В исследованиях российских и зарубежных организаций степени коррупциогенности различных сфер функционирования государства и жизни общества система образования неизменно оказывается на первых местах. Как бороться с этим?
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов на тему коррупции в системе среднего и высшего образования и путях ее преодоления.
В целом результаты борьбы с коррупцией в России за последний год отмечают менее трети (30%) опрошенных, в их числе лишь 3% считают, что в этом направлении делается многое, и 27% полагают, что результаты есть, но они слишком незначительны. Немногим менее половины респондентов (44%) считают, что все остается, как было, а 21% опрошенных заявляют, что коррупция только усиливается. При этом сторонники ЛДПР, «Единой России» и «Родины» чаще других указывают на позитивную динамику, а сторонники КПРФ – на негативную.
Среди респондентов, указавших, что в их семьях есть или были за последние 3 года школьники, а таковых оказалось 40%, лишь каждый пятый (8%) ответил, что ему не приходилось в связи с их обучением нести какие-либо неофициальные расходы. Такие расходы вынуждены были делать подавляющее большинство респондентов, имеющих в семьях школьников, во всех группах опрошенных, выделенных по полу, возрасту, образованию, уровню доходов.
Самые распространенные неофициальные расходы в связи с обучением школьников – на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса (их отмечают 38%), дорогие подарки учителям на дни рождения и по поводу других праздников (14%), индивидуальное репетиторство, платные дополнительные уроки у школьных учителей (10%), платные групповые факультативные занятия (8%). Реже указываются расходы за поступление в школу и за хорошие отметки, в том числе на экзаменах (по 2%).
Среди тех, кому приходилось нести такие расходы, 40% отмечают, что за учебный год их сумма составляет менее 1000 рублей, 26% – до 2000 рублей, 21% – до 5000 рублей и 13% – от 5000 рублей и выше. Сумма расходов во многом определяется доходами респондентов. В группе с ежемесячными доходами на члена семьи 1500 рублей и ниже большинство опрошенных (60%) тратят менее 1000 рублей за учебный год, в группе с доходами 5001 рубль и выше большинство (56%) расходуют 2000–4999 рублей.
Среди респондентов, в семьях которых есть студенты, абитуриенты, или они сами являются студентами, абитуриентами, подавляющее большинство (19–22% из 24%), напротив, указывают, что им не приходилось за последние 3 года нести неофициальные расходы. К таковым относятся необходимость нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление, или платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление, или платить неофициально, «на руки» преподавателям деньги за экзамены, зачеты во время сессий. Признались, что у них были подобные расходы, 2–5% опрошенных, или 8-20% от исследуемой группы. Назвали конкретные суммы еще меньше опрошенных, и это не позволяет нам составить полное представление о «расценках». Можно лишь отметить, что фигурировали суммы до 50 тыс. рублей.
В борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования респонденты чаще всего возлагают надежды на такие меры, как более жестокое наказание взяточников (45% считают, что это может предотвратить коррупцию), повышение зарплаты преподавателям (41%). Несколько реже россияне предполагают, что эффективным могло бы быть введение наказания для родителей-взяточников (23%), превращение всех дополнительных расходов в официально платные (22%). Менее всего энтузиазма вызывает предложение сделать платным все образование: лишь 11% полагают, что это может предотвратить коррупцию. 21% если и допускают улучшение, то несущественное. А большинство россиян (56%) считают, что на уровень коррупции это никак не повлияет.
Введение единого государственного экзамена оценивается россиянами скорее скептично: 16% выражают надежду, что эта мера способна преодолеть коррупцию, 27% думают, что если она и поможет, то несущественно, более трети респондентов (36%) считают, что это никак не отразится на уровне коррупции, а каждый пятый опрошенный (21%) затрудняется выразить свое мнение.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16–17 апреля 2005 г. Опрошено 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Руководство страны постоянно говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Видны ли Вам результаты этой борьбы – скажем, за последний год? | |||||
|
Всего опрошенных |
Сторонники политических партий | |||
«Единая Россия» |
КПРФ |
ЛДПР |
«Родина» | ||
Да, в стране делается много для борьбы с коррупцией |
3 |
5 |
1 |
2 |
1 |
Результаты есть, но они не слишком значительны |
27 |
31 |
18 |
37 |
29 |
Практических результатов нет, все остается, как было |
44 |
43 |
45 |
44 |
49 |
Ситуация становится даже хуже, коррупция только усиливается |
21 |
15 |
34 |
15 |
20 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
5 |
1 |
1 |
1 |
Если у Вас в семье есть (или были за последние 3 года) школьники, то приходилось ли Вам нести какие-либо неофициальные расходы в связи с их обучением? | |||||
|
Всего опрошенных |
Доход на члена семьи в месяц, в рублях | |||
1500 |
1501–3000. |
3001–5000 |
5001 | ||
Да, приходилось |
32 |
44 |
26 |
26 |
25 |
Нет, не приходилось, хотя школьники в семье есть (были за последние 3 года) |
8 |
5 |
8 |
9 |
6 |
У нас в семье нет школьников |
56 |
44 |
63 |
61 |
64 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
3 |
4 |
5 |
Если Вам приходилось нести какие-либо неофициальные расходы в связи с обучением школьников, то какие именно? | |
На нужды школы и класса – охрану, уборку, техническое оснащение |
38 |
На платные дополнительные уроки у школьных учителей (индивидуальное репетиторство) |
10 |
На платные групповые факультативные занятия |
8 |
За поступление в школу |
2 |
За хорошие отметки, в том числе на экзаменах |
2 |
Дорогие подарки учителям на дни рождения, другие праздники |
14 |
Другие |
2 |
Затрудняюсь ответить |
56 |
Если у Вас в семье есть школьники, и Вам приходится нести какие-либо неофициальные расходы в связи с их обучением, то какова примерно сумма этих расходов за учебный год? | |||||
|
Всего опрошенных |
Доход на члена семьи в месяц, в рублях | |||
1500 |
1501–3000. |
3001–5000 |
5001 | ||
До 999 руб. |
40 |
60 |
39 |
31 |
17 |
1000–1999 руб. |
26 |
24 |
29 |
24 |
11 |
2000–4999 руб. |
21 |
11 |
22 |
31 |
56 |
5000 руб. и выше |
13 |
5 |
11 |
13 |
17 |
Если у Вас в семье есть студенты, абитуриенты, или Вы сами являетесь студентом, абитуриентом, то приходилось ли Вам за последние 3 года сталкиваться со следующими ситуациями: | |||
|
Нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление |
Платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление |
Платить неофициально, «на руки» преподавателям деньги за экзамены, зачеты во время сессий |
Да, приходилось |
5 |
2 |
5 |
Нет, не приходилось, хотя студенты, абитуриенты в семье есть |
20 |
22 |
19 |
Студентов, абитуриентов в семье нет |
72 |
72 |
72 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
4 |
Какие из следующих мер, по Вашему мнению, будут способствовать борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования, а какие – нет? | ||||||
|
Повысить зарплату препода-вателям |
Сделать все дополни-тельные расходы официально платными |
Сделать платным все образование |
Более жестоко наказывать взяточников |
Введение наказания для родителей-взяточников |
Введение единого государ-ственного экзамена |
Может предотвратить коррупцию |
41 |
22 |
11 |
45 |
23 |
16 |
Если и поможет в борьбе с коррупцией, то не существенно |
28 |
31 |
21 |
29 |
32 |
27 |
Никак не скажется на уровне коррупции |
26 |
38 |
56 |
19 |
34 |
36 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
9 |
12 |
7 |
12 |
21 |