Скандал уже разразился в Москве. 50,8 миллиарда рублей (а это треть всего фармацевтического рынка страны!), выделенные федеральным бюджетом на лекарства для льготников, поделят между собой всего 12 уполномоченных страховых компаний. Ограниченным будет и число аптек, через которые лекарства должны выдаваться нуждающимся в них. Это, по мнению экспертов, может привести к серьезному росту цен на медикаменты. И он уже начался. В связи с этим мэр Москвы Юрий Лужков обратился в Счетную палату и Генпрокуратуру с просьбой разобраться.
Не легче ситуация в Питере. «Аптеки недостаточно обеспечены лекарственными средствами, им несвоевременно возмещаются затраты, а предприятия-производители оказались не готовы к удовлетворению возросшего спроса населения на лекарства» - к такому выводу пришли участники недавнего совещания у полпреда Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу, имея в виду не только северную столицу.
А что у нас в области? Обзваниваю ряд аптек наугад. Вот, например, аптека № 65, что на улице Маршала Борзова.
- С «федеральными» лекарствами у нас более-менее нормально, - говорит фармацевт Тамара Борисова. – После 10 января было туговато, но сейчас выправилось. Сначала случались ошибки с рецептами – очень много наименований в перечне лекарств, врачи еще не освоились.
Примерно такая же картина и в ряде других небольших аптек. А вот в больших главная проблема - очереди.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз позвонить. И я иду в ближайшую аптеку № 70, что на улице Зоологической.
- У нас из перечня процентов 70 отсутствует, - говорит Галина Соловьева, заведующая аптекой. – Хотя динамика уменьшения числа отказов есть, но все же медленная, можно сказать, черепашья.
Она же отмечает, что на отдельные лекарства наблюдается серьезный рост цены по сравнению с прошлым годом.
Общую же оценку ситуации я пытаюсь получить у Елены Клюйковой, председателя комиссии по социальной политике и здравоохранению областной думы. На днях депутаты вносили поправки в местный закон, касающийся не федеральных «аптечных» льготников, а региональных.
– В чем, кстати, между ними разница? - спрашиваю Елену Александровну.
- Федеральные льготники - это люди, которые являются инвалидами по ряду так называемых социальных заболеваний. И они обеспечиваются за счет федеральных средств. Обеспечение ведется в нашем регионе через систему обязательного медицинского страхования пятью уполномоченными фармацевтическими компаниями. Хотя уже сейчас такая монополизация вызывает большое недовольство. А есть еще региональная программа по льготникам. Она является логическим дополнением федеральной программы. Ее подопечные не являются инвалидами, но болеют теми же «социальными» болезнями. Их мы будем обеспечивать лекарствами за счет областных средств. И эти лекарства будут закупаться здесь, в регионе, на конкурсной основе.
- Ну и как, - не будет у нас «лекарственных бунтов»? Не провалится реализация Федерального закона № 122?
- Для реализации этого закона в область завезено более 280 наименований (из 323 лекарств). Это довольно неплохо. Но опасения присутствуют, потому что все это касается пожилых и больных людей. Льгота на получение лекарств – одна из немногих, которая оставлена, можно сказать, в натуральном выражении. И отсюда проблемы. Например, такая: перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов определен, но не ясно, за чей счет будут выдаваться гражданам те медикаменты, что сверх перечня. Людям они нужны, но в перечень не вошли. Или другая проблема. Изменения в действующее законодательство по льготным лекарствам вносились в большой спешке. А ведь для того, чтобы они были реализованы, нужно предпринять организационные меры. И доставка медикаментов уполномоченными фармацевтическими организациями в регионы происходила в авральном порядке. И в конце старого года, и преимущественно в начале 2005-го. Прибавьте сюда пресловутые рождественские каникулы. Вот и получилось, что некоторые лекарства до области не довезли. Да, процентов 80 лекарств в наличии есть. Но остальных-то нет! И это может вызывать недовольство. Значит, почва для социального взрыва есть.
И еще важнейший момент. Изменилась технология выписки рецептов на льготные лекарства в поликлиниках. Пациентам для получения льготного рецепта нужно иметь с собой кучу документов – от паспорта и полиса до справки социально-экспертной комиссии. Да и сам процесс выписки рецепта в среднем занимает минут 25, что усугубляется неукомплектованностью поликлиник врачами на 40 процентов. Врачи страшно перегружены. А значит, будут те, кому врач просто не успеет оформить рецепт, со всеми вытекающими последствиями.
Освободить врача от писанины можно с помощью компьютеризации поликлиник. Но для этого надо найти на нее деньги, закупить оборудование и обучить персонал, который по большей части предпенсионного и пенсионного возраста. Все это за месяц не делается.
…Похоже, привычка все делать в последний момент и жить «на авось» в нас неистребима. Вот почему инвалиды в поликлиниках сидят в очередях и клянут все и вся.
Елена Нагорных
«Калининградская правда»