Утилизация плутония в России и США: ветер меняется

Утилизация плутония в России и США: ветер меняется

Утилизация плутония в России и США: ветер меняется

В российско-американском плане по утилизации плутония стоимостью свыше $7 млрд. намечается фундаментальное изменение. США частично отказываются от превращения плутония в ядерное топливо в пользу более экологичного варианта – «иммобилизации».

Президент Буш решил пересмотреть отношение к утилизации плутония. В проекте бюджета на 2006 год президентская администрация закладывает $10 млн. на «иммобилизацию» плутония, т.е. смешивание его со стеклом и
высокорадиоактивными отходами с последующим захоронением. Вместе с этим, две недели назад Департамент Энергетики США в очередной раз объявил о переносе на неопределенный срок начала строительства установки по переработке плутония в ядерное топливо.

Экологи называют эти события позитивными шагами и надеются на то, что весь оружейный плутоний в России и США будет, в конце концов, «иммобилизован» и не станет новым опасным топливом для АЭС.

«Использование плутония в качестве топлива для АЭС повышает риск ядерного распространения, а также может привести к увеличению аварий и плутониевому загрязнению окружающей среды. Технология не доведена до стадии использования на промышленном уровне и экономически убыточна. «Иммобилизация» гораздо более безопасна и дешева, однако против нее выступает атомная индустрия», - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель экологической группы «Экозащита!», выступающей против МОКС-программы с 1998 г.

В 2000 году Россия и США подписали договор об утилизации по 34 т. оружейного плутония с каждой стороны. Все 68 тонн этого материала планировалось превратить в МОКС-топливо (от англ. Mixed OХides - смешанные оксиды урана и плутония). В рамках межгосударственного договора установки по изготовлению МОКСа планируется построить на Сибирском Химическом Комбинате в Северске (Томская обл.) и SRS в Саванне (штат Южная Каролина). Однако последние события в США вселяют оптимизм по поводу возможного изменения позиций двух
стран - как минимум 10 из 34 тонн американского плутония теперь планируется «иммобилизовать». Общая стоимость плутониевой программы - около $7,3 млрд.

Вчера экс-губернатор Южной Каролины Джим Ходжес заявил в интервью газете штата "The State", что  пересмотр планов в сторону «иммобилизации» плутония обусловлен неспособностью  администрации Буша добиться прогресса в работе по изготовлению МОКСа. Будучи губернатором с 1993 по 2003, Ходжес активно выступал против реализации плутониевого плана в своем штате по экологическим соображениям.

По данным Департамента Энергетики США, стоимость российской плутониевой программы равняется примерно 2,7 млрд. долл. и в будущем может вырасти. У России этих средств нет. Около 5 лет назад США обратились к странам Большой Восьмерки с просьбой о финансовой помощи, однако пока удалось «собрать» лишь около $1 млрд. Но некоторые страны, например Великобритания, отказываются выделять уже обещанные средства до того момента, пока не будет решен вопрос об ответственности за ущерб. Подряд на строительство плутониевых установок в России и США получил  консорциум компаний Duke Power, Stone and Webster, Cogema.

Американская сторона требует, чтобы участвующие компании были освобождены от любой ответственности, включая случай ядерной аварии во время работ по утилизации плутония. Российская сторона отказывается от этих условий. Более того, при строительстве консорциум предлагает организовать мониторинг радиоактивных выбросов не ближе 8 км от завода. Очевидно, что это условие в случае аварии поможет скрыть реальные масштабы плутониевого загрязнения.

По мнению экологов, при аварии на реакторе, загруженном плутониевым
топливом, уровень радиоактивного загрязнения будет вдвое выше по сравнению с аналогичной аварией на реакторе, загруженном ураном. Более того, МОКС-программа приведет к большому количеству транспортировок материалов, включающих в себя оружейный плутоний. Во время этих перевозок крайне затруднительно обеспечить высокий уровень защиты, поэтому возникает угроза террористических актов и краж.

Также, во время транспортировок существует вероятность аварии с последующим загрязнением железных дорог и окружающей среды. МОКС-программа не оправдает себя экономически до тех пор, пока цена на уран не возрастет примерно в 400 раз, что вряд ли возможно в обозримом
будущем.
Оценить статью
(0)