I. Главные события
1. На минувшей неделе российская пресса сообщала о событиях, которые свидетельствуют о том, что на региональном уровне происходит сложная трансформация электоральных процессов или полная замена прямых выборов глав местных администраций. Иногда эти изменения вызывают акции протеста.
- 2 февраля у здания представительства Калужской области в Москве был организован пикет против отмены прямых выборов мэра Обнинска, сообщает газета «Известия». «В Калужской области "обкатывают" закон об отмене выборов мэров городов и их назначении губернаторами», - утверждали митингующие. Депутат областного законодательного собрания Татьяна Котляр рассказала изданию, что в январе 2005 года обнинские депутаты по предложению губернатора области Анатолия Артамонова изменили порядок выборов мэра - вместо всеобщих выборов его стали назначать. Формально - местные депутаты. Кандидатов выдвигает "общественность", затем претендентов изучает специальная комиссия. Формируется она на треть областной администрацией и на две трети - местными депутатами. Окончательно утверждает мэра Городское собрание.
Мэр Обнинска Игорь Миронов подал в отставку в знак протеста против губернаторской инициативы. Новым главой администрации стал житель Калуги Николай Шубин. Руководитель пресс-службы обнинской администрации Елена Колотилина заверила "Известия", что к его назначению губернатор не имеет никакого отношения. По словам Колотилиной, Николая Шубина на пост мэра рекомендовали научные и предпринимательские круги города.
Однако митинговавшие в Москве называли нового мэра "наместником". У здания представительства Калужской области наблюдалось политическое единодушие: к десятку обнинских депутатов и активистов с флагами Союза правых сил, Народно-патриотической партии России, КПРФ присоединилась московская молодежь из партий "Яблока" и НБП. "Мы все объединились, потому что хотим свободных выборов", - утверждали митингующие.
Пока Обнинск остается единственным городом в Калужской области, где уже на практике опробовали новый способ "избрания" мэра. Однако 20 марта в области состоятся выборы депутатов всех муниципальных образований, после чего новая схема начнет применяться уже повсеместно.
- Газета «Коммерсантъ» в номере от 3 февраля сообщает о том, что Государственный совет Республики Татарии направил в Государственную думу России поправки к федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Как пояснил спикер Совета Фарид Мухаметшин, депутаты предложили на переходный период наделить правом "устанавливать порядок формирования местных представительных и исполнительных органов власти" региональные парламенты, тогда как по федеральному закону это право предоставлено муниципальным парламентам.
Предложенные поправки, пояснил Фарид Мухаметшин, касаются только двухлетнего переходного периода, предусмотренного федеральным законом о местном самоуправлении. Согласно этим поправкам, избирать глав муниципальных образований должны местные парламенты, «но с учетом мнения главы региона». Сейчас вопрос о порядке формирования муниципальных органов власти оставлен на усмотрение представительных органов муниципалитетов. Пока муниципальные парламенты еще могут решить, избирать ли главу муниципалитета из своего состава (тогда он станет еще и спикером) или провести референдум и отдать предпочтение прямым выборам главы муниципалитета, который в этом случае возглавит администрацию.
Татария же намерена усилить роль парламентов субъектов РФ и дать им право устанавливать "порядок формирования муниципальных представительных органов власти и избрания глав муниципальных образований". Спикер парламента Татарстана объяснил злободневность этих поправок тем, что "необходимо провести мягкую адаптацию городов и районов к новым правилам, особенно там, где подобные органы власти формируются впервые". Он сообщил, что предложение его коллег уже получило поддержку во всех 26 субъектах, где до настоящего времени не сформирован полноценный институт местного самоуправления. Среди таких регионов и Татария, где муниципалитеты существуют лишь на уровне сельских поселковых советов, а в районах и городах функционирует республиканская власть, а их главы назначаются президентом республики.
2. Российская пресса в качестве приоритета сообщает о событиях, связанных с первым назначением главы региона. 31 января президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Законодательного собрания Приморского края кандидатуру Сергея Дарькина для наделения его полномочиями губернатора края.
- Издание «Независимая газета» в этой связи отмечает, что хорошо просчитанный шаг Сергея Дарькина, досрочно обратившегося к президенту с вопросом о доверии и переназначении, оправдал ожидания губернатора. В Приморье в последние дни в ожидании этого представления шли активные консультации между краевой администрацией и депутатами местного парламента. Как утверждает неофициальный источник "НГ" в краевой администрации, депутаты желали бы сохранить то количество одномандатных округов, которое есть на сегодняшний день и увеличить количество депутатских мандатов до 80. Еще одно условие, на котором депутаты настаивают, это увеличение барьера явки избирателей на выборах представительных органов власти. Повышение барьера явки почти наверняка гарантирует действующим депутатам продление полномочий.
