Манила

«Мабэхай!» — первое, что слышишь, ступив на филиппинскую землю. На языке тагалог это значит «Живи! Добро пожаловать!». Именно так поприветствует вас в аэропорту местная красавица и наденет на гостя душистое ожерелье из белых цветов, похожих на жасмин. Это сампагита — поэтический символ страны. Столица Филиппин Манила — город солнца, цветов и вечного лета — находится у экватора, на острове Лусон в Тихом океане. Манила! «В самом этом слове слышится что-то манящее, экзотическое», — писал русский романист Гончаров, доплывший сюда на фрегате «Паллада» два века назад. И он был прав.

Когда-то здесь, в устье реки Пасиг, располагалось цветущее поселение тагальского раджи Солимана. И называлось оно Мэйнила, что означает «там, где растет нила» — трава, которая и сегодня плывет по реке как нескончаемый зеленый ледоход. В 1571 году пушки испанцев смели с лица земли поселок, и на пепелище был построен «вечно благородный» каменный город-крепость Интрамурос — с фортом Сантьяго, кафедральным собором и церковью Св. Августина. Четыреста с лишним лет стоит на земле Интрамурос. Отсюда раздавался колокольный звон, повергавший в трепет местных жителей: они торопливо крестились и в страхе преклоняли колена. Здесь на плацу обучали босых тагальских солдат, осыпая ударами бамбуковых палок нерадивых. Отсюда испанцы на протяжении четырех веков правили страной. Сегодня Интрамурос — заповедное место, музей под открытым небом. С него обычно начинается знакомство с Манилой. Наскоро прослушав рассказ гида о временах гордых идальго и лукавых кюре, туристы спешат в центр столицы, где сосредоточены небоскребы, офисы, банки, дорогие супермаркеты и отели.

Манила — мегаполис с десятимиллионным населением, включающий в себя несколько непохожих друг на друга городов-спутников. Город европейский и азиатский. Кокетливый и чопорный. Его «начинка» — старинные церкви и университеты, высотные дома и хижины, прекрасные набережные и сточные канавы. В самом центре столицы за живой изгородью из пальм и лиловых бугенвиллей расположились «деревни» миллионеров: Форбс-Парк и Дас-Мариниас, где живут дипломаты и местная элита. Почти каждый вечер в элегантных особняках с кортами, бассейнами и многочисленной обслугой устраивают приемы, званые ужины при свете факелов. А неподалеку, в районе Тондо ютится в лачугах малозначащий люд.
Город просыпается рано. На рынках выгружают ящики с живым товаром — курами, утками, поросятами. На банановых листьях во льду лежат рыбы, кальмары, осьминоги. Уже появились первые покупательницы. Они знают: покупки удачны, если их делать ранним утром. Слышны протяжные вопли уличных торговцев: «Ба-а-лут, ба-а-лут!». Так называют утиное яйцо, в котором уже готов проклюнуться оперившийся птенец. Яйцо отваривают или пекут в золе, а затем высасывают околоплодную жидкость. Говорят, вкусно и, главное, тонизирует. Манила — большая любительница балута — поглощает их тоннами.

Утро дает старт бешеному автомобильному марафону. Упитанный полисмен, «танцуя» на круглой полосатой тумбе, пытается регулировать движение. Но все его усилия тщетны. Мчатся рейсовые автобусы, почти не замедляя скорости на остановках. Пассажиры запрыгивают в них на ходу. Мягко шелестят шинами новейшие иномарки. Дороги заполонили джипни (маршрутки по-филиппински). Они недороги, удобны. К тому же их можно остановить в любом месте. Прибавьте ко всему этому густой поток мотоциклов, нередко везущих целые семьи. Кстати, филиппинки сидят на заднем сиденье не по-кавалерийски, как у нас, а сбоку, изящно свесив ножки и слегка покачивая тонкими каблучками.

В потоке машин бойко снуют мальчишки с лотками, предлагая водителям сигареты, жвачку, соленые орешки. Обыкновенные мальчишки, похожие на московских. Только кожа у них посмуглее, смешливости побольше и хоккею они предпочитают петушиные бои.

