Страсть к совершенствованию управляемой демократии просто полыхает в сердцах наших чиновников во всех государственных структурах. На этот раз инициативу проявила наша ЦИК, считающая, что увеличение числа женщин в руководящих органах страны просто автоматически приведет нас к новым успехам. Поэтому предлагается установить, чтобы в списках политических партий, выдвигающих кандидатов в депутаты Государственной думы, числилось не менее 30% женщин.
Аудитория, обсуждавшая эту инициативу на телевидении, в программе «Основной инстинкт» Светланы Сорокиной, разделилась на радостно приветствующих и скептиков. Радостно приветствующие сразу же нашли множество аргументов в пользу этой меры, которая, конечно же, увеличит представительство прекрасной половины населения в думе. Если, тут же заметили скептики, лидеры партий поставят их в начало списка, а не в конец. Женщины, утверждали приветствующие, более нетерпимы к разного рода насилию, а потому будут активнее противостоять применению в обществе излишних силовых акций. Они чувствительнее к социальным проблемам, обладают множеством других преимуществ перед мужчинами.
Одно из них, названное публицистом Быковым, привлекло особое внимание присутствующих: женщину всегда трудно уговорить на то, чего она не хочет. Следовательно, в думе депутаты-женщины будут более независимыми, упрямо отстаивающими свою точку зрения, то есть менее управляемыми, а вместе с ними, надо полагать, станет таковой и вся дума.
«О, женщины, немея от восторга, я вам готов воздвигнуть пьедестал…», - сразу соглашусь я с Маяковским. А вот с предложением ЦИК – сложнее. Меня всегда удивляло: почему феминистки не чувствуют, что само установление любых квот для женщин есть признание их меньших в сравнении с мужчинами способностей пробиться куда-то без мужского подсаживания. Ну, это ладно, об этом уже много сказано, и многие считают, что такого рода меры помогают преодолеть традиционные косные представления, предубеждения в обществе, будто женщины менее приспособлены чем-то руководить. Хотя в бизнесе это уже опровергнуто и без квот. Ну, ладно, даже согласимся с этим. Но более всего меня поразило, как же участники дискуссии не заметили лукавства и даже, я сказал бы, ханжества акции ЦИК. Ведь ещё совсем недавно, до избирательной реформы талантливая женщина, стремящаяся в политику, имела равную с мужчиной возможность выдвинуться кандидатом в депутаты думы по одномандатному округу и стать действительно независимым законодателем. Теперь её, правда, тоже наравне с мужчиной (одна радость) такой возможности лишили. Теперь она может стать депутатом только вступив в какую-то партию, даже если ни одна из них ей не нравится. Теперь она ещё должна понравиться лидеру партии и даже всему составу руководства, чтобы её включили в список, да ещё на реально проходное место. То есть, ей как раз придется стать управляемой ещё до завоевания думского мандата, а уж тем более – подчиняться руководству фракции при голосовании, иначе исключат отовсюду, несмотря на то, что она женщина, как уже исключили, скажем, Горячеву. Вот вам, коллега Быков, и преимущество женщины с точки зрения её предполагаемой независимости, неуправляемости и проч. Конец этому преимуществу. Замысел ЦИК, г-на Вешнякова полностью соответствует стремлению властей иметь в думе управляемых депутатов. Эту акцию вполне можно было бы озаглавить именно так, как я озаглавил свою реплику: «Управляемой демократии – управляемую женщину!»
Александр Волков,
ведущий эксперт МиК, д.и.н.