Сергей Дарькину хотелось бы свести количество голосов «против» к минимуму, если не к нулю. Нужные для избрания 20 голосов у губернатора в Законодательном собрании есть, но ему, отмечает издание, необходимо продемонстрировать президенту, что Сергею Дарькину в крае действительно альтернативы нет, что Владимир Путин не ошибся в своем назначенце.
- Владивостокская газета «Золотой Рог» также сообщила об активных консультациях между краевой администрацией и депутатами приморского парламента. Цель торга - условия, при которых депутаты смогут гарантировать успех голосования на безальтернативной основе по кандидатуре Сергея Дарькина. Условия диктуют, конечно, депутаты, считает газета. И хотя сомнений в том, что кандидатура Дарькина будет утверждена, практически нет, народные избранники желали бы получить кое-какие гарантии и насчет своего будущего.
- Депутаты Приморского законодательного собрания не скрывают, что назначенная на 4 февраля, процедура утверждения Сергея Дарькина на новый губернаторский срок по рекомендации президента России превратится в формальность, сообщает газета «Время новостей». "В том, что его кандидатура пройдет, нет ни малейших сомнений", - говорит председатель краевого парламента Сергей Сопчук. А депутат Джамбулат Текиев полагает, что вероятность утверждения превышает 90%. Депутаты считают, что обращение Сергея Дарькина к президенту с вопросом о доверии за пять месяцев до истечения срока полномочий стало блестящим ходом. Во-первых, таким образом он опередил возможных конкурентов, а во-вторых, стал первым в России назначенцем Владимира Путина и может рассчитывать на показательный триумф в местном парламенте. По словам депутата Николая Морозова, "Дарькин удачно избавился от необходимости проходить все инстанции согласования своей кандидатуры в кремлевской администрации".
- Газета «Труд» в связи с возможным назначением Сергея Дарькина, напоминает, что губернатор прославился своей борьбой с американскими боевиками и журналистами.
Так, в феврале прошлого года Сергей Дарькин созвал во Владивостоке совет по информационной безопасности в связи с засильем на российских телеканалах американских фильмов. По мнению господина губернатора, в период иракского кризиса недопустим показ продукции, демонстрирующей непобедимость американской армии и убеждающей зрителей в праве США решать судьбы мира. Решено провести с руководителями ведущих средств массовой информации края семинар по актуальным вопросам информационной безопасности России. Однако журналисты края уверены, что губернатор таким образом решил в преддверии выборов окончательно взять под свой контроль местные СМИ.
Отношения с журналистским корпусом у краевой администрации обострились после того, как в феврале прошлого года первый вице-губернатор Александр Линецкий заявил, что уровень приморской журналистики находится ниже уровня канализации, а работники пера и микрофона больны провинциальным кретинизмом. Многие средства массовой информации не стерпели оскорбления и начали критиковать краевые власти. Чтобы восстановить хорошие отношения с прессой, губернатору пришлось уволить вице-губернатора.
Когда этот бюллетень уже был подготовлен, из Владивостока пришло сообщение, что Законодательное собрание Приморского края стало первым региональным парламентом в России, избиравшим главу исполнительной власти субъекта по новой схеме. Действующий губернатор сохранил свои полномочия.
II. Пресса на региональных выборах
1. 6 февраля в Ненецком автономном округе (НАО) состоится второй тур губернаторских выборов – это последние прямые выборы главы субъекта Федерации в новейшей истории России. Напомним, что 6 февраля во втором туре губернаторских выборов примут участие бывший главный федеральный инспектор в НАО Алексей Баринов и депутат Окружного собрания Игорь Кошин.
Как сообщают информированные источники, близкие к нынешней администрации НАО, а также отмечают многочисленные журналисты федеральных СМИ, находящиеся в Нарьян-Маре, в округе сохраняется спокойная обстановка. Борьба претендентов за победу во втором туре проходит хотя и энергично, но довольно корректно. Соперники фактически не используют «черных технологий». Алексей Баринов продолжает свои встречи с городскими и сельскими избирателями, сторонники Игоря Кошина публикуют новые агитационные материалы.
