У Пенсионного Фонда огромный дефицит, умножающиеся функции, неясные перспективы. Вряд ли в таких условиях удастся удвоить пенсию к 2008 году, как обещал президент Путин. Даже чиновники Фонда бьют тревогу.
31 марта советник председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Владимир Вьюницкий собрал журналистов, чтобы поделиться с ними, по сути, своим недоумением и непониманием ситуации. «Мне самому непонятно, почему такое получается», - признался Вьюницкий, когда речь шла об оценке пенсионной политики. Ему и нам, тем более, непонятна логика пенсионной реформы.
В 2001 году начался курс на переход от солидарной пенсионной системы (когда молодое поколение платит со своей зарплаты за старое поколение) к накопительной системе (когда каждый копит на старость за себя). Сам по себе принцип спорный, и критикуется многими экономистами, в том числе на западе, где повсюду внедряется накопительная система.
Но еще более спорный - российский вариант этого внедрения. Он сопровождается нарастающим дефицитом Пенсионного Фонда, постоянными пересмотрами курса и краткосрочными финансовыми решениями. Вьюницкий намекнул на безответственность исполнительной власти в отношении пенсии, когда прошел по последним инициативам правительства. Он особенно обратил внимание на снижение Единого Социального Налога (ЕСН), который служит первой причиной дефицита ПФ.
От себя еще напоминаем, что снижение соцналога означает снижение доли работодателей в финансировании пенсий, и увеличение доли государства (т.е. налогоплательщиков). Вьюницкий еще акцентировал внимание на тенденции возложения на ПФ несвойственных пенсионной системе функций (медицинское страхование неработающего населения, регистрация льготников и т.п.). «Пора прекратить нас грузить» — призвал он.
В целом пенсионная политика непоследовательна. Сначала был взят либеральный капиталистический курс, скорее всего по чисто идеологическим соображениям, а потом внезапно меняются правила, в основном, в угоду работодателей. «По крайней мере, надо давать себе отчет в последствиях такой политики» - отметил советник. А последствия самые тревожные.
Бюджет ПФР на этот год изначально верстался с большим дефицитом. Однако внеплановое повышение пенсий с 1 марта этого года увеличило дефицит еще больше. Пока финансовые дыры затыкаются за счет федерального бюджета и средств Стабилизационного фонда. В этом году из этих источников будет покрыто примерно 10% пенсионных выплат. Но это пока, а неизвестно, хватит ли надолго ресурсов бюджета и средств Стабилизационного фонда (да, и захочет ли правительство расходовать их таким образом). Поэтому, неизвестно, откуда возьмутся средства не только для повышения средней пенсии, но и вообще для ее выплаты.
Вьюницкий даже признал, что задолженность по выплате пенсий опять растет. Да, и несмотря на недавнее повышение базовой пенсии, средний размер пенсии остается на очень низком уровне: она составляет примерно четверть средней зарплаты (2100 р. против 6400 р.). Причем низкий темп роста средней зарплаты, а то и ее снижение, еще тормозит повышение пенсии, так что при всем желании, трудно поверить в светлое будущее удвоения пенсии к 2008 года.
Тем более, что демографическая ситуация должна еще ухудшиться. Прогнозируется увеличение количества пенсионеров в сравнении с числом работающих, что будет увеличивать расходы ПФР и одновременно значительно сокращать его доходы, по крайне мере, если не увеличить страховые взносы, оплачиваемые работодателями, что как раз и не собирается делать правительство. При этом оно не проводит никакой последовательной демографической или миграционной политики.
Поэтому, непонятно, откуда возьмутся средства для дальнейшей выплаты пенсии, и тем более для ее повышения. За счет увеличения пенсионного возраста, как уже предлагалось? Нет, благодаря протестному движению пенсионеров эта идея, кажется, отодвинулась. По словам же Вьюницкого, после протестных выступлений в начале года, вызванных реформой льгот, власти стремятся избежать любого повода для социальных волнений.
Откуда же взять деньги? Вьюницкий отметил два пути. Впрочем, первый из них он назвал только в качестве страшилки, и тут же его опровергнул. Подумайте сами — это возврат к старому советскому «собесу» (финансирование исключительно из федерального бюджета)! Второй вариант решения, предложенный чиновниками ПФ — «адаптация принятой в 2001 году концепции пенсионной реформы к новым условиям». В качестве примера адаптации было названо предложение председателя ПФР Геннадия Батанова: направлять поступления по единому социальному налогу на пополнение страховых счетов работающих граждан, а базовую часть пенсий оплачивать за счет госбюджета.
Еще была упомянута инициатива министра Зурабова о введении дополнительных добровольных страховых взносов. Это абстрактно хорошая идея, если она не превратится в предлог для власти возложить на всех бедных работников необходимость индивидуально копить для себя на старости, и забыть о государственных обязательствах в этой области.
Третье предложение вообще непонятно, и невыполнимо в нынешних условиях: руководство ПФР все же обещает удвоение пенсий к 2008 году, и даже предлагает увеличить их базовую часть до величины прожиточного минимума. Вьюницкий надеется на экономический рост (пресловутое удвоение ВВП) для выполнения этого обещания. Ну, что же, мечтать тоже не запрещено. Правда, как мне кажется, это не должно быть за счет пенсий будущих пенсионеров…
Карин Клеман
Институт Коллективное действие