Смерть Папы Римского Иоанна-Павла Второго ставит перед иерархией Римско-католической церкви чрезвычайно важную задачу избрать нового понтифика. Процедура избрания нового папы была установлена еще в древности в четко сформулированном кодексе канонического права Римской церкви. Однако процедура избрания с течением времени несколько видоизменилась.
Торжественный ритуал избрания нового Папы Римского окутан тайной и является одним из древнейших из еще действующих в мире политических процедур. С пением древнего григорианского гимна «Veni, creator spiritus» – «Гряди, Душе Святый» – кардиналы-выборщики, которым по правилам церкви должно быть меньше 80 лет, следуют в Сикстинскую капеллу в Ватикане. Расположившись под сводами храма, украшенными недавно отреставрированной росписью великого Микеланджело, кардиналы приступают к избранию нового папы. Они обязаны не покидать Ватикана до завершения своей миссии. Проводится несколько туров тайного голосования, пока один из кандидатов на престол наместника Христа на Земле не наберет двух третей плюс один голос.
Кардиналы обязаны под угрозой отлучения от церкви дать клятвенное обещание хранить в тайне все, что происходит во время конклава. Помещения, в которых происходит работа конклава, тщательно обследуются, дабы исключить наличие электронных подслушивающих приборов. Во время совещания выборщикам не разрешается пользоваться электронной почтой, компьютерами и мобильными телефонами.
Жесткие правила, касающиеся изоляции кардиналов-выборщиков, были введены 800 лет назад с двойной целью: лишить власть имущих возможности влиять на ход голосования кардиналов и заставить их самих не затягивать избрание нового папы. В 1271 году произошел такой курьезный случай: после того, как кардиналы три года безуспешно пытались избрать нового папу, разъяренная толпа разобрала крышу дворца, в котором происходил конклав, и посадила кардиналов на голодный паек, чтобы заставить их договориться.
В 1996 году Папа Иоанн-Павел Второй несколько упростил процедуру избрания папы. Согласно новому правилу, если в течение двух недель ведущий кандидат не наберет двух третей плюс один голосов, он может быть избран простым большинством.
Cледующий конклав вряд ли будет продолжительным, считают большинство наблюдателей. С ними согласен священник Томас Рис, редактор выходящего в США католического журнала «America» и автор книги, посвященной внутренней политике Ватикана. «Представьте такую картину, – говорит он. – В Рим со всего мира съезжается масса представителей СМИ. Чем дольше кардиналы будут решать, кому быть новым папой, тем больше это будет порождать всевозможных слухов о распрях и фракционной борьбе внутри католической церкви. Поверьте, кардиналы постараются не допустить такого сценария. Мне представляется, что следующий папа будет избран в течение трех-пяти дней».
В свое время коллегия кардиналов составляла сто человек и в ней преобладали итальянцы. В настоящее время она возросла до 120 «князей церкви» самых разных национальностей. Все они будут участвовать в избрании нового понтифика.
В наши дни кардиналы не столь сплочены, как раньше, когда их было значительно меньше, говорит монсиньор Брайан Ферме, декан факультета канонического права Католического университета в Вашингтоне. В результате продолжительность будущего конклава будет в значительной мере зависеть от личного общения кардиналов: «Такова ирония судьбы. В наш век высокой технологии и коммуникаций кардиналы не так хорошо знают друг друга и меньше общаются, чем раньше, когда их было меньше».
Монсиньор Брайан Ферме говорит, что на конклавах политической агитации как таковой нет. Происходит спокойное обсуждение различных кандидатур, постепенно созревает время для первого тура голосования. «Мы верим, что в решениях, касающихся избрания нового наследника апостола Петра, вступает в силу благодать Святого Духа, которая содействует видению наиболее подходящего кандидата».
Иоанн-Павел Второй был первым за более чем 400 лет неитальянским Папой. Некоторые наблюдатели считают, что этот прецедент может привести к тому, что новой Папа тоже может оказаться не итальянцем.
Гэри Томас
VOA