Алексея Баринова поддерживает политическая партия «Родина» и ее региональное отделение. Игорь Кошин, несмотря на то, что был исключен из «Единой России» по инициативе ее Генерального совета, пользуется симпатией определенной части местных единороссов. В первом туре приняло участие почти 60% избирателей округа. Во втором туре явка, вероятно, будет не ниже. Тем не менее, почти никто в округе не сомневается в том, что второй тур пройдет достаточно спокойно и уже через неделю Ненецкий округ получит нового Главу администрации.
Однако не всех, похоже, устраивает такое развитие событий. Так, 30 января в Нарьян-Маре состоялось судебное заседание, рассмотревшее жалобу одного из проигравших кандидатов - Александра Шмакова. По мнению Шмакова, в первом туре были допущены нарушения. Наблюдатели всех кандидатов не зафиксировали тогда на участках никаких нарушений. И лишь через несколько кандидат обратился в суд. Но аргументы его были сочтены не убедительными.
Тем временем, местная пресса со ссылкой на анонимные источники информации сообщает о том, что главный федеральный инспектор в НАО г-н Потапенко предпринимает беспрецедентные шаги по срыву выборов 6 февраля. Журналистам стало известно о жестких требованиях, которые федеральный инспектор предъявляет генеральному директору Государственной телерадиокомпании «Заполярье» Константину Сочневу. Смысл требований сводится к тому, что за оставшееся до голосования дни вещание телеканала должно быть «выстроено» под срыв выборов. По мысли федерального инспектора, 6 февраля должен победить кандидат «против всех». Тогда не будет победителя, а будут только побежденные.
2. В 5 тысяч рублей оценен Йошкар-Олинским судом моральный ущерб, нанесенный во время выборов главы республики Марий Эл кандидатом Александром Коротковым кандидату Леониду Маркелову действующему президенту республики.
1 февраля журналистам в пресс-службе главы республики сообщили, что в администрацию президента Марий Эл поступило решение Йошкар-Олинского городского суда по иску Леонида Маркелова к бывшему кандидату в президенты республики А.Короткову. Как следует из материалов дела, Александр Коротков распространил сведения не соответствующие действительности.
Напомним, что исковое заявление о защите чести и достоинства поступило от президента Леонида Маркелова в йошкар-олинский городской суд 1 декабря 2004 года - уже в ходе кампании по выборам президента, республики, назначенным на 19 декабря. В своем заявлении президент указал, что бывший вице-губернатор Омской области, заместитель председателя правления благотворительного фонда "Победа-1945" Александр Коротков, будучи кандидатом в президенты, публично оклеветал главу республики во время своего выступления по республиканскому радио 30 ноября. В частности, как следует из заявления, Александр Коротков утверждал, что марийский президент грубо нарушил закон и неизвестно куда дел более 1 млн. рублей, пустив их "в обход избирательной комиссии". В довершение кандидат задался в своем выступлении вопросом: "Не на наши ли налоги господин Маркелов хапнул себе квартиры?". В ответ президент обратился в суд, обвинив конкурента в клевете и потребовав отменить его кандидатскую регистрацию. Однако рассмотреть дело до 19 декабря суд не успел, и в итоге Александр Коротков принял участие в выборах, набрав 10, 53% голосов. Президент Леонид Маркелов, которого поддержали 57% избирателей, выиграл выборы уже в первом туре.
Рассмотрев все обстоятельства дела, городской суд обязал Александра Короткова опровергнуть сведения, не соответствующие действительности и порочащие президента республики Марий Эл. Сам Александр Коротков, как выяснила газета «Коммерсант», даже "не знал, что состоялся суд". "Я слышал, что президент Маркелов подавал на меня иск, но меня не уведомили о судебном заседании, - заявил он. Ответчик намерен опротестовать решение суда.
3. Из Архангельской области поступают сообщения о нарушениях правил агитационной кампании на выборах мэров областного центра и Северодвинска.
- Избирательная комиссия Архангельской области рассмотрела несколько жалоб, касающихся избирательной кампании по выборам мэра Северодвинска.
В заявлении кандидата на должность главы администрации г. Северодвинска М. Гмырина и его доверенного лица Г. Романовского указывается на нарушения, допущенные во время агитационного периода со стороны телекомпании ТВС. Г. Романовский обжаловал постановление Северодвинской территориальной избирательной комиссии о проверке фактов распространения в телеэфире ряда видеоматериалов, а также о распространении печатных материалов кандидата на должность главы Северодвинска А. Беляева.
