Некоторые соседние с Кыргызстаном страны оперативно сделали для себя выводы из последних кыргызских событий и уже приняли определенные меры. В Казахстане, например, власти спешно приступили к проверке всех неправительственных зарубежных организаций, штаб-квартиры которых находятся в США и тех, чье финансирование осуществляется из американских источников. Это вызвало обсуждение в казахстанских средствах массовой информации и об этом можно прочитать в журнале «Оазис». Узбекистан же, как обычно «пошел своим путем».
Во-первых, по сообщению Ozod Ovoz, после событий в Кыргызстане пресса Узбекистана, которая до недавнего времени восхваляла США, неожиданно начала публиковать статьи, критикующие политику Соединенных Штатов. Автор сообщения усмотрел в этом определенный заказ правительства страны. Конечно, можно было бы заподозрить автора в некотором передергивании фактов, если бы это на самом деле не являлось обычной практикой отношений власти с СМИ в Узбекистане.
Вполне вероятно правительство, таким образом, просто готовит общественное мнение (или то, что оно считает «общественным мнением») к ужесточению отношений с теми немногочисленными НПО, которые сегодня работают в стране. Во-вторых, что совсем уж удивительно, власти начали уголовное расследование против ташкентского офиса американской неправительственной организации Internews Network, заподозрив ее нарушении законодательства о поддержке местных независимых СМИ.
По словам руководителя пресс-службы Генеральной прокуратуры Узбекистана Светланы Артыковой, в конце февраля на представительство Internews Network заведено уголовное дело по статье 190 «Осуществление деятельности без лицензии». Сейчас ведется следствие, но каким-то конкретным лицам обвинение не предъявлено. Сами представители офиса Internews Network в Ташкенте говорят, что не видели официальных документов о возбуждении уголовного дела, но прокуратура уже, фактически, приостановила их деятельность и заблокировала счета.
Эта не первая попытка создать трудности для деятельности этой организации. В прошлом году уже была приостановлена деятельность отделения, входящего в структуру Internews Network — Интерньюс-Узбекистан. И хотя сегодня это отделение возобновило свою работу, прошлогодний инцидент вполне можно считать «первым звонком».
Ислам Каримов уже высказывался относительного своего отношения к, так называемым, «цветным революциям» и даже призывал западные страны воздержаться от финансирования тех организаций, которые могут быть к ним причастны. Однако вряд ли он пойдет на откровенный «разгром» неугодных ему НПО — для этого он слишком осторожный и прагматичный политик.
Скорее всего, узбекское руководство постепенно, исподволь, будет ограничивать, ставить под свой контроль, а в некоторых случаях и вообще запрещать деятельность таких организаций. Причем, не всех сразу, а каждую по отдельности, чтобы это не слишком «бросалось в глаза». До этого же, официальный Ташкент приучит к мысли, что так оно в конечном итоге и случится всех заинтересованных лиц.
Напомним, что технология этого процесса уже отработанна. В апреле прошлого года после «революции роз» в Грузии Узбекистан вынудил закрыться представительство Фонда Сороса Институт «Открытое общество», хотя ташкентские представители Фонда и убеждали, что они не имели никаких контактов с узбекской оппозицией и, тем более, не финансировали их.
Дмитрий Аляев
«Оазис»