Как противодействовать информационным угрозам?

Как противодействовать информационным угрозам?

Как противодействовать информационным угрозам?

Некоторые главы регионов, наверное, любят себя настолько сильно, что позволяют тиражировать хвалебные статьи о себе без всякой меры. Если же они об этом не знают, а нижестоящие чиновники публично льстят им по собственному разумению, значит, не контролируют большие начальники информационное пространство на подведомственной им территории. А это всегда опасно, особенно если имя этого главы региона упоминается в числе преемников на верховную власть в 2008 году.
Вот, например,  что думают читатели газеты "Комсомольская правда" - Кубань" о местном телевидении:
"Неплохо бы кубанским властям и телевизионщикам прислушаться к нам, зрителям. Поняли бы они, что народу нужно, перестали бы для себя за счет казны передачи снимать".
"Недовольна я ГТРК "Кубань". Они могут целую неделю показывать одни и те же новости, репортажи. И только одни хвалебные, посвященные нашей "замечательной" администрации".
"Чего удивляться, что сюжеты на нашем телевидении идут сплошь "причесанные". А что, кто-то на центральных каналах сейчас режет правду-матку? Все боятся - либо бандитов, либо властей, либо просто судебных разбирательств. Ни расследований журналистских, по сути, в последнее время не стало, ни других по-настоящему острых вещей".
"Глупость некоторых программ на местном телевидении просто убивает. Недавно по НТК в передаче "Полный подъем" рассказывали о двух странах: Мьянме и Бирме - не зная даже, что это одно и то же государство…"
"На кубанском телевидении нет правды жизни, это - чиновниковидение! Речами чиновников и бравыми рапортами в стиле "постановили-выполнили" жизнь не исчерпывается. В ней много такого, на что телевизионному начальству следовало бы обратить внимание. Иначе то, что они показывают, так и будет походить на глянцевую картинку, а не на рассказ о том, что реально происходит у нас в крае".

 Об этом и других событиях - в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

 

"…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается"
Конституция Российской Федерации. Статья 29

 

I. "Единое информационное пространство"

1. Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова обратилась с письмом к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой дать правовую оценку мерам МВД по противодействию "информационным угрозам". Речь идет о циркулярном письме начальника Административного департамента МВД РФ В.Майданова от 4 марта этого года. Документ озаглавлен так: "Рекомендации по реагированию на критические материалы в средствах массовой информации о деятельности органов внутренних дел".
"Не оспаривая права сотрудников милиции защищать честь, достоинство и деловую репутацию всеми не запрещенными законом способами, правозащитники обращают внимание на то, что рекомендации… противоречат ряду положений Конституции Российской Федерации, и не соответствуют положениям Федерального закона "О милиции" - сообщается в письме Эллы Памфиловой.
Фактически Элла Панфилова заявляет о существующем конфликте интересов между "силовым" министерством и обществом. Более подробно об этом конфликте сообщается в рубрике "Конфликт недели".

 

2. На минувшей неделе по-прежнему поступала информация из регионов России, свидетельствующая о том, как реально происходит и чем оборачивается реорганизации "Всероссийской государственной телерадиокомпании" (ВГТРК).
23 марта 2003 года, в Петрозаводске (Республика Карелия) состоялась встреча представителей общественных организаций и интеллигенции. На встрече был окончательно утверждён текст обращения, в котором выражен протест против реорганизации радио- и телевещания ГТРК "Карелия". Инициаторы обращения считают, что  в результате реорганизации из эфира исчезнут все программы, которые отличали местное вещание от других региональных телерадиокомпаний, останутся лишь "парадные" новости.
Напомним, что в ГТРК "Карелия" объем радиовещания уже сократился почти в 2.5 раза, из-за чего в 6 раз меньше стало программ на национальных языках коренных народов. На телевидении в эфир выходят только информационные программы и передачи на национальных языках. Сотрудники неинформационных подразделений готовятся к увольнению. Общее количество сотрудников будет сокращено как минимум на 20%. По словам руководителя ГТРК "Карелия" Марины Хапцовой, в перспективе компания планирует восстановить большинство прежних программ, в связи с чем уволенным сотрудникам предложено поработать внештатно.