Кандидат в депутаты областного собрания А. Михайлов обжаловал в областной избирательной комиссии постановление Северодвинской территориальной избирательной комиссии с просьбой признать публикацию "Прослушивание для мэров" в газете "Полезная" от 4 декабря и публикацию от 2 декабря "Страшилки от Золотова пахнут олигархами" в газете "Северодвинские вести" агитационными.
В заявлении М. Гмырина ставится под сомнение факт законности прошедших в Северодвинске выборов главы администрации муниципального образования.
Изучив все необходимые материалы, члены областной избирательной комиссии в удовлетворении всех заявлений отказали.
- 2 февраля состоялась пресс-конференция председателя городской избирательной комиссии Архангельска Владимира Самойлова. Он рассказал журналистам, что в настоящее время комиссия располагает тремя заявлениями о "черном пиаре". Это заявления от потенциального кандидата на пост мэра Архангельска Анатолия Кожина, председателя областного Собрания депутатов Виталия Фортыгина и секретаря Архангельского регионального политсовета партии "Единая Россия" Николая Львова.
Однако журналисты заметили, что Владимир Самойлов не упомянул о жалобе на «черный пиар» зарегистрированного кандидата Александра Донского. По заявлению самого А. Донского, это было сделано 30 января. Местная пресса отмечает, что глава городской избирательной комиссии вообще крайне неохотно общается с журналистами. Это неоднократно отмечали сотрудники изданий "Русский Север" и газеты "Правда Северо-Запада".
4. В связи с подготовкой предстоящих выборов в органы местного самоуправления и проведением референдума на территории Красноярского крае, по инициативе избирательной комиссии Красноярского края и управления по телерадиовещанию, печати и информации администрации края пройдут семинары для журналистов.
Семинар с представителями СМИ по вопросам информационного обеспечения и правового регулирования предвыборной агитации в средствах массовой информации состоится 8 февраля в городской администрации Канска и 11 февраля в городской администрации Ачинска. Семинар проведут руководители управления по телерадиовещанию, печати и информации администрации края и избирательной комиссии Красноярского края. Они выступят с докладами о практике информационного обеспечения выборов на территории Красноярского края; о правовом регулировании информационного обеспечения краевого референдума и выборов в органы местного самоуправления. Чиновники намерены научить журналистов, как надо взаимодействовать СМИ с избирательными комиссиями. Они также расскажут о проведении краевого конкурса на лучший материал в средствах массовой информации, освещающий проведение краевого референдума, выборы в органы местного самоуправления, вопросы избирательного законодательства и законодательства о референдуме в 2005 году.
Комментарий к этой информации содержится в конце настоящего бюллетеня.
III. Цитата недели
Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров призвал западных журналистов верно интерпретировать российские оценки в отношении деятельности ОБСЕ по мониторингу выборов.
Представитель западного информационного агентства на пресс- конференции по итогам переговоров Сергея Лаврова со словенским коллегой (действующим председателем ОБСЕ Димитрием Рупелом) попросил российского министра прокомментировать, почему Москва называет мониторинг выборов структурами ОБСЕ "политически мотивированным и ущербным".
"Я не помню, чтобы мы давали такую оценку", - сказал Сергей Лавров и попросил журналиста привести точную цитату из заявлений российских представителей.
Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева к разделу II.4
Как о значительном событии сообщает официальная пресса Красноярского края о том, что в связи с подготовкой предстоящих выборов в органы местного самоуправления и проведением референдума на территории края, по инициативе краевой избирательной комиссии и управления по телерадиовещанию, печати и информации администрации края пройдут кустовые семинары для журналистов.
Это действительно очень важное событие, которое следует расценивать, как позитивную попытку отдельных государственных структур отдать некоторые долги журналистскому сообществу. Сообществу, которое не по своей воле брошено в бурное море весьма противоречивых вопросов информационного обеспечения и правового регулирования предвыборной агитации в средствах массовой информации.
Мы постоянно наблюдаем факты различных наказаний представителей российских СМИ, в той или иной форме участвовавших в выборах, но крайне редко узнаем о том, что до применения репрессий журналистов грамотно проинструктировали о том, как им нужно себя вести в неизвестном правовом поле. Многие журналисты говорят: и хорошо, что государственные чиновники «не инструктируют», а то они такого насоветуют!
