Ситуация в системе здравоохранения сегодня – одна из самых кризисных и взрывоопасных. Цены на лекарства растут вместе с очередями в аптеки, поликлиники перегружены выписыванием бесплатных рецептов, однако за любую медицинскую помощь людям приходится платить, а у кого нет денег – отказываться от нее, что известно, чем заканчивается …
Спокоен только министр Зурабов, который в ответ на претензии одного из депутатов, сообщившего в ходе правительственного часа в Госдуме 13 апреля о проблемах в обслуживании льготных рецептов, невозмутимо заявил, что "в каждом регионе есть свои причины неудовлетворительного лекарственного обеспечения… и часть объяснений кроется в несовершенстве взаимодействия между складами, аптеками и лечебно-профилактическими учреждениями". Людям, очевидно, от такого объяснения легче не станет.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного проблемам реформирования системы здравоохранения. Результаты опроса свидетельствуют о необходимости дальнейшего качественного улучшения общественного здравоохранения и развития механизма возмещения затрат на медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение.
Опрос проводился среди пенсионеров и родителей, имеющих детей до 14 лет, которые являются основными целевыми группами российской бесплатной медицины. Как показывают данные исследования, 57% респондентов не удовлетворяет качество бесплатного медицинского обслуживания. И хотя 41% придерживаются противоположной точки зрения, сравнение с данными трехлетней давности убедительно демонстрирует растущий в обществе пессимизм в отношении системы здравоохранения.
Негативные оценки более характерны для респондентов, пользующихся детскими медицинскими услугами (63%), в меньшей степени – для пенсионеров (52%). Просматривается зависимость между позитивныминегативными оценками и уровнем материального положения респондентов: уровень удовлетворенности качеством бесплатной медицины тем ниже, чем более материально обеспечены респонденты.
Более половины опрошенных (59%) указали, что за последнее время прибегали к платным медицинским услугам, в том числе 52% пенсионеров и 70% лиц, имеющих несовершеннолетних детей. В том числе 13% пенсионеров и 17% родителей пользуются такими услугами часто, а 48% пенсионеров и 30% родителей – никогда не пользовались.
Набор наиболее востребованных платных услуг носит скорее «вынужденный» характер, то есть это услуги, которые либо невозможно получить в бесплатных медицинских учреждениях, либо крайне затруднительно, например, в случае, консультаций врачей-специалистов. Работает и другой фактор: респонденты, имеющие детей, несколько чаще обращаются к услугам платной медицины, рассчитывая на более высокий уровень профессионализма врачей и определенный сервис и комфорт при получении платных услуг (возможность не стоять в очередях, быстро получить результаты анализов и др.).
Каким должно быть здравоохранение в России? 65% опрошенных полагают, что бесплатным. Такой точки зрения придерживаются 72% респондентов пенсионного возраста, а 26% опрошенных из этой группы настаивает на сосуществовании платных и бесплатных медицинских услуг. Почти противоположная картина складывается в группе лиц, пользующихся услугами детских лечебных учреждений: 55% выступают за сосуществование двух видов услуг и только 41% считает, что медицина в России должна быть в основном бесплатной.
Опрос ВЦИОМ проведен 30 марта – 4 апреля 2005 г. Опрошено 1440 человек в 18 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Оцените, в какой степени вас удовлетворяет качество бесплатного медицинского обслуживания?
Приходилось ли вам в течение последнего времени пользоваться платными медицинскими услугами, % среди всех опрошенных
Как часто в последнее время вы пользовались платными медицинскими услугами? (%)
Как вы считаете, медицинское обслуживание должно быть в основном бесплатным, в основном платным, или нужно и платное и бесплатное медицинское обслуживание?
(% среди пенсионеров и родителей,
пользующихся бесплатными детскими медицинскими услугами)