Как не превратить военную службу в карательную машину?

Как не превратить военную службу в карательную машину?

1 апреля в России для кого-то день юмора, а для кого-то день армии. Призыв сменяется призывом, а нарушения прав призывников остаются теми же из года в год. Ситуация не изменится, пока сами призывники и члены их семей не начнут осознавать свои права и бороться за них. Пока же интересы молодых людей призываемых на военную службу отстаивают правозащитники, причем отстаивают не без успеха.

Об основных правонарушениях в ходе осеннего призыва 2004 года рассказали на пресс-конференции 30 марта в Москве представители Всероссийской коалиции «За демократическую альтернативную гражданскую службу (АГС)» и Союза Комитетов солдатских матерей России (СКСМ).

Силами этих организаций был проведен независимый мониторинг нарушений прав граждан в ходе осеннего призыва на военную службу. Мониторинг, в котором приняло участие 33 региональных правозащитных организации, охватил 30 регионов России.

«Случаи нарушений, которые вошли в наш доклад, отбирались только на основе документально-фактических подтверждений. Доклад охватывает типовые проблемы, возникающие при каждом призыве», - представил исследование руководитель гуманитарно-благотворительного центра «Сострадание» Сергей Кривенко.

Он напомнил, что в соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является «долгом и обязанностью гражданина» (ч. 1 ст. 59), но при этом четко указывается, что гражданин обязан нести военную службу «в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 59). «Это означает, что и организация призыва, и само прохождение военной службы должны происходить только в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Отступления от этого порядка, в том числе, в ходе призыва, лишают военную службу ее конституционного смысла, превращают ее в карательную машину - карательную, прежде всего, по отношению к самим защитникам Отечества», - добавил Кривенко.

Представитель Правозащитного союза Карелии Игорь Пальцев рассказал о первых достижениях в ходе борьбы за соблюдения прав человека при призыве на военную службу. «Нам удалось привлечь внимание Генпрокуратуры к этой проблеме после распространения данных мониторинга за 2003 год. В Карелии Генпрокуратурой были организованы проверки по указанным нами случаям. В результате этих проверок наши сведения полностью подтвердились. С тех пор ситуация в Карелии с соблюдением прав человека при призыве значительно улучшилась», - констатировал Пальцев.

Эту победу правозащитники собираются распространить на другие регионы России. Несмотря на то, что, по словам Пальцева, в ряде регионов правозащитные организации смогли найти общий язык с местными органами прокуратуры и работают с ними в контакте, есть еще проблемные территории.

По объективным причинам правозащитным организациям стала известна лишь небольшая часть нарушений прав граждан, допущенных в ходе осеннего призыва 2004 года. Причинами этому правозащитники называют как ограниченность возможностей общественных организаций, так и закрытость органов, осуществляющих призыв, их недостаточная готовность к конструктивному сотрудничеству с общественными организациями, отрицательное отношение к гражданскому контролю за сферой призыва.

Как признались правозащитники, осуществление мониторинга было затруднено тем, что подавляющее большинство граждан, обратившихся в правозащитные организации и заявивших о нарушении их прав, отказались от упоминания в докладе своих фамилий. В качестве причины, заставившей их поставить такое условие, Игорь Пальцев назвал страх перед опасностью преследования со стороны военных комиссариатов, боязнь обращаться в органы прокуратуры.

По словам представителя Центра развития демократии и прав человека Андрей Калиха, нарушениям прав граждан при призыве на военную службу способствует крайне низкая правовая осведомленность призывников и членов их семей о своих правах и способах их защиты, неверие в возможность правового разрешения проблем.

 

Основные виды нарушений прав человека, отмеченные в ходе мониторинга:

 

1. Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты.

Констатируется распространенность вызовов в военкоматы по вопросам призыва в период, когда призывная кампания ещё не началась, нарушение сроков призыва отдельных категорий граждан. Отмечается, что порядок вызова в военные комиссариаты нарушается повсеместно и в массовом порядке. Выявлены случаи насильственного доставления призывников в военные комиссариаты и на сборные пункты для отправки на военную службу.

 

2. Дезинформация призывников.

Приведены проблемы сознательного сокрытия сотрудниками военных комиссариатов, членами призывных комиссий от призывников информации об их правах и даже прямой дезинформации, нередко имеющей целью убедить призывника в безысходности ситуации, несмотря на имеющиеся правовые способы разрешения возникающих проблем. Приводятся примеры психологического давления, запугивания призывников и их родственников.

 

3. Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании).

На военную службу нередко призываются граждане, которые, в соответствии с законом, должны были получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Нарушения прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования признаются одним из самых распространенных видов нарушений в период осеннего призыва 2004 года во всех без исключения субъектах Российской Федерации, где проводился мониторинг.

 

4. Присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий.

Одной из основных проблем в сфере призыва на военную службу является присвоение военными комиссариатами полномочий, возложенных законом на призывные комиссии, которые являются гражданскими структурами. Военные комиссариаты незаконно возлагают на себя несвойственные им по закону функции и полномочия, узурпируя компетенцию призывных комиссий, что, в конечном счёте, ведет к нарушению прав граждан.

 

5. Нарушение процедуры работы призывных комиссий.

Негативное влияние на соблюдение законности при призыве оказывают процедурные нарушения в работе призывных комиссий. Рассматриваются нарушения процедуры работы комиссий, документирования их решений, порядка доведения до призывников решений комиссий.

 

6. Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва либо не являющихся призывниками.

Подняты проблемы осуществления призывных мероприятий в отношении граждан, которые не являются призывниками или должны, согласно законодательству, получить отсрочки или освобождение от призыва на военную службу.

 

7. Нарушения права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС).

Даётся краткий обзор практики реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Отмечается откровенно дискриминационный характер закона. Число граждан, желающих проходить АГС, крайне мало, так как, по мнению общественных организаций, закон имеет карательный характер и фактически является наказанием за убеждения.

 

Коалиция «За демократическую АГС» выступает за реальную военную реформу, результатом которой стал бы отказ от принудительного призыва и переход на комплектование армии на добровольной основе. «Существование системы военной обязанности в её нынешнем виде несовместимо с продвижением России по пути построения правового государства и её интеграции в международное сообщество», - говорится в докладе.

Оценить статью
(0)