Но дело в том, что демократическое государство обязано грамотно выполнять комплекс регулярных мероприятий в этой деликатной сфере. В чем же состоит позитивная роль государства? Совсем не в распределении периодических дотаций и специальных льгот. Некоторые ответы на этот вопрос дает Резолюция 428 (1970)[1] Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека:
Государство должно взять на себя свою часть обязанностей по цивилизованной реализации раздела «В» Декларации «Меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации». Мы называем этот комплекс мероприятий «механизмом утверждения политкорректности».
Политическая корректность — это система взаимоотношений субъектов гражданского общества и государства, основанная на взаимном уважении, признании и учете интересов и целей всех взаимодействующих сторон, высокой политической культуре, цивилизованных формах выработки и реализации решений, оперировании достоверной и полной информацией. Политическая корректность предполагает безусловное преимущество общепризнанных прав и свобод человека, общества и государства над достижением односторонних преимуществ какой-либо из сторон. Это, в свою очередь, предусматривает преимущественно договорную форму взаимодействия, базирующуюся на взаимных уступках и исключении силовых форм решения проблем. Способствовать этому, на наш взгляд, может выработка механизма постоянного обучения и корректного взаимодействия сторон, который включал бы в себя общепризнанные правила поведения и общения субъектов, процедуры, позволяющие цивилизованными методами влиять на стороны, игнорирующие эти правила, функционирование институтов посредников и арбитров, групп поддержки и сдерживания конфликта интересов.
При определении правового статуса относительно нового для России понятия политкорректности возникают некоторые сложности, вытекающие из разумного понимания ее двойственной природы.
Во-первых, следует, безусловно, признать, что там, где речь идет даже о потенциальном нарушении естественных прав и свобод человека, дискриминации людей, — всегда есть дело государству и его правоохранительным органам. Однако требования политкорректности не подлежат защите напрямую силами государственного репрессивного аппарата, поскольку это неформальные правовые нормы. Но другое дело, что новые стандарты политкорректности должны быть обязательно подхвачены и активно пропагандируемы без принуждения всеми государственными структурами. Выполняя свои международные обязательства, демократическое государство должно финансировать и общую и специальную профессиональную подготовку журналистов, которая, однако, должна находиться в ведении редакторов и самих журналистов. Как видим, в анализируемом примере, чиновники хотят сами учить журналистов в помещении местной администрации.
Во-вторых, соблюдаться эти требования «особой культурной чуткости» должны только под угрозой общественного, корпоративного осуждения. В этом их сходство с моральными нормами. Отличие же в том, что наша историческая мораль, увы, пока не видит подлинной ценности в свободных средствах массовой информации. Народ в большинстве своем легко готов сегодня пожертвовать независимостью прессы: социологические опросы показывают, что количество сторонников возвращения официальной цензуры увеличивается.
Политкорректность как процесс в действии предполагает, на наш взгляд, создание и поддержание в рабочем состоянии общественно-государственного механизма, состоящего как минимум из трех составляющих.
Во-первых, это всемерное содействие выработке новых нравственных кодексов, словарей культурно чуткого языка. Образцы комплексного подхода к разработке такого языка уже есть. Государство должно твердо гарантировать, что оно уважает самостоятельность журналистского сообщества и обязуется признавать выработанный независимо от него Кодекс профессиональной этики для журналистов.
Во-вторых, несомненно, необходимо широкое внедрение новых подходов в обществе путем пропаганды и просвещения, обучение журналистов, всех слоев населения на базе государственных ресурсов. На этой стадии правовое государство не имеет права заигрывать со сторонниками цензуры. Все силы государства должны быть направлены на убедительное ежедневное доказывание безусловной вредности этих средневековых предрассудков.
В-третьих, организация и поддержание с участием государственных структур постоянной обратной связи, широкой дискуссии и оперативной адекватной оценки спорных ситуаций, соотнесение их с существующими и новыми общественными стандартами. Активнее по инициативе государственных структур нужно использовать для серьезного обсуждения проблем свободы слова и нравственных ограничений в этой сфере уже существующие площадки типа Большого жюри Союза журналистов, открытых телевизионных процессов и т.п.
Только в этом случае, на наш взгляд, появляется реальная надежда на то, что международные стандарты и национальные писаные законы будут востребованы для подлинной защиты прав прессы, в том числе и права каждого гражданина на получение достоверной информации о правовом регулировании информационного обеспечения выборов.
Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников