Курс, которым идет страна: «безголовый либерализм» и утрата контроля над реальными процессами

Курс, которым идет страна: «безголовый либерализм» и утрата контроля над реальными процессами

В начале февраля на рассмотрение правительства РФ будет представлена среднесрочная программа социально-экономического развития на 2005-2008 гг., которая была разработана чиновниками Министерства экономического развития и торговли (МЭРиТ). Программа вызвала множество споров еще на стадии разработки. На фоне прекращения экономического роста все тревожней звучит мнение о возможном повторении экономического кризиса. Эксперты-экономисты, собравшиеся 26 января в московском офисе ИА «Росбалт», подвергли критическому анализу программу МЭРиТ и попытались ответить на вопрос о том, соответствует ли этот документ реалиям современной экономики.

Сопредседатель Совета по национальной стратегии (СНС) Иосиф Дискин указал на существенные изменения в мироощущении российского населения, которые произошли за последний год. «Если год назад большинство считало, что страна идет в правильном направлении, то теперь, по оценкам всех социологических агентств, большинство населения считает, что страна идет в тупиковом направлении», - заявил экономист. По его мнению, это говорит о том, что в стране «сложились приблизительно равные социально-экономические и социально-политические ожидания по отношению к действиям правительства».

О взаимном доверии государства и бизнеса, по словам Дискина, и речи быть не может: «государство выражает тотальное недоверие к бизнесу, не вкладывая ни одну копейку в развитие бизнеса», и бизнес отвечает государству таким же «тотальным недоверием».

Экономист привел данные исследования, проведенного экспертами СНС, согласно которым «Россию ждет среднесрочная экономическая стагнация, если не изменится институциональная среда и если не станет внятной и целенаправленной экономическая политика». Очень важен, по мнению Дискина, и политико-экономический фон. «СНС два года назад поставил диагноз о том, что в России формируется олигархический капитализм, и недавно президент публично согласился с этим диагнозом», - заметил экономист.

Как выходить из этой ситуации? Иосиф Дискин заметил, что после того как «теневые политические притязания крупного бизнеса были подавлены», сложился очень широкий запрос бизнеса на «эффективное вменяемое государство». «Судя по опросам и экспертов и населения, есть спрос на эффективное вменяемое государство, но нет предложения», - констатировал экономист. По его словам, государство не предложило адекватных инструментов решения наболевших проблем.

«Нагромождение реформ последнего времени указывает, что целый ряд экономических ведомств подходят к решению социально-экономических проблем по принципу: прибыль крупному бизнесу, социальные издержки – наиболее незащищенным слоям населения», - заявил Дискин. По его мнению «такая сохранившаяся со времен семибанкирщины и раннего олигархического капитализма политэкономическая логика» является фактором, «сужающим возможности для крупного социально-экономического маневра страны».

«Вполне понятно, что сейчас общественное внимание сфокусировано на том, как правительство видит выход из существующих проблем», - заметил экономист. Ответом на общественный запрос Дискин назвал «Основные направления деятельности правительства» и «Среднесрочную программу», которые, по его словам, будучи выработанными одним правительством, тем не менее, «находятся между собой в остром диалоге». Экономист подчеркнул различия между этими документами, назвав это примером «безголового либерализма».

К достоинствам среднесрочной программы Дискин приписал сам факт, что в результате счетно-аналитической работы министерств и ведомств эта программа появилась и, что в ней огромное место занимают социальные проблемы: борьба с бедностью а также реформы образования и здравоохранения. Далее экономист сосредоточил свое внимание на недостатках программы. Он указал на сильное противоречие между фундаментальным тезисом о недопустимости вмешательства государства в экономику, содержащимся в документе, и словами о том, что необходимо изменять структуру экономики с тем, чтобы повысить долю обрабатывающих отраслей.

«Подход к решению социальных вопросов в программе изложен вообще без какого-нибудь макросоциального видения. Абсолютно не видно идеи необходимости поддержки вертикальной социальной мобильности. Борьба с бедностью ведется примитивными способами подъема зарплат всем более-менее равномерно, в то время как отсутствие разумной дифференциации в доходах не будет стимулировать стремление населения приобретать высокие позиции», - перечил недостатки среднесрочной программы Иосиф Дискин.