 

3. В начале марта на парламентских слушаниях в Законодательном собрании Краснодарского края обсуждалось качество телевизионных программ. Больше всего нареканий было высказано в адрес московских вещательных каналов MTV, "Дарьял-TV", Ren-TV. В пример им ставились местные каналы "Краснодар", НТК, ГТРК "Кубань". Между тем, опрос, проведенный газетой "Комсомольская правда" - Кубань" показал, что  у читателей издания есть масса претензий к местным вещателям. Многие жители прямо обвиняют телеканалы в ангажированности местной власти. Многие телезрители, в частности, заметили закономерность: все новостные сюжеты на ГТРК "Кубань", НТК, "Краснодаре" похожи друг на друга. Репортажи повторяются слово в слово. Читатели уверены, что новостной блок кем-то жестко контролируется.
Конкретные мнения телезрителей Кубани приведены в рубрике бюллетеня "Цитаты недели".

 

II. Цитаты недели

Вот что думают читатели газеты "Комсомольская правда" - Кубань" о местном телевидении.
"Неплохо бы кубанским властям и телевизионщикам прислушаться к нам, зрителям. Поняли бы они, что народу нужно, перестали бы для себя за счет казны передачи снимать".
"Недовольна я ГТРК "Кубань". Они могут целую неделю показывать одни и те же новости, репортажи. И только одни хвалебные, посвященные нашей "замечательной" администрации".
"Чего удивляться, что сюжеты на нашем телевидении идут сплошь "причесанные". А что, кто-то на центральных каналах сейчас режет правду-матку? Все боятся - либо бандитов, либо властей, либо просто судебных разбирательств. Ни расследований журналистских, по сути, в последнее время не стало, ни других по-настоящему острых вещей".
"Глупость некоторых программ на местном телевидении просто убивает. Недавно по НТК в передаче "Полный подъем" рассказывали о двух странах: Мьянме и Бирме - не зная даже, что это одно и то же государство…"
"На кубанском телевидении нет правды жизни, это - чиновниковидение! Речами чиновников и бравыми рапортами в стиле "постановили-выполнили" жизнь не исчерпывается. В ней много такого, на что телевизионному начальству следовало бы обратить внимание. Иначе то, что они показывают, так и будет походить на глянцевую картинку, а не на рассказ о том, что реально происходит у нас в крае".

 

III. Конфликт недели

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова обратилась с письмом к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой дать правовую оценку циркулярному письму начальника Административного департамента МВД РФ В.Майданова от 4 марта этого года. Этот документ озаглавлен так: "Рекомендации по реагированию на критические материалы в средствах массовой информации о деятельности органов внутренних дел".
В целях предупреждения "информационных угроз" пунктом 1.2 данных Рекомендаций ставится задача: "Осуществление сотрудниками отделов информации, региональных и общественных связей ГУ МВД РФ по федеральным округам, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации совместно с сотрудниками оперативных подразделений мероприятий по выявлению возможных организаторов "пиар-акций", направленных на дискредитацию деятельности милиции…для проведения контрмероприятий, а также для опубликования опровержений в СМИ".
"Не оспаривая права сотрудников милиции защищать честь, достоинство и деловую репутацию всеми не запрещенными законом способами, правозащитники обращают внимание на то, что рекомендации… противоречат ряду положений Конституции Российской Федерации, и не соответствуют положениям Федерального закона "О милиции" - сообщается в письме Эллы Памфиловой. Она подчеркивает, что "Статья 2 Федерального закона "О милиции" содержит исчерпывающий перечень задач, решаемых сотрудниками органов внутренних дел, и в нем отсутствует "прогнозирование возможных информационных угроз".
По мнению Эллы Памфиловой, привлечение сотрудников органов внутренних дел к деятельности, не относящейся к их компетенции, снижает эффективность работы правоохранительных структур и является действием противоправным, поскольку "попытки оказать влияние на деятельность зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных общественных объединений противоречит ст. 5 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Включение мер по противодействию распространению объективной информации в рекомендации, рассылаемые органам внутренних дел, ставит под сомнение готовность правоохранительных структур к работе в условиях прозрачности и открытости перед обществом, полагает председатель Совета при Президенте. По мнению Эллы Панфиловой, именно такая корпоративная закрытость и не способствует созданию атмосферы доверия российских граждан к деятельности милиции и готовности содействовать ей в крайне важной работе по охране общественного порядка.

