Ждать повышения зарплаты бюджетники могут долго

Ждать повышения зарплаты бюджетники могут долго

Осенняя акция работников бюджетных отраслей заставила власти взять на себя обязательство по увеличению заработной платы учителям, врачам и работникам культуры в течение 2005 года не менее чем на 30%. Однако переговоры профсоюзов с правительством продолжаются, и еще есть немало нерешенных вопросов. О них рассказывает председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова.

 

- Галина Ивановна, в одном из ваших интервью после акции протеста бюджетников и заседания РТК вы сказали, что урегулирование оставшихся вопросов вы связываете с утверждением Российской трехсторонней комиссией Рекомендаций по системам оплаты труда работникам бюджетной сферы на 2005 год.


- Единые рекомендации по системам оплаты труда работников бюджетной сферы были приняты на заседании РТК 29 декабря 2004 года и утверждены заместителем председателя правительства РФ Александром Жуковым. 30 декабря они направлены в субъекты РФ. Поздно, конечно, в последний день перед Новым годом, но ведь у нас все так делается... Важно, что в тексте Единых рекомендаций отражены принципиальные итоги состоявшихся осенью переговоров Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с правительством России.

Единые рекомендации РТК принимались для того, чтобы урегулировать процесс повышения заработной платы в 2005 году в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. и не допустить ухудшения условий оплаты труда работников бюджетной сферы в 2005 году по сравнению с действующими.

Дело в том, что в соответствии с этим законом субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных бюджетных учреждений.
Кроме того, нужно учесть, что субъектам РФ были переданы в ведение многочисленные дополнительные полномочия, для обеспечения реализации которых с 01.01.2005 предстояло в очень ограниченные сроки принять значительное количество региональных нормативных правовых актов. Большинство регионов оказалось к этому не готово. Поэтому эти Рекомендации призваны оказать помощь органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении мер по организации оплаты труда работников бюджетной сферы.


Кроме того, они являются основой для разработки соответствующих рекомендаций трехсторонними комиссиями субъектов РФ и муниципальных образований в осуществлении мер как по организации оплаты труда, так и при определении размеров финансирования учреждений бюджетной сферы соответствующей подчиненности.

Не менее важным в этом документе является и то, что всем субъектам и муниципалитетам рекомендуется осуществить повышение заработной платы работников бюджетной сферы с 01.01.2005 на 20% и во втором полугодии обеспечить меры по дальнейшему повышению зарплаты, с тем чтобы в целом это повышение в 2005 году составило не менее 30%, при этом Правительство берет на себя обязательства создать условия для осуществления этого повышения.
Поэтому правильно мы поступили, когда, не дожидаясь пока эти Единые рекомендации будут приняты РТК, предложили Министерству образования и науки РФ направить совместные рекомендации по условиям оплаты труда работников образовательных учреждений в субъектах РФ на 2005 год, что и было сделано еще в конце октября прошлого года.

Принятие Единых рекомендаций РТК - это практически первый шаг к выработке механизма реализации нового статуса РТК, предусмотренного 122-м Законом, который предоставил ей право ежегодно, перед принятием бюджета на очередной финансовый год, разрабатывать единые рекомендации по системам оплаты труда работников бюджетной сферы, которые должны учитывать органы власти субъектов РФ и муниципалитетов при финансировании соответствующих учреждений.


- Некоторые считают, что профсоюзы зря пошли на компромисс...


- Нужно учитывать, что когда начались переговоры с правительством, их крайне осложнило то, что 122-й закон был уже принят. Правительство на первом этапе не хотело идти ни на какие уступки, считая, что разграничение полномочий и передача ответственности за заработную плату, а также за ее повышение передается на уровень субъектов и муниципалитетов, а федеральная власть сохраняет за собой ответственность за финансирование этого повышения только для бюджетных учреждений федерального подчинения. Поэтому Правительство категорически не хотело оказывать финансовую помощь субъектам РФ, даже, несмотря на то, что было абсолютно ясно, что субъекты, в абсолютном большинстве являясь дотационными, самостоятельно с этим не справятся.

Переговоры были необычайно сложными, учитывая, что в субъектах РФ перед работниками бюджетной сферы сохранились значительные долги по заработной плате. Важно понимать, что на момент переговоров уже было известно, какие последствия будут от введения монетизации льгот, поэтому нам было просто необходимо заставить Правительство официально зафиксировать итоги переговоров. С этой целью была проведена и однодневная Всероссийская забастовка работников бюджетной сферы. В результате мы добились того, что Правительство взяло на себя обязательства, а значит, у нас есть полное право требовать их исполнения. Хотя, естественно, итоги переговоров нас в полной мере удовлетворить не могли.

Можно было, конечно, в ходе переговоров с председателем правительства РФ Фрадковым М.Е. и его заместителем Жуковым А.Д. выразить несогласие, хлопнуть дверью и уйти. Насколько был бы такой шаг с нашей стороны оправданным? Думаю, правительство с удовлетворением восприняло бы наш отказ, заявив, что профсоюзы отказались от переговоров.

На сегодня, по нашим сведениям, в абсолютном большинстве регионов принято решение о повышении зарплаты работников бюджетной сферы с 01.01.2005. Теперь очень важно, чтобы она своевременно начала выплачиваться. А дальше будем добиваться, чтобы обязательно также состоялось повышение во втором полугодии.

Но ведь все, о чем мы говорим, - это пока индексация зарплаты, а не ее реальное и необходимое повышение. Именно поэтому мы настояли на создании межведомственной рабочей группы при Координаторе РТК по подготовке предложений по системе оплаты труда в 2006 году. И самым важным здесь и, пожалуй, наиболее сложным будет отстаивание установления минимальных государственных социальных гарантий (стандартов) по уровням оплаты труда для работников всех профессионально-квалификационных категорий, которые должны быть обязательны для исполнения на всей территории России (до 2005 г. этой гарантией являлась Единая тарифная сетка).

Сегодня, к сожалению, такой гарантией в нашем государстве является только МРОТ - размер минимальной месячной оплаты труда неквалифицированного работника.
Для квалифицированных работников с введением 122-го Закона такие гарантии отменялись. Однако, благодаря принятию Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников бюджетной сферы на 2005 год, эти гарантии сохранить нам удалось. Теперь предстоит продолжение непростых переговоров по совершенствованию системы оплаты труда в сфере образования и других бюджетных отраслях. Осенняя акция подтвердила, что работники бюджетной сферы способны и готовы защищать свои экономические интересы.

 

Беседовал Алексей Чеботарев (Солидарность № 2)

Институт Коллективное действие

 

Оценить статью
(0)