«Революционная ситуация может привести к революции, а может и не привести».

«Революционная ситуация может привести к революции, а может и не привести».

«Революционная ситуация может привести к революции, а может и не привести».

19 января Институт проблем глобализации провел в Независимом пресс-центре пресс-конференцию, тема которой: "Нарастание стихийного народного протеста в России. Анализ ситуации и прогнозы ее развития". В ней приняли участие: Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации (ИПРОГ); Светлана Разина, председатель профсоюза Московского метрополитена, член совета Всероссийской конфедерации труда; Сергей Довгаль, первый секретарь Московского горкома Союза коммунистической молодежи (СКМ), участник перекрытия Ленинградского шоссе и участник голодовки протеста против принятия пакета законом о монетизации льгот в августе прошлого года; Сергей Удальцов, член оргкомитета Молодежного левого фронта и лидер Авангарда красной молодежи (АКМ), участник голодовки протеста против принятия пакета законом о монетизации льгот в августе прошлого года и ряда протестных акций; Евгений Козлов, председатель С-Петербургского Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан, активист питерских акций протеста.

Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий обратил внимание журналистов на то, что нынешнее противостояние народа и власти, начавшееся как социальное, быстро перерастает в политическое: лозунги, обвиняющие Путина и требующие смены власти, появляются повсеместно, хотя телекамеры их упорно не замечают.

И действительно, в основе нынешних волнений лежит политика. С точки зрения экономики проводимая властью реформа бессмысленна, с точки зрения социального протеста, вызванного ею, - тоже. Но она так важна, потому что является подготовительным этапом к целой серии последующих реформ. Смысл всех их - подготовка к приватизации секторов экономики, которые сегодня пока еще находятся в государственной собственности.
Речь идет не о том, что в стране слишком много льготников (кстати, их меньше, чем официально озвучивается - так, льготным проездом в транспорте пользовались 50%, а не 60% пассажиров), и не об убыточности существовавшей системы реализации льгот - речь о том, что эта реформа откроет возможности для приватизации транспорта, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. А это является одним из самых серьезных условий, которые выдвигает Всемирная торговая организация странам, желающим присоединиться к ней. С ним не согласны многие на Западе, и там идут активные протесты по этому поводу - тем не менее, ВТО жестко держит свою линию: вступающие в нее страны должны жестом доброй воли открыть для приватизации свою сферу услуг. Все же перечисленные отрасли для них являются именно сферой услуг. Таким образом, реакция президента, который однозначно сказал, что не намерен отказываться от монетизации льгот, дает основания полагать, что у него уже есть соответствующие обязательства перед ВТО.

По мнению Бориса Кагарлицкого, нынешняя ситуация в стране имеет все признаки революционной ситуации, описанные В.И. Лениным. На лицо кризис верхов (и дело ЮКОСА, олицетворяющее собой раскол элиты, - наглядное тому подтверждение), пробуждение низов и "обострение выше обычного нужды и бедствий" масс. Поэтому судьба страны сегодня - впервые за последние годы - зависит не от властей, а от народа, от того, насколько хватит ему решимости и революционного порыва.

Председатель С-Петербургского Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан Евгений Козлов отметил происходящую в Санкт-Петербурге политическую радикализацию масс. "Мы старались не озвучивать политические лозунги, чтобы нас не обвинили в политических спекуляциях. Однако сами старушки, которых мы считали электоратом Путина, верящим в доброго царя, стали выдвигать требования отставки президента, правительства, губернатора". Движение, начавшееся стихийно, приобрело такой размах (в прошедшие выходные акциях участвовало более 10 тыс. человек), стало использовать столь радикальные формы (перекрытие Невского, Суворовского, Московского проспектов, Садовой улицы - самых главных магистралей города), продемонстрировало такую способность к самоорганизации, что это оказалось неожиданным даже для питерских левых. И в каком-то смысле, быть может, благодаря единству и сплоченности вышедших на улицы людей различные левые партии и организации очень быстро тоже объединились в коалицию "Гражданское сопротивление Санкт-Петербурга".

Впервые произошла консолидация всех политических сил на левом фланге: Молодежный левый фронт, РКСМ(б), НБП, ЯБЛОКО, КПРФ, социал-демократы, Комитет единых действий, Комитет солдатских матерей, Ассоциация малых предпринимателей и т.д. Координируются совместные действия на улицах, разрабатываются совместные документы для переговоров с представителями власти - идет настоящая живая работа.

Первый секретарь Московского горкома СКМ РФ Сергей Довгаль сравнил летние протестные акции в Москве и Подмосковье с нынешними. Как в тех, так и в других от стражей порядка пострадала именно молодежь. Однако летом, когда он в числе других членов левых молодежных организаций участвовал в голодовке протеста, к ним подчас подходили пенсионеры и недоумевали: зачем это надо? Теперь же в Солнечногорске еще в самом начале митинга пожилые люди подошли с просьбой поддержать их во время перекрытия Ленинградского шоссе.

Член оргкомитета Молодежного левого фронта и лидер АКМ Сергей Удальцов, подчеркнув, что нынешняя власть стала заложницей того курса, который она с упорством реализует, не взирая на активные протесты левых партий и организаций, отметил, что сделала свое дело и некая самоуверенность президента и его команды. "По-моему, Путин слишком вжился в роль новоиспеченного монарха, слишком уверовал в свою богоизбранность. Отсюда и репрессии по отношению к молодым левым активистам, отсюда и жесткое проведение монетизации льгот".
По мнению Удальцова, начало нынешнего года, года 100-летия первой русской революции, очень символично, поскольку дает прямые аналогии с событиями 100-летней давности. Задача левых партий и движений - расшатывать ситуацию, превращая стихийно начавшийся народный протест в осознанную революционную борьбу, в революцию, которая в России может иметь только один цвет - красный.

Председатель профсоюза работников Московского метрополитена и член исполнительного комитета Всероссийской конфедерации труда Светлана Разина сказала, что рядовые работники транспорта с пониманием относятся к идущим по всей стране народным протестам. Вопиющая несправедливость к пенсионерам заставила их потерять страх. Реакция президента говорит о том, что власть отступать не намерена, а это значит, что протесты будут продолжаться. Профсоюзы готовы поддержать пенсионеров в их борьбе.

Отвечая на вопросы журналистов, участники пресс-конференции дали свои прогнозы развития ситуации:

- Реформа провалилась политически: с учетом уже сделанных властью уступок осуществить ее по изначальному сценарию будет невозможно. Не исключено, что в регионах она по факту будет тихо "похоронена" с надеждой создать ситуацию "ни мира, ни войны". Однако к этому времени нахлынет вторая волна, вызванная все тем же пакетом законов.

- Бюджеты регионов будут настолько ослаблены, что федеральной власти останется либо признать их банкротами, либо пойти на уступки. Эту ситуацию используют региональные элиты для торга с федералами. Вероятно создание в стране новой оппозиции - из региональных элит.

- Революционная ситуация, как известно, может привести к революции, а может и не привести. В первом случае развитие ситуации понятно. Если же кризис затянется и с участием существующих политических игроков решить его не удастся, а новые игроки не появятся, это может привести либо к расколу страны, либо к государственному перевороту.

Участники пресс-конференции склонились к последнему варианту.

Оценить статью
(0)