каким суждением по этому поводу Вы в большей степени согласны? |
|
Это дополнительный повод отдохнуть, повеселиться |
34 |
Это сближает нас с развитыми странами Запада |
14 |
Эти праздники противоречат российским национальным и культурным традициям |
12 |
Это праздники, не совместимые с православием и другими традиционными для России религиями |
10 |
Мне это безразлично |
25 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Как Вы думаете, почему такие праздники быстро распространяются у нас в стране? |
|
Эти праздники более современные, чем традиционные российские религиозные праздники |
12 |
Потому что они ориентированы на молодежь |
40 |
Потому что они активно рекламируются |
29 |
Потому что люди хотят приобщиться к западной культуре и образу жизни |
13 |
Я не считают, что эти праздники на самом деле быстро распространяются в России |
16 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
Во что или в кого Вы верите? |
|
В Бога |
52 |
В приметы |
21 |
В некую сверхъестественную силу |
12 |
В НЛО, инопланетян |
6 |
В загробную жизнь |
7 |
В гороскопы |
9 |
В колдовство, магию |
7 |
В переселение душ |
4 |
В судьбу |
40 |
В воздаяние за грехи |
18 |
Во что-то еще |
5 |
Не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления |
15 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Считаете ли Вы, что церковь должна более активно влиять на жизнь общества, и если да, то в каких сферах? |
|
Преподавание истории религии и религиозной культуры в государственных школах |
23 |
Поддержание морального климата и воспитания в вооруженных силах |
26 |
Поддержание морального климата и воспитания в местах заключения |
29 |
Уход за больными, поддержание родственников больных в медицинских учреждениях |
33 |
Проповедование религиозных ценностей в средствах массовой информации |
15 |
Помощь государству в восстановлении, реставрации и реконструкции культовых зданий, сооружений |
22 |
Священнослужители должны работать со своими прихожанами, а не вмешиваться в жизнь в целом |
35 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
Кто собирается праздновать Рождество 25 декабря?
Социологи Левада-Центра также провели репрезентативный опрос с участием 1600 россиян, в период 17-20 декабря 2004 года, в 128 населенных пунктах 46 регионов страны, в ходе спросили у респондентов: «Собираетесь ли Вы отмечать рождество 25 декабря?». На него положительно ответили 16 % опрошенных.
По данным прошлогоднего опроса, католическое Рождество собирались отмечать 19%, в 2002 и 2001 годах – по 18%, в 2000 году — 16%, 1999 году -17%, в 1998 году -12% и в 1997 году — 13%.
Полученные данные не следует оценивать, как снижение числа россиян, отмечающих Рождество 25 декабря, так как это уменьшение находится в пределах статистической погрешности, отмечают авторы опроса.
Чаще, чем опрошенные в целом, собираются отмечать Рождество 25 декабря представительницы женского пола, молодежь в возрасте до 25 лет, студенты и учащиеся, домохозяйки, руководители и управленческие работники, люди с высшим и средним образованием, проживающие в Северо-Западном федеральном округе, в Москве и других крупных городах.