Кроме того, экономист подчеркнул явствующее из текста программы «отсутствие понимания, что является эффективными решениями демографической проблемы в нашей стране». По его словам, в мерах по выправлению демографического положения господствует «примитивный экономизм», в то время как демографы указывают на то, что надо решать проблему оздоровления образа жизни и проблему рекордного числа абортов на одну женскую душу. По оценкам Дискина, демография - это сфера, прежде всего – ценностная, касается того морального климата, в котором живет общество, проблемы ценности детей и ценности семейной жизни. «Не говорить об этом людям, которые пытаются всерьез вести разговор о стратегии развития страны – это просто позор», - считает Дискин.

В свою очередь, экономист вынес на обсуждение несколько собственных предложений по подготовке программ такого уровня, как обсуждаемая. Дискин уверен, что разработка такого документа должна стать «делом более широкого круга людей, чем одного МЭРиТ и правительства», а потому предложил создать специальную президентскую комиссию во главе с премьер-министром, включив туда представителей МЭРиТ, бизнеса и экспертного сообщества. Экономист также предложил подготовить обсуждение этой программы, как на заседании Госсовета, так и на первом заседании формирующейся Общественной палаты.

Дискин считает нужным «увеличить горизонт программы до 10 лет, чтобы таким образом заложить законодательные горизонты преемственности экономической и социальной политики, выходящие за горизонты правления Владимира Путина». «Это бы уже позволило соразмерить срок действия программы с горизонтами крупных инвестиционных проектов, это позволило бы выстраивать корпорациям серьезные среднесрочные стратегии, и это ограничило бы коридор «политического виляния» для тех, кто придет в новую Госдуму», - сказал Иосиф Дискин.

«Ни одна программа в мире не пишется комиссией, в которую входят всякой твари по паре», - решительно возразил мнению коллеги президент Центра развития Сергей Алексашенко. «Документ готовится узкой группой единомышленников, которая четко понимает, что она хочет сделать, и внутри которой нет идеологических разногласий, и они пишут программу в рамках той концепции, которую они все разделяют», - сказал эксперт. По его мнению, в противном случае подготовка подобной программы растянется на многие годы.

Алексашенко скептически смотрит на выработку в нынешних условиях осмысленной программы, которую можно было бы реализовывать. Причина такого скептицизма кроется в том, что, по его убеждению, «российская власть уверена, что в экономике страны уж точно все хорошо». Основания для подобного благорасположения власти Алексашенко видит в том, что согласно таким показателям, как темпы роста, стабильность национальной валюты, платежный баланс, золотовалютные резервы, профицит бюджета, «в экономике все замечательно».

Кроме того, Сергей Алексашенко считает, что социально-экономическая и социально-политическая ситуация в нынешнем виде устраивает все влиятельные стороны, «а любые реформы и изменения вызовут чье-то недовольство, и реакция тех людей, чьи интересы ущемлены, будет очень сильная».

«Программы пишутся по политическому заказу власти», - уверен эксперт. Заказ нынешней власти, по его словам, был в том, чтобы программа была не для каких-то изменений, а просто «для галочки». Представленная на обсуждение программа, по мнению Алексашенко, как раз и была написана «для галочки», чтобы отметить, что программа есть.

Сам Алексашенко выделил четыре макроэкономические программы, с которыми страна может столкнуться в среднесрочной перспективе. В первую очередь, это инфляция, которая, по его словам, выше той, о которой докладывает Госкомстат, «причем инфляция в производственном секторе существенно выше, чем в потребительском секторе», добавил эксперт. С его точки зрения, правительство и Центробанк утратили контроль над инфляцией.

Эксперт выразил недоверие относительно адекватности оценок ЦБ при определении реального курса рубля. «Я думаю, что рубль стоит дороже, чем перед кризисом 1998 года, и я думаю, что слишком тяжелый рубль служит препятствием для развития многих отраслей экономики», - сказал Алексашенко.

