Ситуация в социальной сфере продолжает усугубляться: сначала по 15 миллионам льготников и членам их семей ударила монетизация, ставшая для многих малоимущих граждан настоящим шоком, не столько, может быть, материальным, сколько психологическим. Вслед за монетизацией подавляющее число российских граждан ощутило на себе реформу ЖКХ, причем ощутило весьма конкретно – по выросшей до 20-30% в некоторых регионах квартплате. Вступивший в силу с 1 марта новый Жилищный кодекс грозит достаточному количеству малоимущих граждан потерей права на нормальное жилье, а всем остальным – возможностью ущемления их конституционных прав в жилищной сфере, которое может наступить по не зависящим от людей причинам. Выдержат ли такую социальную реформу россияне?
Как заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков, согласно исследованиям центра, для нормального существования в рыночной экономике россиянину надо иметь месячный доход около 30 тыс. руб. Сравним эту цифру с данными Росстата, согласно которым средний уровень денежных доходов россиян составил в декабре 2004 года 9223,5 рублей. Прожиточный минимум за III квартал 2004 года (последние данные) составил: все население - 2091 рубль, трудоспособное население - 2270 руб., пенсионеры - 1591 руб., дети - 1933 рубля.
Из чего следует, что материальные потребности граждан не удовлетворяются государством как минимум втрое, следовательно, большинство россиян нормально существовать в условиях нынешней социальной реформы не могут.
В ходе февральского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring попросил своих респондентов оценить проводимые в стране реформы. В опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Респондентам было предложено ответить на вопрос:
Какие из следующих реформ являются для Вас и членов Вашей семьи наиболее тяжелыми с материальной точки зрения?
Ответы на него распределились следующим образом (Поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то сумма всех ответов не равна 100%):
Итак, трое из четырех опрошенных (76%) ответили, что наиболее тяжелой с материальной точки зрения для них оказалась реформа ЖКХ, повлекшая за собой увеличение тарифов на коммунальные услуги. Чуть более четверти респондентов (27%) сказали, что их материальное положение ухудшилось после замены льгот денежными компенсациями. Почти столько же опрошенных (26%) признались, что к материальным затруднениям в их семье привело уменьшение объема бесплатно предоставляемых медицинских услуг, а для каждого пятого респондента (20%) к дополнительным материальным трудностям привело уменьшение объема бесплатного образования.
Распределения в зависимости от федерального округа, в котором проживают респонденты, показали, что наибольшее число «пострадавших» от повышения тарифов на услуги ЖКХ наблюдается в Дальневосточном ФО – 89%. А меньше других на повышение квартплаты жаловались респонденты Сибирского ФО – 59%. О тяжести последствий закона о монетизации льгот более других говорили респонденты Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов – по 39% в каждом. А меньше других почувствовали на себе тяготы отмены натуральных льгот участники опроса в Уральском ФО – 20%.
Уменьшение объема бесплатных медицинских услуг привело в материальным затруднениям 30% опрошенных в Южном ФО – наивысший показатель по сравнению с другими регионами. Уменьшение объема бесплатного образования сказалось на семейных бюджетах респондентов Сибирского (24%) и Дальневосточного (25%) регионов. При этом 8% участников опроса в Центральном и 7% в Приволжском федеральных округах признались, что проводимые в стране реформы являются вполне посильными для их семейного бюджета.
От увеличения тарифов на услуги ЖКХ более других пострадали жители малых городов с населением до 100 тысяч человек – 82%, а меньше других – респонденты, проживающие в сельской местности – 69%. Замену льгот денежными компенсациями тяжелее других переживают жители мегаполисов с населением свыше 1 миллиона человек – 36%. А 12% жителей крупных городов (500 тысяч – 1 миллион) заявили, что реформы никак не повлияли на их материальное состояние. Этот показатель в два раза выше, чем в среднем по России.
Распределения в зависимости от возраста респондентов представляют следующую картину. Об ухудшении материального положения в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги более других говорили респонденты в возрасте от 45 до 59 лет – 83%. А монетизация льгот больше других взволновала, как не трудно предположить, респондентов от 60 лет и старше – 51%. Треть пенсионеров (32%) также отметили, что уменьшение объема бесплатных медицинских услуг привело к материальным трудностям.
А вот уменьшение объема бесплатного образования больше других поколебало бюджеты респондентов от 18 до 24 лет (31%), то есть тех, кто учится в настоящее время, и участников опроса в возрасте от 35 до 44 лет (30%) – родителей современных студентов, которые вынуждены платить за учебу своих детей.