 

IV. Законодательные инициативы

В недрах Института государства и права Российской академии наук родился проект новой редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Документ подготовлен старшим научным сотрудником Сектора информационного права этого института Станиславом Петровским. Текст законопроекта представлен автором в Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" для экспертного обсуждения.
Проект был подготовлен в связи с необходимостью гармонизации положений Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" с действующим гражданским и иным законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права.
В распространенных пояснениях к законопроекту сообщается, что развитие информационных технологий за прошедшие 10 лет с момента принятия Закона породило новые правовые проблемы, спрогнозировать которые при его создании было практически невозможно. Кроме того, при создании Закона новизна, сложность и неопределенность сферы общественных отношений, подлежащих его регулированию, привели к ряду неточностей и пробелов правового регулирования, в частности, к более широкому, по сравнению с действующим гражданским законодательством, толкованию права собственности.
Последнее обстоятельство проявляется, прежде всего, в том, что Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" содержит категории права собственности на информацию, в том числе и на документированную информацию. Данные категории не скоординированы с конституционными и международно-правовыми нормами о праве свободно искать, получать и распространять информацию. Не согласуются они и с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими, что информация не является имуществом, на которое может быть установлено право собственности. Помимо этих и других неточностей, практика применения Закона позволила выявить пробелы правового регулирования и фактически не действующие к настоящему моменту нормы.
Основными изменениями, изложенными в Проекте по сравнению с существующей редакцией Закона, являются следующие.
1. Исключена категория "право собственности на информацию" и "право собственности на документированную информацию". Согласно Проекту, собственность может быть установлена только на материальный носитель информации (бумажный, магнитный или иной) как разновидность имущества.
2. Приведено в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации положение о возможности применения наряду с электронно-цифровой подписью иных аналогов собственноручной подписи, в том числе распространенных на практике аналогов подписи (электронные ключи, пароли и т.д.).
3. Устанавливается, что право собственности на новый информационный ресурс, созданный лицом с использованием информации, содержащейся в не принадлежащем ему информационном ресурсе, приобретается этим лицом, если иное не предусмотрено договором.
4. Предусматривается, что информационные ресурсы, созданные или приобретенные за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, а также созданные, полученные или приобретенные органами местного самоуправления в ходе реализации ими отдельных государственных полномочий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, поступают в собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации соответственно, если иное не установлено каким-либо правовым актом.
5. Уточняется общее правило о порядке использования информации о гражданах (персональных данных). По проекту, разрешается использование персональных данных гражданина не только в случаях, установленных федеральным законом, но также с его согласия, в других случаях.
6. Для создания правовой основы перехода к электронной форме хранения персональных данных, которые накапливаются в государственных органах и организациях в рамках реализации ими своих полномочий, в проекте новой редакции вводится право государственного органа включать такие персональные данные в собственную информационную систему с сохранением обязанности соблюдать их конфиденциальность независимо от формы их представления - на бумажном носителе или в электронной форме.
7. Ограничивается ответственность информационных посредников (провайдеров) за неправомерное распространение информации их клиентами. Согласно Проекту информационные посредники должны нести ответственность только в случаях, когда они не прекратили распространение информации после получения доказательств о неправомерности таких действий.
8. Сокращается количество типов информационных ресурсов и систем, подлежащих обязательной сертификации. По Проекту, обязательной сертификации подлежат государственные информационные системы и ресурсы, информационные системы и ресурсы органов местного самоуправления, созданные или полученные ими в ходе реализации отдельных государственных полномочий, если указанные информационные системы и ресурсы содержат конфиденциальную информацию.
В проект также внесены и другие изменения, построенные на принципах технологической нейтральности, минимально достаточного регулирования и непротиворечивости актов законодательства, затрагивающих вопросы регулирования отношений по поводу информационных технологий.

 

Составитель бюллетеня - аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)