Следующей проблемой экономист назвал резкий рост импорта: «Последние три года импорт растет со скоростью больше 20% год. А экспорт, а это сырье, не может расти такими темпами. И если цены на сырье стабилизируются хотя бы на нынешнем уровне, то это означает, что через 2-3 года Россия может проесть все положительное сальдо своего платежного баланса», - сказал Алексашенко. «Страна получает очень много долларов, но очень быстро эти доллары проедает на импорт», - добавил он.

Также эксперт указал на низкий уровень инвестиций в российскую экономику, что, по его словам, связано с «полным разладом в отношениях власти и бизнеса». Алексашенко подчеркнул, что бизнесу нужны стабильные правила игры и понятные принципы их изменения. «Благодаря усилиям последних двух лет власть добилась того, что бизнес полностью дезориентирован в отношении того, чего же хочет власть от российской экономики, что нужно делать, какое поведение является правильным. В результате, чего уж точно сегодня бизнес не хочет, так это инвестировать в производственный сектор», - подвел итог Сергей Алексашенко.

Заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елена Николаева присоединилась ко многим выводам участников дискуссии. С ее точки зрения, в обсуждаемой программе не нашли своего отражения очень важны глобальные проблемы. В первую очередь, речь идет о демографии. «Эта проблема на сегодняшний момент является главной угрозой развития страны. Через несколько лет у нас просто не будет того количества населения, о котором можно говорить всерьез», - заявил Николаева.

Другой очень важной проблемой Николаева назвала неуверенность бизнеса в сохранении собственности. «Махинации с собственностью становятся уже критическими. Дырки в законодательстве позволяют сейчас провести определенные махинации с собственностью и разорить любого предпринимателя. Любого предпринимателя можно разорить технично и красиво. Это понимает крупный предприниматель, это понимает сегодня средний предприниматель», - заявила зампред «Деловой России».

«Единственное желание всех предпринимателей сейчас – разобраться в ситуации и максимально «фиксануть» убытки. Это единственное, чем озабочен сейчас реальный бизнес производственный, реальный бизнес торговый. Единственное желание, которое сейчас есть у предпринимателей – это не инвестировать дальше деньги в российскую экономику. Максимально быстро вывести их и сделать все, чтобы они работали где-то еще, кроме как в России. Эта тенденция была очень хорошо прослежена в конце прошлого года, и, я думаю, даже Минэкономразвития теперь уже вынужденно признать этот факт. Деньги уходят из страны, уходят фантастическими темпами», - сказала Елена Николаева.

По ее словам, «бизнес не то, что не готов развиваться, он думает, чем же ему заняться дальше». По оценкам Николаевой, такое настроение средних предпринимателей добавилось к настроению крупных предпринимателей. Это проблема взаимоотношений власти и бизнеса, это проблема недоверия к власти. Зампред «Деловой России» сослалась на последние опросы, проведенные журналом «Эксперт» по выборке 15 тыс. респондентов по всей стране, согласно которым 96% населения не доверяют власти.

Елена Николаева призвала не доверять чрезмерно «очень хорошей и благополучной финансовой картинке». С ее точки зрения, настроение и ожидания бизнеса – это гораздо более важная вещь, чем финансовые показатели. «Именно поэтому, мы начали говорить, что самая главная задача, которая стоит перед государством, это восстановить кредит доверия и изменить настроения, перейти от ожидания чего-то плохого и кризиса к ожиданию роста и стабильности. Это самая главная проблема во взаимоотношениях власти и бизнеса», - сказала Николаева.

По мнению зампреда «Деловой России», необходимо переходить от политики стабилизации «к политике роста, к политике ожидания роста». «Именно ожидания в экономике порой играют очень серьезную роль», - считает Николаева. Она призвала государственных чиновников при подготовке экономических программ больше внимания уделять мнению бизнеса. В частности, Елена Николаева указала подготовленный «Деловой Россией» доклад «Основные направления политики роста», который содержит некоторые предложения, которые позволят стимулировать настроения роста, не дожидаясь очередного экономического кризиса.

Оценить статью
(0)