Передвигаться по огромному городу можно на такси или на джипни. Но лучше арендовать машину с водителем, который станет вашим гидом и помощником. Недалеко от порта, на набережной Рохаса ваше внимание непременно привлечет модерновое здание из светло-серого гранита в форме огромного куба. Это гордость манильцев — культурный центр. Здесь гастролируют всемирно известные музыканты, театральные труппы. Если вы хотите сделать недорогую, но удачную покупку, отправляйтесь в чайна-таун, через Джордж-бридж. Здесь живут китайцы (их целый миллион!) со своими верованиями, обычаями, укладом жизни. На узких улочках живописно и неряшливо. Облупившиеся фасады домов сплошь заклеены вывесками дантистов, юристов, хиромантов… В уличных харчевнях кипят в чанах, потрескивают на сковородах рыба и мясо, наполняя воздух аппетитными запахами. Из «европейской» Манилы сюда приезжают запастись чаем, целебными снадобьями, прокатиться на фаэтоне, отведать настоящей китайской кухни.

Туристы осаждают Манилу круглый год. Жизнерадостные американки лет за восемьдесят в шортах и майках; небрежно одетые молодые люди хиппового вида; уставшие от дел и жаждущие расслабиться бизнесмены… Их прельщают не только райские кущи, где танцуют стройные креолки: хочешь — бери за руку ту, хочешь — эту. Путешественников привлекают океан с белоснежными пляжами, комфорт отелей и безупречный сервис. Свежая орхидея на подушке, песня в динамике в вашу честь — пустячок, но, согласитесь, пустячок приятный. Лучшие отели — Philippine Plaza, Holiday Inn, Hilton, Hyatt и выдержанный в стиле ретро Manila. Все они, можно сказать, туристские города под крышей. В них есть все, что нужно для жизни: магазины, почта, бассейны, оранжереи, рестораны, модные бутики и даже церковь, где при желании можно обвенчаться. «Мы не развивающаяся страна, а развлекающая, — говорят манильцы. — В год к нам приезжают свыше миллиона туристов».

В шесть часов вечера, когда пушка в Сантьяго оповестит, что рабочий день окончен, манильцы потянутся в парк Рисаля. Подышать прохладой, полежать на траве, покататься на роликах. Плеск фонтанов, гитарный перезвон, шепот влюбленных создают ощущение праздника. Парк — это еще и святое место: здесь погребен «отец нации» Хосе Рисаль — поэт, философ, политик, много сделавший для того, чтобы его родина стала свободной. Ему было 35 лет, когда его казнили… Трудовая Манила укладывается спать рано, но ночная жизнь здесь не затихает до рассвета. Ближе к полуночи заполняются казино, разгорается вакханалия дискотек.
Каждый, кто провел в Маниле хотя бы один день, мог убедиться в радушии ее жителей. «Все гостеприимны, и всякий дом — к вашим услугам» — эти слова Гончарова не устарели и в наши дни. Случайный встречный предложит помощь, вручит визитку, пригласит в гости. Полисмен оставит пост, чтобы помочь перейти улицу. Крестьянин вернет на поле буйвола-карабао, если заметит, что вы не успели сделать кадр. Друзьям филиппинцы готовы оказать любую услугу. Но если уловят хоть малейшую неискренность в общении — все, контакта не будет. Самолюбивые люди, они не выносят высокомерного тона. О себе они говорят с иронией: «Что вы от нас хотите? Четыреста лет мы жили в испанском монастыре и полвека — в Голливуде. Да, мы католики, носим испанские имена, говорим по-английски, верим в Христа. И все-таки мы — филиппинцы».

Иной раз позавидуешь их умению веселиться. Где еще Рождество празднуют три недели кряду? А Новый год? Здесь встречают европейский, китайский, японский. Бьют в барабаны, звонят в колокола, взрывают шутихи. Есть примета: чем шумнее встретишь год, тем удачливей он будет. Вот и стараются вовсю! В феврале празднуют День влюбленных. Следом приходит Пасха. Правда, накануне, в Святую неделю, Манила постится — не ест мяса, не играет свадеб, не целуется в парках. Но вот пост миновал, и город вновь повеселел. Май — месяц Девы Марии. По улицам идут дети с зажженными свечами в руках. За ними на украшенных цветами платформах едут три самые красивые девушки с коронами — три Марии. Встреча с ними, говорят, сулит удачу… Словом, фиесты — круглый год.

Что ж? Люди, живущие бок о бок с вулканами, привыкшие к тайфунам, умеют ценить каждый отпущенный судьбой день. Фиесты — повод, чтобы собрать друзей, потанцевать, спеть под гитару. Поют филиппинцы везде — дома, в машине, в поле, в храме. Хором и в одиночку. «А все же жаль покидать Манилу!» — воскликнете вы вслед за Гончаровым.
Мабэхай, Манила! Живи!

Елизавета Сумленова

 

Источник: «Туризм и Отдых»

Оценить статью
(0)